Формирование мировоззрения школьников средствами физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


С 2004 года нами проводится систематическая работа по привлечению школьников к сознательному отношению к занятиям физической культурой.

Работа осуществляется в рамках  средней общеобразовательной школы на контингенте учащихся младших и средних классов. Тщательное изучение специальной литературы, обмен опытом с коллегами, беседы с родителями учеников, с администрацией школы убедили нас в том, что школьных уроков физической культуры и  внеклассных занятий по этому предмету недостаточно для того, чтобы школьник  активно двигался и сделал бы занятия физическими упражнениями составляющей частью своей жизни.  Между тем, практика показывает, что состояние здоровья учащихся, их работоспособность, настроение, активная жизнь и перспективы этой жизни настоятельно требуют от него  активных и сознательных движений.

Нами выявлено, что двигательная активность младших и средних школьников в период их занятий в школе претерпевает значительные изменения, большая часть которых определяется нами как ухудшение и резкое снижение. Так, наибольшее снижение двигательной активности приходится на первоклассника, у которого двигательная активность к моменту прихода в школу снижается до 50%. Далее можно с уверенностью утверждать, что по мере взросления детей и переходу их из  предыдущих в последующие классы двигательная активность учеников снижается, в среднем по 15–20% ежегодно. Кроме того, нами установлено и проверено, что двигательная активность учащихся одних и тех же классов  снижается год от года, в среднем на 5–7%. Наконец, опираясь на последние данные диссертационных исследований [Коников В.И.2005г., Богомолова М.Н., 2005г., Жмулин А.В.2008г., Силаева Н.А.2009г. и др.] выявлено, что двигательная активность младших и средних школьников значительно ниже установленных норм. При этом, как утверждают некоторые учёные [Силаева Н.А. 2009г.], интенсивность этой активности крайне низкая.

Таким образом, на сегодняшний день можно считать выявленным такие показатели двигательной активности младших и средних школьников:

  1. Двигательная активность исследуемого контингента ниже установленных норм для каждой  группы;
  2. Наибольшее снижение двигательной активности – до 50% – наблюдается у первоклассников;
  3. Двигательная активность школьников существенно снижается по мере перехода  в старшие классы;
  4. Двигательная активность исследуемого контингента учащихся снижается в одних и тех же классах из года в год, в среднем на 5-7%.

Известно, что движение ребёнка есть основа его жизненного потенциала, снижение которого приводит к постепенному ухудшению здоровья. Таким образом, наблюдается систематическое ухудшение здоровья детей младшего и среднего школьного возраста. Результаты этих фактов наблюдаются врачами, которые вынуждены  ежегодно пополнять медицинские группы в системе школьного физического воспитания. Например,  ученики  нашей школы соответствуют таким  данным:

Класс

Группа

1

2

3

4

Основная

65

53

56

47

Подготовит.

17

24

21

18

Медицинская

1

1

Самое сложное заключается в том, что количество нездоровых детей увеличивается с каждым годом и наступает такой момент, когда двигательная активность школьника и его занятия физическими упражнениями становятся  для школьника остро необходимыми как факторы  его полноценной жизни. При таких обстоятельствах учителями физической культуры предпринимаются все возможные меры для привлечения детей к занятиям физической культурой. Уроки физической культуры наполняются интересными для детей упражнениями, внеклассная работа содержит секционные занятия по различным видам спорта, используются все возможные мероприятия для увеличения объёма двигательной активности детей: утренняя зарядка, физкультминутка, игры на большой перемене  и т.д. Тем не менее, свой цели мы не добиваемся.

В результате проведенной работы мы пришли к окончательному выводу о том, что никакие внешние воздействия на школьника не могут  существенно изменить его мнение  о физической культуре и спорте.  Нужны воздействия внутреннего характера, а именно: необходимо изменить мировоззрение школьника таким образом, чтобы  в основных  понятиях  его жизни физическая культура и спорт заняли бы соответствующее место и вошли бы как неизменная составляющая  здоровья и благополучия. Нужны изменения ментального характера. Для реализации этой идеи нужно развернуть соответствующую пропаганду и агитацию специфического характера, способную мотивировать школьника на самостоятельный поиск средств и методов физической культуры. Другими словами, нужно добиться, чтобы школьник сам себя мотивировал на занятия физическими упражнениями и сам для себя находил возможности для занятий физической культурой – нужно научить его  бороться за свою двигательную активность. Наши представления об этом таковы, что наступил момент изменения мировоззрения школьника на такое, где место физической культуры и спорта будет одним из основных. Воплощая в жизнь эту идею, мы приступили к новым исследованиям. В настоящее время мы изучаем сформировавшуюся мотивацию школьников на физическую культуру и спорт с тем, чтобы найти пути к её дальнейшему совершенствованию. Уже первые шаги в этом направлении убеждают нас в том, что мотивация школьников крайне низкая и предстоит немало работы, чтобы она предстала в должном виде.