С 2004 года нами проводится систематическая работа по привлечению школьников к сознательному отношению к занятиям физической культурой.
Работа осуществляется в рамках средней общеобразовательной школы на контингенте учащихся младших и средних классов. Тщательное изучение специальной литературы, обмен опытом с коллегами, беседы с родителями учеников, с администрацией школы убедили нас в том, что школьных уроков физической культуры и внеклассных занятий по этому предмету недостаточно для того, чтобы школьник активно двигался и сделал бы занятия физическими упражнениями составляющей частью своей жизни. Между тем, практика показывает, что состояние здоровья учащихся, их работоспособность, настроение, активная жизнь и перспективы этой жизни настоятельно требуют от него активных и сознательных движений.
Нами выявлено, что двигательная активность младших и средних школьников в период их занятий в школе претерпевает значительные изменения, большая часть которых определяется нами как ухудшение и резкое снижение. Так, наибольшее снижение двигательной активности приходится на первоклассника, у которого двигательная активность к моменту прихода в школу снижается до 50%. Далее можно с уверенностью утверждать, что по мере взросления детей и переходу их из предыдущих в последующие классы двигательная активность учеников снижается, в среднем по 15–20% ежегодно. Кроме того, нами установлено и проверено, что двигательная активность учащихся одних и тех же классов снижается год от года, в среднем на 5–7%. Наконец, опираясь на последние данные диссертационных исследований [Коников В.И.2005г., Богомолова М.Н., 2005г., Жмулин А.В.2008г., Силаева Н.А.2009г. и др.] выявлено, что двигательная активность младших и средних школьников значительно ниже установленных норм. При этом, как утверждают некоторые учёные [Силаева Н.А. 2009г.], интенсивность этой активности крайне низкая.
Таким образом, на сегодняшний день можно считать выявленным такие показатели двигательной активности младших и средних школьников:
- Двигательная активность исследуемого контингента ниже установленных норм для каждой группы;
- Наибольшее снижение двигательной активности – до 50% – наблюдается у первоклассников;
- Двигательная активность школьников существенно снижается по мере перехода в старшие классы;
- Двигательная активность исследуемого контингента учащихся снижается в одних и тех же классах из года в год, в среднем на 5-7%.
Известно, что движение ребёнка есть основа его жизненного потенциала, снижение которого приводит к постепенному ухудшению здоровья. Таким образом, наблюдается систематическое ухудшение здоровья детей младшего и среднего школьного возраста. Результаты этих фактов наблюдаются врачами, которые вынуждены ежегодно пополнять медицинские группы в системе школьного физического воспитания. Например, ученики нашей школы соответствуют таким данным:
Класс Группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
Основная |
65 |
53 |
56 |
47 |
Подготовит. |
17 |
24 |
21 |
18 |
Медицинская |
1 |
1 |
– |
– |
Самое сложное заключается в том, что количество нездоровых детей увеличивается с каждым годом и наступает такой момент, когда двигательная активность школьника и его занятия физическими упражнениями становятся для школьника остро необходимыми как факторы его полноценной жизни. При таких обстоятельствах учителями физической культуры предпринимаются все возможные меры для привлечения детей к занятиям физической культурой. Уроки физической культуры наполняются интересными для детей упражнениями, внеклассная работа содержит секционные занятия по различным видам спорта, используются все возможные мероприятия для увеличения объёма двигательной активности детей: утренняя зарядка, физкультминутка, игры на большой перемене и т.д. Тем не менее, свой цели мы не добиваемся.
В результате проведенной работы мы пришли к окончательному выводу о том, что никакие внешние воздействия на школьника не могут существенно изменить его мнение о физической культуре и спорте. Нужны воздействия внутреннего характера, а именно: необходимо изменить мировоззрение школьника таким образом, чтобы в основных понятиях его жизни физическая культура и спорт заняли бы соответствующее место и вошли бы как неизменная составляющая здоровья и благополучия. Нужны изменения ментального характера. Для реализации этой идеи нужно развернуть соответствующую пропаганду и агитацию специфического характера, способную мотивировать школьника на самостоятельный поиск средств и методов физической культуры. Другими словами, нужно добиться, чтобы школьник сам себя мотивировал на занятия физическими упражнениями и сам для себя находил возможности для занятий физической культурой – нужно научить его бороться за свою двигательную активность. Наши представления об этом таковы, что наступил момент изменения мировоззрения школьника на такое, где место физической культуры и спорта будет одним из основных. Воплощая в жизнь эту идею, мы приступили к новым исследованиям. В настоящее время мы изучаем сформировавшуюся мотивацию школьников на физическую культуру и спорт с тем, чтобы найти пути к её дальнейшему совершенствованию. Уже первые шаги в этом направлении убеждают нас в том, что мотивация школьников крайне низкая и предстоит немало работы, чтобы она предстала в должном виде.