Цели:
- Образовательные: закрепление умения учащихся работы с текстом, подготовка к сдаче ЕГЭ, развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, усвоение и углубление знаний учащихся по изучению синтаксиса.
- Развивающие: стимулирование мыслительной деятельности учащихся, преодоление трудностей в выборе вариативных конструкций, умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы.
- Воспитательные: приобщение к чтению книг, формирование духовных ценностей человека.
Задачи:
- повторение теоретических сведений, связанных с изучением синтаксиса;
- разнообразие форм работы по закреплению материала;
- развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся.
Урок проводится в кабинете, оснащенным ПК, проектором, Подключение к Интернету обеспечено.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся. Объявляется тема урока и его цели.
II. Повторение (10 мин).
№ 1. Для повторения пройденного материала проводится разминка (через проектор высвечивается задание с вариантами ответов, учащиеся работают устно; если есть возможность, можно одного учащегося попросить пройти онлайн-разминку на Интернет-сайте College.ru):
А. Европа – колыбель культуры, а Греция –
колыбель европейской цивилизации. Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур. В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились. Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий. |
1) В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1. А, В, Б, Г
2. Б, В, А, Г
3. В, А, Г, Б
4. А, Г, В, Б
2) Сколько грамматических основ в предложении В?
1. Пять
2. Две
3. Три
4. Четыре
3) Укажите верную характеристику предложения Г:
1. Сложноподчиненное
2. Сложносочиненное
3. Сложное бессоюзное
4. Простое с однородными членами
Ответы: 1) 4; 2) 1; 3) 1.
№ 2. Для повторения синтаксических норм и устранения ошибок, связанных с их нарушением, используется ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Приложение 1).
№ 3. Повторение пунктуации ( через проектор высвечиваются задания с выбором ответов; учащиеся устно выбирают верный вариант ответа).
1) Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении
Величественное море к вечеру совсем утихло ( ) и только изредка глухо вздыхало.
А. Простое предложение с однородными членами, запятая не ставится.
Б. Простое предложение с однородными членами, запятая ставится.
В. Сложносочиненное предложение, запятая ставится.
2) Объясните постановку двоеточия в предложении
Утром, спустившись к реке, я не узнал её: она очнулась, зашумела, заходила широкими размашистыми волнами.
А. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Б. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чем говорится в первой части.
3) Объясните постановку тире в предложении
Темнело быстро – всё мрачнее и величественнее становились горы.
А. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Рассмотрев несколько теорий происхождения языка,
А. У автора нет своей определенной точки зрения по этому вопросу.
Б. Автор не признал убедительной ни одну из них.
В. Ни одна из них не показалась автору убедительной.
Г. Все они отвергаются автором.
Ответы: 1) А; 2) В; 3) Б; 4) Б.
III. Основная часть (25 мин.)
Работа с текстом (текст высвечивается через проектор):
Есть ли у книги будущее? Как бы нелеп ни был этот
вопрос, он существует и, более того, вот уже
многие годы волнует умы людей. Скептики и
сомневающиеся были всегда. Время от времени мы
слышим сетования на то, что книг написано великое
множество и что прочитать их невозможно. Поэтому
читать перестанут вовсе.
«Одна из болезней нашего века –
многочисленность книг...», – об этом говорил еще в
семнадцатом веке какой-то ученый муж из Англии. И
совсем «хоронит» книгу автор статьи «Конец
книги», опубликованной в одном из русских
журналов в конце
девятнадцатого века. Воодушевленный
изобретением фонографа, он писал, что теперь
«писатели будут обращаться к актерам и певцам,
которые будут передавать их произведения
фонографу». Будущего читателя он представлял в
таком виде: «Спокойно развалясь на диване, в
удобных позах, не утомляя глаз, люди будут
слушать интересные произведения, передаваемые
фонографом... Не сомневаюсь, что книги наконец
будут
забыты всеми жителями земного шара и печать
останется только для торговли и частных
надобностей. Так или иначе, а песня книги спета».
Заметим, что во времена подобных оракулов мир еще
не знал ни кино, ни телевизоров, ни компьютеров,
ни диктофонов, ни аудиокниг.
Двадцатый век породил своих скептиков и
предсказателей гибели книги. Конечно,
современники «электронного века» имеют для
таких высказываний еще больше оснований. Великие
изобретения нашего времени не могли не сказаться
на роли книги в общей системе получения
информации. Но и утратив свое некогда
монопольное положение, она по-прежнему остается
важным средством современной
системы образования, ибо, как пишет ученый и
писатель А. Азимов, «никогда не будет придумано
что-либо подобное книге – способное дать вам как
раз столько, сколько нужно, и никогда – слишком
мало или слишком много, дать вам одному целую
вселенную». Как вы думаете, вытеснит ли книгу
компьютер?
- Как вы озаглавите текст?
- Какова тема текста?
- Назовите основную мысль текста.
- Определите стиль и тип речи, приведите доказательства.
- Актуальна ли проблема, поднятая автором текста? В каком предложении она выражена?
- Как выражена авторская позиция? Какие средства использует автор, чтобы передать свои мысли? (Вопросительные предложения, цитирования)
- Текст исчезает с экранов, у доски и в тетрадях проводится словарная диктовка с объяснением: будущее, написано, воодушевлённый, частные, оракулы, что-либо, по-прежнему.
- Текст появляется на экране. Какое слово важно для понимания роли книги в жизни человека? (Будущее)
- Почему слова «хоронит» и «электронный век» взяты в кавычки?
- Определите лексическое значение слов: оракул (человек, все слова которого признаются непреложной истиной), диктофон (аппарат для звукозаписи речи), фонограф (прибор для механической звукозаписи и звуковоспроизведения), монопольный (исключительное пользование чем-либо).
- Укажите вид связи предложений первого абзаца. (Цепная)
- Укажите вид предпоследнего предложения первого абзаца. (сложноподчиненное) Какой тип подчинения представлен? (Однородное) Почему отсутствует запятая между придаточными частями? (Связаны союзом И).
- Запишите первое предложение второго абзаца, подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены.
- Выпишите из текста по одному примеру словосочетаний на все способы связей. (Пример: согласование – важным средством, управление – прочитать их, примыкание – были всегда.)
- Какова роль НИ в последнем предложении второго абзаца? (Соединительный повторяющийся союз, который употребляется в отрицательных предложениях с усилительным значением)
- Текст исчезает с экрана. Учитель диктует
последний абзац текста. Затем текст вновь
появляется, ученики проверяют написанное. В
записанном отрывке найдите
А) предложение с вводным словом;
Б) предложение с деепричастным оборотом;
В) предложение с вводной конструкцией. - Найдите в тексте предложения с прямой речью и с частичным цитированием. В чем разница?
- Какая проблема осталась за пределами текста? В каком предложении она выражена? (В последнем) Чем отличаются первое и последнее предложения текста?
IV. Заключительная часть (10 мин.)
Работа в группах (в одной группе не более 4 человек).
Письменно ответьте на вопрос, который поставил автор в конце текста (не более 4-5 предложений: простых с обособленными членами предложения и сложных). По окончании работы чтение своих вариантов ответа всеми группами.
V. Разноуровневое домашнее задание (раздается учащимся в печатном виде): простой уровень (Приложение 2), средний уровень (Приложение 3), повышенный уровень (Приложение 4).