Эпиграф к уроку:
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
(Л. Толстой)
Цель: Показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений .
- Образовательная: закрепить понятие семьи, познакомить с условиями заключения брака.
- Воспитательная: воспитание гражданской и социальной ответственности, навыков толерантного поведения в семье и обществе на основе формирования у учащихся четкого осознания необходимости – правового регулирования семейных отношений.
- Развивающая: развитие умений анализировать, оценивать, высказывать свое мнение в ходе работы в группах.
Словарь:
- семья,
- брак,
- семейный кодекс,
- брачный возраст.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
– Я вам прочитаю, стихотворения Валентина Берестова вы внимательно послушайте и ответите на мой вопрос?
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук.
За то, что ты сын.
За то, что малыш
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
– О ком я сейчас прочитала стихотворение?
Приходит время, и у молодых людей – юношей и девушек – возникает потребность любить и быть любим, иметь свою семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности, люди как правило, не чувствуют себя счастливыми. Старая притча гласит: человек – все равно, мужчина или женщина – это только половина какого – то совершенного существа, вторая половина затеряна в мире, и они всю жизнь тянутся друг к другу и стремятся соединиться. Каждый человек стремиться преодолеть одиночество, через любовь к своему избраннику, продолжить себя, обеспечить достойную смену поколения.
Ведь счастливое супружество благотворно влияет на всю жизнь человека и укрепляет хорошее настроение и работоспособность. А самое главное условие создание счастливой семьи – любовь. С этого чувство и начинается путь к настоящему семейному счастью.
Педагог задает вопросы.
Презентация. (Слайд 2)
– Что такое семья?
– Зачем человеку семья?
– Может ли человек жить без семьи?
Объяснение учителя:
(Слайд 3)
- Семья – первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственности.
Объединитесь по группам.
Задание:
Ответьте на вопрос: "Семья ли это?"
1. Валера и Марина – муж и жена . У них нет детей. Они живут самостоятельно, снимая жилплощадь.
2. У Кати и Гриши Ивановых двое детей. У них нет собственной жилплощади, и они живут вместе с родителями.
3. Светлана и Вася познакомились 2 года назад и уже 7 месяцев живут вместе, нанимая квартиру совместно.
4. Встретились мужчина и женщина. Понравились друг другу и решили “сойтись”. Родились дети. Все живут счастливо. Но их отношения государством не было зарегистрировано. Можно ли считать эту группу людей семьей? (Да.)
5. Глубоко верующие родители молодых людей настояли на венчании в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли назвать эту пару семьей? (Нет.)
Вывод:
Семья – это совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство.
– Я предлагаю вам поиграть.
Игра “Ассоциация”.
Цель: учить высказывать свои мысли.
– Закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья. Какие
ассоциации со словом семья у вас возникают?
– А если бы семья была птицей, то какой и почему? А если бы семья была деревом,
то каким и почему?
Педагог оценивает высказывание учащихся .
На уроке сегодня мы поговорим о правовых основах брака и семьи.
Брак и семья на протяжении многих столетий являются главным элементам социальной структуры любого общества. Выбор надежного спутника жизни – непростое дело.
– Как вы думаете, какие условия нужны для счастливой совместной жизни семьи?
(Обоюдная любовь, взаимное уважение, ответственность друг перед другом, перед будущей семьей и т.д.).
– Если выбор сделан, встретились два любящих сердца, то они могут вступить в брак, добровольный союз, который направлен на создание семьи.
Какую роль в создании семьи играет заключение брака?
Заключение брака – это юридический акт, обеспечивающий юридическое оформление семьи. Слово "брак" произошло от древнерусского слово "брачити", т. е отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое
Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Игра “Ассоциация”.
– Закройте, пожалуйста глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?
– А если бы семья была птицей, то какой и почему? А если бы семья была деревом, то каким и почему?
Рассмотрим правовые основы семейно-брачных отношений.
- Порядок и условия заключения и расторжения брака;
Статья 1, ч.2 Семейный кодекс:
Брак признается , заключенный только в органах актов записи гражданского состояния.
Глава 3 СКРФ ст. 11. Порядок заключения брака.
1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в ЗАГС.
Отдельных случаях месячный срок может быть изменен, сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц.
Ст.12. Условия заключения брака.
1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Ст. 13. Брачный возраст.
1. Брачный возраст устанавливается с 18 лет.
При наличии уважительных причин, по просьбе брачующихся он может быть снижен до 16 лет. Уважительные причины: беременность невесты, рождение ребенка, призыв жениха в армию.
Ст. 14 Обстоятельства, препятствующие заключению брака.
Не допускается заключение брака между:
- Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
- Близкими родственниками.
- Усыновителями и усыновленными.
- Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Ст. 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.
Рассмотрев некоторые статьи с семейного кодекса которые регулируют семейное право, вы сейчас самостоятельно будите работать с конституцией разберете содержание статьей и внесете их в таблицу.
Работа по конституции разобрать статьи: и внести в таблицу.
1-я группа познакомиться со статьями 2; 19; 20; 21.
2-я группа 22; 23; 28; 38.
– Какие другие источники вы знаете, которые регулируют семейное право?
- Гражданский кодекс, дающий ряд важнейших определений, дееспособность несовершеннолетних, дееспособность малолетних, опека, попечительство.
- Трудовой кодекс Р.Ф. определяющий порядок предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Основа семейной жизни – любовь и взаимная ответственность мужчины и женщины. Гармония сексуальных отношений супругов имеет большое значение, но не меньшее значение имеет и духовная, и нравственная связь мужа и жены.
1-я группа: кратко опишите свои представление о счастливой семье.
2-я группа: отчего семья бывает несчастной?
Задание выполнится и зачитывается.
– Какие статьи семейного кодекса регулируют правовые основы брака и семьи.
Задание “ Проверь себя”. (Приложение 1).
Итог:
– Что интересного вы узнали на уроке?
– Какие условия нужны для заключения брака?
– Что такое брак?
Оценить работу учащихся.
Домашнее задание: Написать мини сочинение: Счастливая семья.