Программное содержание:
- Закрепить навыки количественного порядкового счёта от 1 до 10.
- Продолжать учить сравнивать две группы предметов в пределах 8, определять, какое число больше, меньше; соотносить количество предметов с цифрой.
- Упражнять в решении задач на уменьшение числа на единицу.
- Упражнять называть дни недели, правильно использовать названия частей суток.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
- Закреплять знание о геометрических фигурах, умение изображать их на листе бумаги.
- Развивать логическое мышление, внимание, умение рассуждать.
- Формировать положительное отношение к русским народным сказкам.
Материал и оборудование:
- В группе, на полу, прикреплены “кочки” с наклеенными на них цифрами от 1 до 10.
- На доске прикреплено изображение озера, на нём бумажные кувшинки (4 – без цветков и 3 – с цветками). Вверху – лягушка со стрелой в лапе. Под тканью спрятана кукла Царевна.
- Рядом с озером расположены карточки с цифрами (от 1 до 8).
Для лесной полянки: деревья, заяц – Хваста, карточка с вопросами на
сообразительность.
Кукла Алёнушка, яблонька, корзина с настоящими яблоками.
На столах – чистый лист бумаги, линейка с геометрическими формами, простой
карандаш в подставке, цифры от 0 до 8.
Диск со стрелкой, на котором иллюстрации к сказкам: “Царевна -лягушка”, “Заяц –
Хваста”, “Гуси – лебеди”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: А какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют известные сказки.)
Воспитатель: Ребята! Представьте, что мы отправились в увлекательное путешествие по сказкам. В пути мы будем выполнять математические задания, чтобы помочь сказочным героям. Нас ждут волшебные превращения, приключения. Но прежде чем мы отправимся в путь, нужно размять наши пальцы – ведь придется много трудиться.
Пальчиковая гимнастика.
“Пальчики в лесу”.
“1, 2, 3, 4, 5 (по порядку выпрямляем палец)
Вышли пальчики гулять (подсказываем) (Руки в кулаке, выпрямляем мизинец.)
1-й – этот пальчик в лес пошёл,
2-й – этот пальчик гриб нашёл,
3-й – этот пальчик чистить стал,
4-й – этот пальчик жарить стал,
5-й – ну а этот только ел, оттого и потолстел”.
Воспитатель: Поможет нам путешествовать по сказкам вот этот волшебный
круг (показывает).
Как вы думаете, что на нём изображено? (Ответы детей.) Куда нам
предстоит попасть сначала? (На озеро.) Как мы туда доберёмся? (По
кочкам.) Верно.
Дети прыгают по кочкам и садятся за столы.
Воспитатель: И так, чтобы нам попасть на озеро, давайте проведём небольшую разминку, поиграем в игру “Кто знает, тот дальше считает. (Счет от 1 до 10.)
Воспитатель показывает на лягушку и говорит:
– Что за необычная лягушка живет в этом озере?
(Царевна лягушка.)
Она грустит. Почему? (Предложения детей.)
Иван-царевич старается выполнить задания Кощея Бессмертного. От этого зависит, превратиться ли лягушка в царевну или век ей на озере жить?
– Давайте поможем Ивану-царевичу.
Первое задание Кощея:
– Сосчитайте кувшинки. (Счет от 1 до 7.)
– Сколько кувшинок с цветками? (Три.)
– Сколько без цветков? (Четыре.)
Каких кувшинок больше: с цветками или без цветков? На сколько больше? (На один.)
– Что нужно сделать, чтобы и тех и других кувшинок стало поровну?
(Ответы детей.)
Второе задание Кощея:
– На листьях кувшинок сидело 6 лягушек.
Одна спрыгнула в воду.
Сколько лягушек осталось? (Ответы детей.)
Покажите цифру. (Дети показывают.)
Вы помогли Ивану-царевичу выполнить задания Кощея и через несколько секунд лягушка превратится в царевну. Закройте глаза. (Убирает лягушку, достаёт куклу Царевну и говорит за неё):
Царевна: Спасибо, дети! Вы помогли мне избавиться от злых чар Кощея Бессмертного. Я здесь дождусь Ивана-царевича, а вам счастливого пути в волшебный мир сказок!
Воспитатель: Ребята, продолжаем наш путь. Куда наша стрелка указывает?
(На зайца.) (Появляется заяц.)
Заяц: Привет! Что-то стало холодно в нашем лесу, осень подходит к концу, а я ещё не весь полинял – Лиса меня быстро найдёт. Можно я с вами побуду, ведь я никого в лесу не боюсь: ни Волка, ни Медведя. А ещё я самый, самый, самый...
Воспитатель: Осторожно, не лопни от зазнайства. Наши ребята не собираются тебя пугать. А вот кто самый умный, мы сейчас и выясним. Я буду задавать тебе, Зайка, и ребятам вопросы, постарайтесь ответить на них правильно:
- Покажите цифру, которая подскажет, сколько углов у круга? (0).
- Бывает 7 пятниц в неделе?
- (Обращается к зайцу). У вас, животных, 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы спереди, 2 – сзади. Сколько лап у животного? (4.)
- По лесу бежали заяц, пчела, лиса, шмель и волк. Сколько животных бежало по лесу? (3.)
- Белка сидела на ёлке. Бросила вниз шишку и попала медвежонку в лоб. Сколько стало шишек? (Две.)
- Покажите цифру, похожую на предмет, с помощью которого мальчишки гоняют шайбу? (Цифра 7.)
А ещё хотите поиграть? (Да!)
Игра “Неделя, стройся!”
“Сейчас проверим, как вы знаете части суток”.
Игра “Закончи предложение”.
(Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают их.)
– Спим мы ночью, а делаем зарядку... (Утром.)
– Обедаем мы днём, а ужинаем... (Вечером.)
– Ужинаем вечером, а спим... (Ночью.)
– Солнце светит днём, а луна... (Ночью.)
Воспитатель: Молодцы! На все мои вопросы ответили правильно. Ну, что, зайчик, будешь ещё зазнаваться или пойдёшь учиться в лесную школу?
Заяц: Я буду учиться – хочу стать таким же умным, как эти дети. До свидания, ребята!
Воспитатель: А мы продолжим наше путешествие и дальше по направлению нашей стрелки на круге (Воспитатель обращает внимание на куклу, говорит за неё): “Меня зовут Алёнушкой. Моего братца унесли гуси – лебеди, а я не знаю, где его искать. Помогите мне.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, из какой сказки Алёнушка? Поможем ей. Мы знаем, где живут гуси – лебеди. Пойдём с нами.
(Дети с куклой идут и видят яблоньку.)
“Яблонька, ты подскажи,
Нам дорогу укажи.
Помоги гусей догнать,
У них Ваню отобрать”.
Яблонька: Выполните мои задания, тогда подскажу вам дорогу. Решите задачу: На яблоне висело 10 яблок, 1 груша упала. Сколько яблок осталось на дереве? (10.)
Физкультминутка.
(Дети берутся за руки и становятся вокруг яблони.)
Яблонька, яблонька выросла в лесу. (Ходят по кругу)
К яблоньке, к яблоньке в гости я приду. (Идут к яблоньке)
Ветерок качает её веточки. (Поднимают руки вверх, окачивают ими)
А листочки шепчут: “Как нам хорошо!” (Перебирают пальцами)
Наберём мы яблочек, угостим друзей. (Опускают руки, приседают)
Громко, громко скажем мы “спасибо” ей! (Наклоняются вперёд).
Воспитатель: Яблонька хочет вам предложить ещё одно задание.
Яблонька: Настряпала печка – матушка пирогов с яблоками разной формы, а на листе разложить не может. Не знает, где у листа верх и низ, где сторона левая и правая. Поможем ей?
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, положить перед собой чистый лист белой бумаги – геометрический диктант.
Воспитатель: Ребята, покажите пальцем, где у листа верх, где низ, где левая сторона и где правая. (Дети выполняют задание.) Теперь помогите печке и девочке. Нарисуйте на листе пироги – геометрические фигуры.
– Наверху нарисуйте квадрат.
– Внизу круг.
– С левой стороны прямоугольник.
– С правой треугольник.
– В середине овал.
Дети выполняют задание. Один или два ребенка читают, что нарисовали. Остальные – проверяют выполненные ими задания. Алёнушка поблагодарила детей и побежала дальше.
Воспитатель: наше путешествие подошло к концу.
– В каких сказках вы побывали? (Перечисляют.)
– Какие добрые дела сделали для персонажей сказок? (Ответы детей.)
– Сегодня вы выручали сказочных героев. Надеюсь и в реальной жизни вы всегда
будете помогать. За то, что вы все задания выполнили правильно, яблонька
приготовила вам в подарок полную корзину яблок. (Угощение яблоками. Дети
садятся на ковёр и вспоминают свои приключения.)