Программное содержание:
- Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе и умения устанавливать простейшие связи между ними.
- Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями.
- Активизировать словарь детей.
- Воспитать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.
- Закрепить знакомые детям стихи, учить отгадывать загадки.
- Закреплять счёт в пределах “3”.
- Учить различать и называть пространственные отношения: справа – слева.
- Упражнять в определении правой рукой и правой стороны, левой рукой и левой стороны.
- Закрепить и обобщить знания детей о свойствах предметов: высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий.
- Продолжать учить детей лепить из пластилина. Учить приёму вдавливания середины шара, и оттягивания всех краёв миски. Воспитывать любовь к русско-народным сказкам.
Материал и оборудование:
Объёмные деревья, игрушки 3-х медведей, салфетки под миски, конверт с приглашением; 2 дорожки, разные по ширине; знаки – символы по правилам поведения в лесу; муляжи грибов, корзинка, листья трёх видов: кленовые, дубовые, берёзовые; игрушка – заяц; цифры от 1 до 3-х, картины, изображающие части суток и время года, пластилин, аудиокассета с записью произведений об осени.
Ход занятия
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: “Вы дружные ребята?” (“Да!”)
“Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем дружить. Распределитесь по парам и приготовьте свои ладошки”.
Дети читают стих и производят действия по тексту:
“Мы ладошку к ладошке сложим
И друг другу дружить предложим,
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными стать!”
Воспитатель: “Ребята, посмотрите, солнышко проснулось, значит наступило что?”
Дети: Утро!
Воспитатель: Кто из Вас, ребята, покажет нам на картине эту часть суток – утро? (Дети показывают и объясняют, почему.)
Дети: “Наш день”.
Воспитатель: “Выглянуло солнышко и стало тепло”.
Пальчиковая гимнастика.
Потрите ладошки друг о друга, поверните свои ладошки, “посверкайте” своими лучиками. А теперь давайте разбудим наши пальчики. Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом, загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца:
“Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик – уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми!
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!”
Стук в дверь. Почтальон принес письмо. Воспитатель заинтересовывает детей: что в конверте и от кого.
– А теперь, ребята, давайте откроем конверт. Достает приглашение и читает: “Дорогие ребята из группы “Солнышко”! Мы знаем, что вы любите русские народные сказки и поэтому приглашаем Вас к нам в гости познакомиться. Прочитав нашу загадку, вы догадаетесь – кто мы и из какой сказки”.
Воспитатель читает загадку:
“Возле леса на опушке
Трое нас живет в избушке.
У нас три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки?” (“Три медведя”.)
– А теперь вспомним с Вами, как звали трёх медведей?
Ответы детей.
– Кто из них самый большой? (Михаил Иванович.)
– А кто самый маленький? (Мишутка.)
– Так сколько же всего медведей? (“Три!”)
Кто из вас, ребята, покажет нам цифру три, обозначающую число медведей и прочитает о ней стихотворение? (Ребенок показывает цифру три и читает о ней стих.)
– Правильно, молодцы!
– Ну что, ребята, вы согласны отправиться в сказочное, волшебное путешествие к
трем медведям? (Ответ детей.) Попасть туда не просто. Перед вами две тропинки:
одна широкая, другая узкая. В лес ведёт только широкая дорога. Кто из Вас,
ребята, покажет, где эта дорога? (Дети показывают.) Я пойду вместе с Вами и буду
смотреть, что бы никто не отстал и не заблудился. Готовы? В путь!
Математическая игра – “Что бывает широким – низким”. Игра “Карлики-великаны”.
Дети идут по тропинкам под музыкальное сопровождение “Звуки осеннего леса”, “Осень Вивальди”.
Воспитатель:
“Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
Всё вокруг искриться,
Всё переливается,
Как же это чудо в природе называется?”
Дети хором: “Осень!”
– Кто из Вас, ребята, покажет на картине это время года? Д/и “Когда это
бывает?”
– Ребята, осень рада Вам и приготовила интересные игры. Прежде, чем продолжить
наш путь, давайте вспомним, как вести себя в лесу? Поиграем вот в какую игру. Я
буду Вам показывать знаки, а вы объясняйте их значение. (Показать 3–4 знака.)
Мы пришли на лесную поляну, где растут разные деревья (показывает). Кто из Вас назовёт какие? (Дети называют.) Осень подходит к концу, деревья почти все стоят голые, земля усыпана листвой (разбросать листья по полу). Подул ветер и смешал все листья. Осень просит Вас помочь, чтобы каждый листочек попал к себе домой.
Экологическая игра.
“Все по домам” – учить находить целое по его части.
(Дети должны поднять с пола любой листочек, покружиться с ним под музыку и по сигналу воспитателя, стать рядом с деревом, от которого лист.)
Воспитатель: “Как хорошо в лесу, как вольно дышится. Ой, ребята, посмотрите, среди мха и листвы выглядывают разноцветные шляпки оставшихся грибов. Давайте посмотрим, что эта за грибы и посчитаем, сколько их. (Среди съедобных грибов – мухомор.)
Д/И “Съедобное – несъедобное”.
Воспитатель: “Ребята, тише! Мне кажется, что под самым низким деревом кто-то плачет. Определите, где это дерево. (Дети определяют дерево и находят там зайчика.) Воспитатель берёт его, спрашивает, что случилось и от имени зайца, рассказывает, что зайчик решил навестить своих друзей из другой сказки и заблудился, так как совсем не знает, где правая, а где левая сторона. Мы с вами сможем ему помочь? (Ответ детей.) А Вы знаете, как определить, где правая, а где левая сторона? (Ответ детей.) Я Вам расскажу один секрет. Там, где бьётся сердце – это левая сторона. Тогда другая сторона – правая.
А теперь поиграем: “Дотроньтесь правой рукой до носика, левой до уха. Топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком. Молодцы, ребята!
А вон, вдали, я вижу избушку трёх медведей. Они уже, наверное, вернулись домой и ждут нас в гости. Давайте представим себе и покажем, как медведи возвращались домой.
Физкультминутка “Три медведя”.
“Три медведя шли домой (Ходьба на месте вразвалочку)
Папа был большой – большой (руки вверх, потянуться)
Мама с ним поменьше ростом (руки на уровне груди)
А сынок – малютка просто (присесть)
Очень маленький он был (покачаться в стороны)
С погремушками ходил (встать, руки перед грудью, сжать кулаки)
Динь-динь, дзинь-дзинь!” (Имитация игры с погремушками).
Дети с воспитателем подходят к избушке трёх медведей, стучаться. Медведи
приглашают в дом, в столовую. (За столом стоят 3 стула разные по размеру, на них
сидят три медведя, на столе лежат три салфетки с разными геометрическими
фигурами и разные по размеру.)
Дети рассматривают салфетки, определяют названия геометрических фигур и их цвет.
Воспитатель предлагает детям для мишек вылепить миски разные по цвету и по
величине и подарить трём медведям.
(Самостоятельная работа детей в лесной мастерской.)
По окончании работы, дети дарят посуду медведям. Медведи благодарят ребят за
подарки и угощают детей шоколадом.