“Олигофренопедагог должен использовать компенсаторные возможности каждого умственно отсталого ребёнка.
От знания особенностей психики умственно отсталого ребёнка, от умения подойти к нему часто зависит судьба ребёнка и даже всей его семьи”.
С.Я.Рубинштейн
ТЕМА: Транспорт. Сказка “Колобок”
Цели занятия:
- Приспособление ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, использование всех возможностей для его социализации.
- Формирование коммуникативной функции речи на основе предметно-практической деятельности.
Задачи:
Образовательные.
- Уточнять у детей представления о пассажирском транспорте, расширять кругозор; закреплять знания о геометрической форме и цвете, используя игру “Найди такую же”; формировать представление о зайце (части тела); воспитывать интерес к чтению, закреплять чтение слоговых дорожек; развивать конструктивный праксис; развивать познавательный и эмоциональный интерес; упражнять в счете до десяти – согласование существительного с числительным; упражнять в подборе определений, используя метод моделирования; учить детей эмоционально воспринимать сказку “Колобок”.
Воспитательные.
- Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте; формировать положительное отношение к героям сказки “Колобок”; прививать охрану безопасности жизни; учить действовать согласованно, быть внимательными друг к другу и к гостям.
- Прививать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю; воспитывать целенаправленное внимание, интерес к учению; пробуждать эмоциональные чувства с помощью музыки, стихов, загадок, литературного текста.
Коррекционные.
- Формировать у детей сенсорную базу и понятийный аппарат; развивать социально – бытовую ориентацию, устную связную речь учащихся; развивать представления - воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать; развивать мелкую и общую моторику в сочетании с речью; обогащать их словарный запас.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА МАТЕРИАЛОВ
Узлы информационного переплетения | Информационный носитель | Доступ к носителю информации |
Научная теория: основные определения, факты, формулировки закономерностей, терминология | Методические рекомендации по обучению детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта. Пермь: ПКИПКРО, 2010, 40 с. | Пермский краевой институт повышения
квалификации работников образования 614 068, г.Пермь, ул.Большевистская, 210 |
Отражение её содержания в учебной дисциплине | Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Учебно - методическое пособие. |
Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во “Союз”; 2001. |
Расширенное представление научной информации | Выготский Л.С. Воображение и творчество
в детском возрасте. С.Л.Новоселова “Развивающая предметная среда” Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. “Са-фи-дансе”. Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно - методическое пособие для педагогов дошк. и школьных учреждений. |
М.: Просвещение, 1991 Центр инновационной педагогики. М., 1995. Спб.: “Детство-пресс”, 352 с., 2001. |
Дидактические установки | Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нискевич Л.А.
Как помочь “особому” ребенку. Книга для
педагогов и родителей. 3-е издание. Дидактическая диагностика – стандартизированные обучающие эксперименты и тесты в зависимости от уровня развития ребёнка типа: Н.А.Гуткина “Сапожки”, Е.А.Стребелева “Прокати тележку”, А.Я.Иванова “Геометрические фигуры”, Н.В.Нечаева “Ритмический рисунок”, “Чтение цветных кружков”, Н.А.Цирулик “Изготовление аппликации”, Ю.Н.Вьюнковой “Классификационный анализ сюжетной картинки”. |
Спб.: “ДЕТСТВО - ПРЕСС”; 2001, - 128с. |
Общая методика построения учебной дисциплины | Рубинштейн С.Я. Психология умственно
отсталого школьника. Учебное пособие для
студентов дефектологов факультетов пед. институтов. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Артемова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. |
М.: Просвещение, 1970
М.: Просвещение, 1991.
М.: Мозаика - Синтез, 1999, -272с. М.: АО - Аспект пресс, 1993. |
Методика построения занятий | Интеграция детей с умеренными и
тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную
образовательную среду. Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно - методическое пособие. (Под редакцией С.И. Мерзляковой). Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. |
Учебно-методическое пособие. В двух
частях. 614068, г.Пермь, ул.Большевистская, 210 М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 1999 - 216 с. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 - 128с. |
Социально-педагогическая диагностика | Опросники, анкеты: А.Я.Варги, В.В.Столина “Опросник родительского отношения к ребёнку с ОВЗ”; Тест “Мой ребёнок”; Опросник “Анализ семейного воспитания детей в возрасте от 3 до 10 лет (АВС); Возможно применение отдельных парциальных анкет “Опросник для родителей РЕР-3” |
Под редакцией Солодянкиной (Эрик Шоплер, Ли М.Маркус, Маргарет Д.Ласинг; Роберт Дж.Райхлер, перевод С.С.Морозовой, О.В.Паршиковой) |
Место занятия
- Учебный класс
Участники мероприятия
- Дети с тяжёлой умственной отсталостью, обучающиеся в МС(К)ОУ “С(К)ОШ №155” г.Перми. Обучение ведётся в специальном классе по индивидуальным образовательным маршрутам, которые составляются на каждого ребёнка исходя из его уровня актуального развития. В классе 6 человек - это дети с синдромом Дауна. Урок ведёт учитель-дефектолог.
Тип урока
- Развивающий, комбинированный
Форма урока
- Урок – ролевая игра
Виды деятельности
- ответы на вопросы
- пение знакомых песен
- физкультминутка
- подвижная игра с пением
- чтение слоговых рядов
- пальчиковая гимнастика
- конструирование
- счёт
- беседа
Оборудование и наглядные пособия
Кирпичики из строительного набора, руль, стулья – для постройки автобуса; компьютерная презентация к уроку (слайды с изображением воздушного, наземного, подземного, водного видов транспорта, таблица слоговых рядов для чтения, изображения зимнего леса); “билеты”, “деньги”, сумка для кондуктора; игрушка “Заяц”, игрушка - марионетка “Колобок”; фигурки настольного театра – домик, Дед, Баба, волк, лиса, медведь, заяц; шапочки зверей – волк, медведь, лиса; коврики (Воскобовича) на каждого ученика для выкладывания ёлочек, раздаточный материал - треугольники на липучках разной величины; фонограмма песен “Мы едем, едем, едем”, “Пальчики”, “Звуки леса”; воздушные надувные шары.
Межпредметные связи
Арттерапия, развитие речи, знакомство с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, конструирование, аппликация, музыка, ритмика, социально-бытовая ориентация.
Время проведения: 40 минут
Методы работы
Инновационные – метод коллективного решения проблем, проблемно – игровой метод.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).
Объявление темы
Учитель: А сейчас сядьте прямо, кладите руки на парту и внимательно послушайте меня. Сегодня на уроке мы будем не просто учиться, мы будем путешествовать. И отправимся в путешествие… А на чём мы можем поехать? (смотрим слайды с изображением транспорта).
Дети: На поезде, на трамвае, на самолете, на машине, на велосипеде и т. д.
Учитель: Молодцы! А поедем мы сегодня в путешествие на автобусе в зимний сказочный лес. Кто ведёт автобус? Кто продаёт билеты в автобусе? Кто едет на автобусе?
Дети: Шофер – он ведет автобус в назначенное место. Кондуктор – она продает билеты пассажирам. Пассажиры едут в автобусе.
Основная часть занятия
Учитель: Вы в школу тоже приехали на автобусе? Давайте построим свой автобус и отправимся в интересное путешествие (дети строят из кирпичиков автобус, ставят стулья “сиденья”).
Учитель: Кондуктор нам продаст билеты, и мы займем свои места, согласно купленным билетам (одевает сумку).
“Дорогие дети, покупайте билетик.
Билеты разные, бери любые – зеленые, красные, голубые.”
(Дети подходят к кондуктору и покупают билеты).
Учитель: Смотрите внимательно на свой билет и найдите место с такой же геометрической фигурой, какая нарисована на билете. (Дети садятся на места и говорят, у кого что изображено – круг, квадрат, треугольник или прямоугольник. Также называют цвет фигуры).
(Перед автобусом выкатывается Колобок).
Учитель: Ай-ай-ай! Чуть под колеса нашего автобуса не попал Колобок – румяный бок. Разве можно перебегать дорогу перед автобусом? Ребята, можно перебегать дорогу перед автобусом? Нет! А почему? Скажите об этом Колобку. (Ответы детей). Куда же ты спешишь, наверно в лес? Ребята, давайте возьмем с собой Колобка в путешествие! Поехали!
“Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал” (Звучит фонограмма песни “Мы едем, едем, едем..” и все поют).
Учитель: Приехали в лес. Выходите из автобуса. Мы сейчас в лесной глуши тихо-тихо, ни души. (Слушают тишину). Послушайте, ребята, как ветер шумит в лесу: “Ш-ш-ш-ш!”. Зимний лес стоит в снегу. А снежок какой? (Дети отвечают: белый, пушистый, легкий, холодный). Ой! А кто там прячется в снегу? (Находят спрятанного в “ватном сугробе” зайчика).
Учитель: Раз, два, три – какое это животное? Посмотри! (берет в руки зайца). Ой, ой, ой, ой, ой, ой! Зайке холодно зимой! Дети, пожалейте зайчика, погладьте его, прижмите покрепче (учитель передает зайца детям и каждый жалеет по-своему). Ребята, а как зайчик лапки держит, покажите (дети показывают). А бегает заяц очень быстро, нам его не догнать. Что еще есть у зайчика?
Дети: Хвостик, голова, уши, нос, усы, глаза, туловище, спинка, живот, лапки, шёрстка.
Учитель: А почему “Колобок” испугался зайца?
Дети: Он хотел съесть Колобка!
Учитель: Мы с вами поиграем с зайчиком, и он не съест Колобка. Представьте себе, что вы все маленькие зайчики (проводится физкультминутка - подвижная игра с пением):
“Зайчик беленький сидит и ушами шевелит:
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп! Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать:
Скок, скок, скок, надо зайке поскакать” (дети поют и имитируют движения)
Учитель: Попрощаемся с зайкой и пойдем дальше в лес, куда покатится “Колобок”. Как громко снег скрипит в лесу – скрип, скрип, скрип, скрип. Ноги застревают в нем. Шагайте, высоко поднимая ноги, а то застрянете в снегу. (Увидели волка) Ребята, а это кто?
Дети: Волк! Здравствуй!
Волк (ребёнок в шапочке волка): Колобок, Колобок, я тебя съем!
Учитель: Волчок, серый бочок, не ешь, пожалуйста, Колобка! Не сердись, улыбнись. Мы тебе книжку подарим. Она так и называется “Колобок”. Посмотри, какая она красивая:
“Чтобы много, много знать, нужно книжки нам читать
Чтобы книжки прочитать, нужно буквы нам все знать!”
А ты в школе еще не учился и поэтому буквы не знаешь, но ты не грусти, мы тебя научим читать. (Дети читают слоговые дорожки, написанные в очередном слайде, и дарят книгу волку).
Учитель: До свидания, волк! Мы пошли дальше за Колобком! (Увидели спящего медведя)
Ребята, а мишка зимой спит в своей берлоге. Давайте разбудим его (будим, зовем).
Медведь (ребёнок в шапочке медведя): Колобок, колобок, я тебя съем!
Учитель: Мишка, мишенька, медведь, не ешь Колобка, он тебе песенку споёт (все дети поют песни, “Я Колобок, Колобок…” и мишка улыбается.) Неуклюжий мишка, лежебока, любит малину и мед. А еще он хочет с нами поиграть. Приготовьте все пальчики, встаньте в круг (Фонограмма песни “Пальчики” с подпеванием детей и пальчиковой гимнастикой).
Учитель: До свидания, мишка! Мы пошли дальше.
(На столах разложены коврики с пеньками. Отдельно лежат треугольники разной величины на липучках).
Учитель: Ребята, идите все сюда, посмотрите! Это хитрая лиса придумала что-то, весь лес исчез куда-то, одни пеньки остались. Что же нам делать? Она видимо хочет Колобка съесть, поэтому и леса не стало. Без леса лиса сразу увидит Колобка и съест. Давайте выложим все елочки в лесу снова, и Колобок сумеет спрятаться от хитрой лисы. Она не увидит и не съест бедного Колобка. Принимайтесь за работу. Выстраивайте ёлочки правильно. (Дети выкладывают ёлочки). А теперь посчитайте, сколько у вас получилось ёлочек? (считают вслух). А у кого больше? (У Сережи). А у кого меньше? (У Лизы). А у Саши и у Вити поровну (три и три). А если мы сложим все ёлочки, то сколько будет вместе ёлочек? (Считают: одна ёлочка, две ёлочки, три ёлочки, …, десять ёлочек). Пусть в этом лесу живут зайка, волк, медведь и лиса. И жить они будут дружно. А вот и домик дедушки и бабушки.
“На поляне дом стоит. Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем”
Учитель и дети: Здравствуйте, бабушка и дедушка. Мы вам Колобка привели.
Учитель: Иди Колобок домой, живи и слушайся бабу и деда. Да без спросу никуда не уходи. Дети, можно без мамы или папы уходить из дома? Нет! Нельзя! Ведь Колобка могли съесть кто?
Дети: Заяц, волк, медведь или лиса.
Учитель: И вы тоже маму с папой слушайтесь. Никуда без спроса из дома не уходите. Иначе может случиться беда. А нам уже пора домой, в школу. Прощаемся с героями сказки и будем садиться в автобус. (Поехали. Звучит фонограмма песни “Мы едем, едем, едем… ”)
Заключительная часть занятия. Рефлексия.
Учитель: Ребята, где мы были? (Дети отвечают). На чём мы отправились в путешествие? (Ответы детей). Что мы делали в лесу? А кого мы встретили сначала? А потом? (Ответы детей: поиграли с зайкой, почитали с волком, с мишкой поиграли с пальчиками, у лисы в лесу выстроили елочки, чтоб Колобок мог спрятаться от хитрой лисы). Ребята, а Колобок какой? (Круглый, румяный, веселый, послушный). Вот вам шарики, они тоже, как Колобок, круглые (дарит детям шарики). Вы очень хорошо занимались и играли. Молодцы! Наше путешествие закончилось.