Проект "Спортивная бутылочка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает в двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В современном обществе предъявляются высокие требования к психофизической подготовленности детей.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей.

Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной

Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призваны занятия физкультурой. Это возможно, как за счет изменения методики проведения занятия, так и за счет применения на физкультурном занятии нестандартного оборудования, изготовленного руками педагогов или инструктора по физическому воспитанию из бросового материала.

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс упражнений живо, эмоционально, интересно.

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

Новизна

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

При его использовании у детей быстро формируются двигательные умения и навыки, вырабатывается чувство равновесия, формируется правильная осанка, проводится профилактика развития плоскостопия.

А самое главное, оно вызывает положительный эмоциональный настрой, интерес к физкультурным упражнениям, спортивным играм.

Практика работы с применением нетрадиционного оборудования показала, что создание благоприятной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них.

Оптимизация уровня двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Цель: укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта с использованием нестандартного оборудования.

Задачи:

Образовательная

  • Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, равновесие)
  • Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
  • Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

Оздоровительная

  • Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
  • Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
  • Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
  • Удовлетворять потребность детей в движении

Воспитательная

  • Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
  • Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
  • Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
  • Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Таким образом, посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение быть в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус, стремление к достижению более высоких спортивных результатов, изобретательность в самостоятельной деятельности, закрепляются достижения коррекционно-восстановительной работы. Оказывается, чтобы заняться развитием общей координации, растяжением и расслаблением позвоночного столба, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется хороших и сложных тренажеров, специального оборудования. Надеюсь, что в будущем наши детские сады будут оборудованы всем необходимым, а пока для рациональной организации двигательного режима мы используем нестандартное оборудование.

Проект: игровой, долгосрочный, групповой

Участники проекта: дети, педагоги, инструктор по физической культуре.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
  • Улучшение соматических показателей здоровья.
  • Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
  • Внедрение нестандартного оборудования, новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

Этапы реализации

этап содержание исполнители
подготовительный Подбор материала для разработки подвижных игр и игр- эстафет

Оформление папки-раскладушки “ Использование бросового материала для занятий физкультурой в семье”

Разработка игр, игровых упражнений, игр-эстафет с использованием пластиковых бутылок

Инструктор физо
основной Игра – эстафета “ Перемени положение бутылочки”

Подвижная игра “Защитник дома”

Комплекс ОРУ “С пластиковыми бутылками”

Игровое упражнение “ Шагаем на бутылочке”

Игровое упражнение “ Шагаем с бутылочкой вместе”

Подвижная игра “Огород”

Инструктор физо Педагоги дети
заключительный Физкультурное развлечение “ Веселые соревнования с доктором Айболитом” Инструктор физо Педагоги дети

Характеристика уровней физической подготовки.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

  • Ребенок результативно, уверенно, точно, с хорошей амплитудой, в заданном темпе выполняет движения.
  • Хорошо владеет техникой выполнения.
  • Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения движения и его результатом.
  • Цифровые показатели соответствуют высокому уровню выполнения движений.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:

  • Дети справляются с большинством элементов техники, допуская некоторые ошибки.
  • Ребенок понимает зависимость между качеством выполнения движений и результата.
  • Движения выполняет уверенно с небольшой помощью педагога.
  • Цифровые показатели соответствуют среднему уровню выполнения движений.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:

  • Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений.
  • Не соблюдает заданный темп, действует в сопровождении показа педагога.
  • Движения скованные, координация движений низкая.
  • Цифровые показатели соответствуют низкому уровню выполнения движений.

Список литературы

  1. Васильева, М.В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: метод. пособие / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.: Мозаика- Синтез, 2005. -208 с.
  2. Рунова М.А. День за днем. Двигательная активность- источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды) [Текст] : Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей./ М.А. Рунова – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-96 с+ цв. вкл. 16 с.
  3. Шлыкова, Н.В. Приобщаем детей к физической культуре в ДОУ [Текст] / Н.В. Шлыкова// Инструктор по физкультуре. – 2010-№4-С.44-48
  4. Федорова. С.А. Нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре [Текст]/ С.А. Федорова // Инструктор по физкультуре. – 2010-№4-С.95-99
  5. Добророднова, О.В.,Бредихина, Ю.Ю. Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения [Текст]/ О.В. Добророднова, Ю.Ю. Бредихина // Инструктор по физкультуре. – 2010-№1 -С.60-69

Приложение

Игра – эстафета “ Перемени положение бутылочки”

Цель: учить во время бега менять положение предмета, развивать глазомер, двигательную активность, ориентировку в пространстве.

Оборудование: пластиковые бутылки 0,5 л ( на 1/3 заполненные водой) - по 6 штук на каждую команду, 4 ориентира, большие мячи на каждого игрока

Ход занятия

Дети делятся на 2 команды по 10 человек. По команде игроки начинают бег. Во время бега игроки должны поочередно поднимать и ставить бутылки, которые стоят на расстоянии 40 см друг от друга. Побеждает команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Условие: Бег нельзя продолжать, пока игрок не поменяет положение бутылки

Усложнение: игрок ведет мяч левой рукой, во время ведения мяча игрок правой рукой меняет положение бутылочки. Обратно игрок бежит с мячом в руках.

Комплекс ОРУ “С пластиковыми бутылками”

Для проведения комплекса используется фонограмма записи веселой музыки.

1. И.п. — ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, руки согнуты перед грудью. 1 — правую руку вперед, 2 — и.п. З — левую руку вперед, 4 — и.п. (8 раз)

2. И.п. — ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, руки согнуты перед грудью.1 — 4 попеременное движение рук вперед с наклоном вперед,1 — 4 с наклоном назад. (8 раз)

3. И.п. — ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, руки согнуты перед грудью, локти в стороны. 1—4 круговые движения бутылками перед собой с одновременным поворотом туловища вправо, 1 — 4 влево. (10 раз)

4. И.п. — ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, руки перед грудью. 1 — шаг правой ногой в сторону, руки выпрямить в правую сторону, 2 — и.п. 3 — шаг левой ногой в сторону, выпрямить руки в левую сторону. (6 раз)

5. И.п. — сидя на полу, бутылки в обеих руках, руки выпрямлены перед собой. 1 — 4 поочередное движения прямыми руками назад, опуститься на спину, 1—4 поочередное движение прямыми руками вперед прийти в и.п. (сгибание, разгибание туловища 8 раз)

6. И.п. — сидя на полу, бутылки в обеих руках, руки выпрямлены перед собой.

1 — 4 поочередно двигать то праву, то левую прямую ногу вперед, 1— 4 движение назад, вернуться в и.п.. (6 раз)

7. И.п. — лежа на животе, бутылки в обеих руках, руки вытянуты вперед. 1—4 одновременно поднять и руки и ноги вверх и покачаться вперед, назад (10 раз)

8. И.п. — стоя ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, перед собой. 1—4 бег на месте с захлестыванием голени поворачиваясь вокруг себя в правую сторону, 1—4 в левую сторону. (8 раз)

9. Упражнение на восстановление дыхания.

И.п. — стоя ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, руки опущены вниз.

1— руки через стороны вверх, слегка присесть, 2 — опустить вниз, 3—4 повторить упражнение. (8 раз)

Подвижная игра “Защитник дома”

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве, в беге на скорость; развивать ловкость, мелкую моторику рук.

Оборудование: обручи на каждого игрока, по 3- 5 бутылок ( 0,5л-1/3 воды) в обруче.

Ход занятия

Обручи располагаются в разном порядке в зале. Каждый игрок – хозяин своего обруча. По сигналу игроки двигаются бегом по всему залу от одного обруча к другому.

Условие: пользуясь невнимательностью или отсутствием других игроков игрок должен успеть:

Забрать у них бутылки по условию - одну или несколько сразу

Вернуть бутылку, если хозяин осалил игрока

Хозяин не имеет права находиться внутри обруча

Правило: побеждает игрок, в обруче которого наибольшее количество бутылок

Игра продолжается 3- 5 мин. и прекращается по сигналу.

Игровое упражнение “ Шагаем на бутылочке”

Цель: упражнять в равновесии, профилактика плоскостопия, развивать ловкость, двигательную активность

Оборудование: по 2 бутылки ( 0,5 л нап. 1/1) на каждого ребенка

Ход: на полу у каждого ребенка лежат 2 бутылки донышками друг к другу. Ребенок встает на каждую бутылку одной ногой, поочередно перекатывая бутылки вперед, продвигаясь, как можно дальше, сохраняя равновесие

Усложнение: когда дети освоят ходьбу на бутылочках, можно им предложить игру – эстафету.

Игровое упражнение “Шагаем с бутылочкой вместе”

Цель: упражнять в равновесии, развивать глазомер, ловкость

Оборудование: бутылка (0,5л 1/1) на каждого ребенка

Ход занятия

Бутылка лежит на полу, одна нога находится около бутылки, другая на шаг сзади. Ребенок делает ногой зашагивание за бутылку, другой ногой метает бутылку вперед.

Правило: при движении вперед ребенок должен постоянно менять метающую ногу.

Подвижная игра “Огород”

Цель: упражнять в беге с продвижением вперед, развивать гибкость, ловкость, мелкую моторику рук, профилактика плоскостопия.

Оборудование: гимнастическая скамейка, 4 маленьких обруча, пробки от пластиковых бутылок (по 70 шт. на каждую команду)

Ход занятия

В центральном круге рассыпаны пробки от пластиковых бутылок, по обе стороны стоят гимнастические скамейки. Дети делятся на 2-3 команды. У каждой команды обруч. Игрок бежит до скамейки, ложится на нее животом, достает пробки и приносит их в свой обруч. Передвигаться можно разными способами:

Бегом, скачками, прыжками, гусиным шагом и т.д.

Оценивать очки можно по количеству пробок, по цвету пробок.

Усложнение: можно предложить игрокам выложить рисунок в обруче или построить башню

Правило: за скамейкой пола можно касаться только ладонями рук

2 вариант

Ход: достать пальцами ног пробки и принести их в свой обруч. Передвигаться можно разными способами: бегом, скачками, прыжками, гусиным шагом и т.д.

Правило: за скамейкой пола можно касаться только стопами ног.

Конспект физкультурного развлечения для детей подготовительной группы

"Веселые соревнования с доктором Айболитом"

Программное содержание:

  • Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге;
  • Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений
  • Совершенствовать различные виды ходьбы и бега.
  • Развивать ловкость, увертливость, глазомер, скоростные качества
  • Воспитывать интерес к физкультуре, положительный эмоциональный настрой, посредством использования нестандартного оборудования.

Оборудование: массажная пробковая дорожка, бутылки пластмассовые по количеству детей, ориентиры , пробки пластмассовые, обручи 14 шт., гимнастическая скамейка

Ход занятия

Под звуки марша все участники выстраиваются перед зрителями и болельщиками. У каждой команды на груди эмблема, где указано название команды.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы все будете принимать участия в веселых соревнованиях! Я предлагаю взять собой быстроту, смелость, находчивость, смекалку и еще терпение болельщика. Проверяем нашу осанку.

Упражнение для сохранения правильной осанки “Посмотрите, как я встала”

Воспитатель:

Посмотрите, как я встала,
Как головку подняла,
Спинкой, шейкой потянулась
И назад слегка прогнулась,
Ручка на шее, ручка на спинке,
Встали все дружно, как на картинке.

Дети выполняют упражнения

Воспитатель: Молодцы! Равняйсь! Смирно! Налево! В обход, по залу, шагом марш! Построение в 2 колонны по разным сторонам зала.

Разминка:

Ходьба выполняется под музыку М.Н. Протасова “Веселые шаги”

  • Построение в 2 шеренги у противоположных сторон зала.
  • Ходьба шеренгами навстречу друг другу с ритмичными притопами,
  • Бег врассыпную
  • Ходьба колонной с перестроением в 3 колонны
  • Комплекс ритмической гимнастики

1. Будь внимательным.

И.п. о.с. правая рука на пояс, левая тоже; правая к плечу, левая тоже; правая вверх, левая тоже, хлопок над головой, действия выполняются в обратном порядке, хлопок по бедрам

2. Спрятали- показали

И.п. полуприсесть, руки к плечам; руки вперед, встать, руки к плечам, полуприсесть, руки вправо с поворотом туловища вправо; полуприсесть, руки к плечам, руки влево, с поворотом туловища влево

3. Приседай

И.п. встать, руки на поясе, отставить правую ногу вправо, на левой полуприсесть, руки в стороны, и.п., тоже с левой ноги

4. Пингвин

И.п. то же, полуприсесть, наклониться вперед, руки отвести назад, и.п.

5. Бабочка

И.п. о.с. стоять на левой ноге, подняв правую согнутую в колене ногу и опершись ею на голень левой ноги, помахивая руками вверх-вниз, то же на правой ноге.

6. Поймай комарика

И.п. то же ; шаг вправо, полуприсесть на правой ноге, левую полусогнутую завести назад за правую, поворот влево с хлопком на уровне пояса, то же в др. сторону

7. Галоп

И.п. встать прямо, руки на поясе, з приставных шага бокового галопа вправо, полуприсесть на правой ноге, поворот влево с разведением полусогнутых рук в стороны, левая нога на пятку вперед. То же влево.

8. Утята

4 движения пальцами- уточки открывают и закрывают клюв

4 движения, согнутыми в локтях руками вверх вниз- машут крыльями

4 движения вверх-вниз с поворотом туловища вправо и влево с поочередным опусканием и подниманием плеч

4 хлопка перед собой, кружение вокруг себя в одну, другую сторону –поскоки

Спокойная ходьба в колонне по 1.

Воспитатель:

Сияет солнышко с утра,
И мы готовимся заранее.
Ребята, начинать пора
Спортивные соревнования.

Вбегает Айболит:

Подождите, подождите!
Ох, дети! Я еле-еле успел на ваш праздник
По полям, по лесам, по лугам я бежал
И два только слова шептал:
Детский сад, детский сад, детский сад!
И вот я здесь! Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Айболит! Приглашаем тебя, доктор Айболит, на наши соревнования. Посмотри, какие у нас смелые, сильные и ловкие ребята.

Айболит: Ох, какие вы здоровые дети! Вы только посмотрите! (Подходит и осматривает детей)

Айболит: Все веселые, нет болезней никаких. А я пришел к вам с подарком. Я принес вам свою подружку – Спортивную бутылочку. Она очень веселая и знает много интересных игр.

Айболит отдает бутылочку воспитателю. К руке бутылочки приклеен конверт.

Воспитатель: Спасибо дорогой Айболит! Да тут похоже нам послание!

Воспитатель читает: Ребята! Я приготовила для вас разные игры. Смотрите на картинку и играйте. Ваша спортивная бутылочка.

Воспитатель достает 1 карточку. Игра- эстафета “ Перемени положение бутылочки”

Воспитатель: Для этой игры нужны 2 команды.

Дети под музыку перестраиваются в 2 команды по разным сторонам зала.

Игра – эстафета “ Перемени положение бутылочки”

Дети делятся на 2 команды по 7 человек. По команде игроки начинают бег. Во время бега игроки должны поочередно поднимать и ставить бутылки, которые стоят на расстоянии 40 см друг от друга.

Побеждает команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Условие: Бег нельзя продолжать, пока игрок не поменяет положение бутылки

Воспитатель: Молодцы ребята! С 1 заданием справились! В обход за направляющим шагом марш!

Дети идут по залу и берут обручи.

Воспитатель: На месте стой! Раз-два! Посмотрим что у нас еще в конверте!

Воспитатель достает 2 карточку “ Подвижная игра “ Защитник дома”

Сначала играют мальчики, потом девочки.

Дети врассыпную идут по залу, раскладывают обручи в обручи кладут бутылки ( 1-3 шт.)

Подвижная игра “ Защитник дома”

Ход: обручи располагаются в разном порядке в зале. Каждый игрок – хозяин своего обруча. По сигналу игроки двигаются бегом по всему залу от одного обруча к другому.

Условие: пользуясь невнимательностью или отсутствием других игроков игрок должен успеть:

Забрать у них бутылки по условию - одну или несколько сразу

Вернуть бутылки, если хозяин осалил игрока

Хозяин не имеет права находиться внутри обруча

Правило: побеждает игрок, в обруче которого наибольшее количество бутылок

Игра продолжается 3-5 мин. и прекращается по сигналу.

Воспитатель: Молодцы ребята! Со 2 заданием справились! В обход за направляющим шагом марш!

Дети идут по залу, кладут обручи, берут 1 бутылку.

Воспитатель: Смотрим следующую картинку. Карточка “Игровое упражнение “ Поставь ногой бутылочку вертикально”

Дети выполняют упражнение. Воспитатель готовит следующее задание.

Айболит:

Да, вы дружно поднимали,
И наверное, устали,…
Не пора ли по домам
Иль в больницу к докторам?

Воспитатель (обращается к детям): Ребята, вы устали ? Нет? Смотрим дальше мы в конверт.

Воспитатель достает 3 карточку “ Подвижная игра “Огород”

Ход: в центральном круге рассыпаны пробки от пластиковых бутылок, по обе стороны стоят гимнастические скамейки. Дети делятся на 2-3 команды. У каждой команды обруч. Игрок бежит до скамейки, ложится на нее животом, достает пробки и приносит их в свой обруч. Передвигаться можно разными способами:

Бегом, скачками, прыжками, гусиным шагом и т.д.

Правило: за пределами скамейки пола можно дотрагиваться только пальцами рук.

Игра продолжается пока не закончатся пробки.

Воспитатель: Молодцы ребята! И с последним заданием справились! В обход за направляющим шагом марш!

Воспитатель убирает оборудование.

Дети выстраиваются в шеренгу вдоль стены зала.

Айболит:

Очень рад я:
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
К награждению готов!

Дайте мне, пожалуйста, конверт.

Айболит достает из конверта медали и вручает каждому участнику.

Воспитатель:

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать, как здоровым стать.

А наши веселые соревнования подошли к концу. Давайте скажем большое спасибо доктору Айболиту и его спортивной бутылочке.

Айболит: Я очень рад, что пришел к вам сегодня! Но мне пора прощаться, я и моя спортивная бутылочка побежим дальше в другие детские сады. До свиданья!

Дети прощаются с Айболитом.

Воспитатель: Равняйсь! Смирно в обход по залу шагом марш!

Дети под музыку выходят из зала.