Актуальность
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает в двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В современном обществе предъявляются высокие требования к психофизической подготовленности детей.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей.
Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной
Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призваны занятия физкультурой. Это возможно, как за счет изменения методики проведения занятия, так и за счет применения на физкультурном занятии нестандартного оборудования, изготовленного руками педагогов или инструктора по физическому воспитанию из бросового материала.
На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс упражнений живо, эмоционально, интересно.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Новизна
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
При его использовании у детей быстро формируются двигательные умения и навыки, вырабатывается чувство равновесия, формируется правильная осанка, проводится профилактика развития плоскостопия.
А самое главное, оно вызывает положительный эмоциональный настрой, интерес к физкультурным упражнениям, спортивным играм.
Практика работы с применением нетрадиционного оборудования показала, что создание благоприятной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них.
Оптимизация уровня двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Цель: укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта с использованием нестандартного оборудования.
Задачи:
Образовательная
- Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, равновесие)
- Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
- Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Оздоровительная
- Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
- Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
- Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
- Удовлетворять потребность детей в движении
Воспитательная
- Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
- Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
- Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
- Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Таким образом, посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение быть в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус, стремление к достижению более высоких спортивных результатов, изобретательность в самостоятельной деятельности, закрепляются достижения коррекционно-восстановительной работы. Оказывается, чтобы заняться развитием общей координации, растяжением и расслаблением позвоночного столба, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется хороших и сложных тренажеров, специального оборудования. Надеюсь, что в будущем наши детские сады будут оборудованы всем необходимым, а пока для рациональной организации двигательного режима мы используем нестандартное оборудование.
Проект: игровой, долгосрочный, групповой
Участники проекта: дети, педагоги, инструктор по физической культуре.
Ожидаемые результаты:
- Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
- Улучшение соматических показателей здоровья.
- Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
- Внедрение нестандартного оборудования, новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Этапы реализации
этап | содержание | исполнители |
подготовительный | Подбор материала для разработки
подвижных игр и игр- эстафет Оформление папки-раскладушки “ Использование бросового материала для занятий физкультурой в семье” Разработка игр, игровых упражнений, игр-эстафет с использованием пластиковых бутылок |
Инструктор физо |
основной | Игра – эстафета “ Перемени положение
бутылочки” Подвижная игра “Защитник дома” Комплекс ОРУ “С пластиковыми бутылками” Игровое упражнение “ Шагаем на бутылочке” Игровое упражнение “ Шагаем с бутылочкой вместе” Подвижная игра “Огород” |
Инструктор физо Педагоги дети |
заключительный | Физкультурное развлечение “ Веселые соревнования с доктором Айболитом” | Инструктор физо Педагоги дети |
Характеристика уровней физической подготовки.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
- Ребенок результативно, уверенно, точно, с хорошей амплитудой, в заданном темпе выполняет движения.
- Хорошо владеет техникой выполнения.
- Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения движения и его результатом.
- Цифровые показатели соответствуют высокому уровню выполнения движений.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:
- Дети справляются с большинством элементов техники, допуская некоторые ошибки.
- Ребенок понимает зависимость между качеством выполнения движений и результата.
- Движения выполняет уверенно с небольшой помощью педагога.
- Цифровые показатели соответствуют среднему уровню выполнения движений.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
- Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений.
- Не соблюдает заданный темп, действует в сопровождении показа педагога.
- Движения скованные, координация движений низкая.
- Цифровые показатели соответствуют низкому уровню выполнения движений.
Список литературы
- Васильева, М.В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: метод. пособие / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.: Мозаика- Синтез, 2005. -208 с.
- Рунова М.А. День за днем. Двигательная активность- источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды) [Текст] : Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей./ М.А. Рунова – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-96 с+ цв. вкл. 16 с.
- Шлыкова, Н.В. Приобщаем детей к физической культуре в ДОУ [Текст] / Н.В. Шлыкова// Инструктор по физкультуре. – 2010-№4-С.44-48
- Федорова. С.А. Нестандартное оборудование на занятиях по физической культуре [Текст]/ С.А. Федорова // Инструктор по физкультуре. – 2010-№4-С.95-99
- Добророднова, О.В.,Бредихина, Ю.Ю. Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения [Текст]/ О.В. Добророднова, Ю.Ю. Бредихина // Инструктор по физкультуре. – 2010-№1 -С.60-69
Приложение
Игра – эстафета “ Перемени положение бутылочки”
Цель: учить во время бега менять положение предмета, развивать глазомер, двигательную активность, ориентировку в пространстве.
Оборудование: пластиковые бутылки 0,5 л ( на 1/3 заполненные водой) - по 6 штук на каждую команду, 4 ориентира, большие мячи на каждого игрока
Ход занятия
Дети делятся на 2 команды по 10 человек. По команде игроки начинают бег. Во время бега игроки должны поочередно поднимать и ставить бутылки, которые стоят на расстоянии 40 см друг от друга. Побеждает команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.
Условие: Бег нельзя продолжать, пока игрок не поменяет положение бутылки
Усложнение: игрок ведет мяч левой рукой, во время ведения мяча игрок правой рукой меняет положение бутылочки. Обратно игрок бежит с мячом в руках.
Комплекс ОРУ “С пластиковыми бутылками”
Для проведения комплекса используется фонограмма записи веселой музыки.
1. И.п. — ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, руки согнуты перед грудью. 1 — правую руку вперед, 2 — и.п. З — левую руку вперед, 4 — и.п. (8 раз)
2. И.п. — ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, руки согнуты перед грудью.1 — 4 попеременное движение рук вперед с наклоном вперед,1 — 4 с наклоном назад. (8 раз)
3. И.п. — ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, руки согнуты перед грудью, локти в стороны. 1—4 круговые движения бутылками перед собой с одновременным поворотом туловища вправо, 1 — 4 влево. (10 раз)
4. И.п. — ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, руки перед грудью. 1 — шаг правой ногой в сторону, руки выпрямить в правую сторону, 2 — и.п. 3 — шаг левой ногой в сторону, выпрямить руки в левую сторону. (6 раз)
5. И.п. — сидя на полу, бутылки в обеих руках, руки выпрямлены перед собой. 1 — 4 поочередное движения прямыми руками назад, опуститься на спину, 1—4 поочередное движение прямыми руками вперед прийти в и.п. (сгибание, разгибание туловища 8 раз)
6. И.п. — сидя на полу, бутылки в обеих руках, руки выпрямлены перед собой.
1 — 4 поочередно двигать то праву, то левую прямую ногу вперед, 1— 4 движение назад, вернуться в и.п.. (6 раз)
7. И.п. — лежа на животе, бутылки в обеих руках, руки вытянуты вперед. 1—4 одновременно поднять и руки и ноги вверх и покачаться вперед, назад (10 раз)
8. И.п. — стоя ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, перед собой. 1—4 бег на месте с захлестыванием голени поворачиваясь вокруг себя в правую сторону, 1—4 в левую сторону. (8 раз)
9. Упражнение на восстановление дыхания.
И.п. — стоя ноги на ширине плеч, бутылки в обеих руках, руки опущены вниз.
1— руки через стороны вверх, слегка присесть, 2 — опустить вниз, 3—4 повторить упражнение. (8 раз)
Подвижная игра “Защитник дома”
Цель: упражнять в ориентировке в пространстве, в беге на скорость; развивать ловкость, мелкую моторику рук.
Оборудование: обручи на каждого игрока, по 3- 5 бутылок ( 0,5л-1/3 воды) в обруче.
Ход занятия
Обручи располагаются в разном порядке в зале. Каждый игрок – хозяин своего обруча. По сигналу игроки двигаются бегом по всему залу от одного обруча к другому.
Условие: пользуясь невнимательностью или отсутствием других игроков игрок должен успеть:
Забрать у них бутылки по условию - одну или несколько сразу
Вернуть бутылку, если хозяин осалил игрока
Хозяин не имеет права находиться внутри обруча
Правило: побеждает игрок, в обруче которого наибольшее количество бутылок
Игра продолжается 3- 5 мин. и прекращается по сигналу.
Игровое упражнение “ Шагаем на бутылочке”
Цель: упражнять в равновесии, профилактика плоскостопия, развивать ловкость, двигательную активность
Оборудование: по 2 бутылки ( 0,5 л нап. 1/1) на каждого ребенка
Ход: на полу у каждого ребенка лежат 2 бутылки донышками друг к другу. Ребенок встает на каждую бутылку одной ногой, поочередно перекатывая бутылки вперед, продвигаясь, как можно дальше, сохраняя равновесие
Усложнение: когда дети освоят ходьбу на бутылочках, можно им предложить игру – эстафету.
Игровое упражнение “Шагаем с бутылочкой вместе”
Цель: упражнять в равновесии, развивать глазомер, ловкость
Оборудование: бутылка (0,5л 1/1) на каждого ребенка
Ход занятия
Бутылка лежит на полу, одна нога находится около бутылки, другая на шаг сзади. Ребенок делает ногой зашагивание за бутылку, другой ногой метает бутылку вперед.
Правило: при движении вперед ребенок должен постоянно менять метающую ногу.
Подвижная игра “Огород”
Цель: упражнять в беге с продвижением вперед, развивать гибкость, ловкость, мелкую моторику рук, профилактика плоскостопия.
Оборудование: гимнастическая скамейка, 4 маленьких обруча, пробки от пластиковых бутылок (по 70 шт. на каждую команду)
Ход занятия
В центральном круге рассыпаны пробки от пластиковых бутылок, по обе стороны стоят гимнастические скамейки. Дети делятся на 2-3 команды. У каждой команды обруч. Игрок бежит до скамейки, ложится на нее животом, достает пробки и приносит их в свой обруч. Передвигаться можно разными способами:
Бегом, скачками, прыжками, гусиным шагом и т.д.
Оценивать очки можно по количеству пробок, по цвету пробок.
Усложнение: можно предложить игрокам выложить рисунок в обруче или построить башню
Правило: за скамейкой пола можно касаться только ладонями рук
2 вариант
Ход: достать пальцами ног пробки и принести их в свой обруч. Передвигаться можно разными способами: бегом, скачками, прыжками, гусиным шагом и т.д.
Правило: за скамейкой пола можно касаться только стопами ног.
Конспект физкультурного развлечения для детей подготовительной группы
"Веселые соревнования с доктором Айболитом"
Программное содержание:
- Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге;
- Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений
- Совершенствовать различные виды ходьбы и бега.
- Развивать ловкость, увертливость, глазомер, скоростные качества
- Воспитывать интерес к физкультуре, положительный эмоциональный настрой, посредством использования нестандартного оборудования.
Оборудование: массажная пробковая дорожка, бутылки пластмассовые по количеству детей, ориентиры , пробки пластмассовые, обручи 14 шт., гимнастическая скамейка
Ход занятия
Под звуки марша все участники выстраиваются перед зрителями и болельщиками. У каждой команды на груди эмблема, где указано название команды.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы все будете принимать участия в веселых соревнованиях! Я предлагаю взять собой быстроту, смелость, находчивость, смекалку и еще терпение болельщика. Проверяем нашу осанку.
Упражнение для сохранения правильной осанки “Посмотрите, как я встала”
Воспитатель:
Посмотрите, как я встала,
Как головку подняла,
Спинкой, шейкой потянулась
И назад слегка прогнулась,
Ручка на шее, ручка на спинке,
Встали все дружно, как на картинке.
Дети выполняют упражнения
Воспитатель: Молодцы! Равняйсь! Смирно! Налево! В обход, по залу, шагом марш! Построение в 2 колонны по разным сторонам зала.
Разминка:
Ходьба выполняется под музыку М.Н. Протасова “Веселые шаги”
- Построение в 2 шеренги у противоположных сторон зала.
- Ходьба шеренгами навстречу друг другу с ритмичными притопами,
- Бег врассыпную
- Ходьба колонной с перестроением в 3 колонны
- Комплекс ритмической гимнастики
1. Будь внимательным.
И.п. о.с. правая рука на пояс, левая тоже; правая к плечу, левая тоже; правая вверх, левая тоже, хлопок над головой, действия выполняются в обратном порядке, хлопок по бедрам
2. Спрятали- показали
И.п. полуприсесть, руки к плечам; руки вперед, встать, руки к плечам, полуприсесть, руки вправо с поворотом туловища вправо; полуприсесть, руки к плечам, руки влево, с поворотом туловища влево
3. Приседай
И.п. встать, руки на поясе, отставить правую ногу вправо, на левой полуприсесть, руки в стороны, и.п., тоже с левой ноги
4. Пингвин
И.п. то же, полуприсесть, наклониться вперед, руки отвести назад, и.п.
5. Бабочка
И.п. о.с. стоять на левой ноге, подняв правую согнутую в колене ногу и опершись ею на голень левой ноги, помахивая руками вверх-вниз, то же на правой ноге.
6. Поймай комарика
И.п. то же ; шаг вправо, полуприсесть на правой ноге, левую полусогнутую завести назад за правую, поворот влево с хлопком на уровне пояса, то же в др. сторону
7. Галоп
И.п. встать прямо, руки на поясе, з приставных шага бокового галопа вправо, полуприсесть на правой ноге, поворот влево с разведением полусогнутых рук в стороны, левая нога на пятку вперед. То же влево.
8. Утята
4 движения пальцами- уточки открывают и закрывают клюв
4 движения, согнутыми в локтях руками вверх вниз- машут крыльями
4 движения вверх-вниз с поворотом туловища вправо и влево с поочередным опусканием и подниманием плеч
4 хлопка перед собой, кружение вокруг себя в одну, другую сторону –поскоки
Спокойная ходьба в колонне по 1.
Воспитатель:
Сияет солнышко с утра,
И мы готовимся заранее.
Ребята, начинать пора
Спортивные соревнования.
Вбегает Айболит:
Подождите, подождите!
Ох, дети! Я еле-еле успел на ваш праздник
По полям, по лесам, по лугам я бежал
И два только слова шептал:
Детский сад, детский сад, детский сад!
И вот я здесь! Здравствуйте ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Айболит! Приглашаем тебя, доктор Айболит, на наши соревнования. Посмотри, какие у нас смелые, сильные и ловкие ребята.
Айболит: Ох, какие вы здоровые дети! Вы только посмотрите! (Подходит и осматривает детей)
Айболит: Все веселые, нет болезней никаких. А я пришел к вам с подарком. Я принес вам свою подружку – Спортивную бутылочку. Она очень веселая и знает много интересных игр.
Айболит отдает бутылочку воспитателю. К руке бутылочки приклеен конверт.
Воспитатель: Спасибо дорогой Айболит! Да тут похоже нам послание!
Воспитатель читает: Ребята! Я приготовила для вас разные игры. Смотрите на картинку и играйте. Ваша спортивная бутылочка.
Воспитатель достает 1 карточку. Игра- эстафета “ Перемени положение бутылочки”
Воспитатель: Для этой игры нужны 2 команды.
Дети под музыку перестраиваются в 2 команды по разным сторонам зала.
Игра – эстафета “ Перемени положение бутылочки”
Дети делятся на 2 команды по 7 человек. По команде игроки начинают бег. Во время бега игроки должны поочередно поднимать и ставить бутылки, которые стоят на расстоянии 40 см друг от друга.
Побеждает команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.
Условие: Бег нельзя продолжать, пока игрок не поменяет положение бутылки
Воспитатель: Молодцы ребята! С 1 заданием справились! В обход за направляющим шагом марш!
Дети идут по залу и берут обручи.
Воспитатель: На месте стой! Раз-два! Посмотрим что у нас еще в конверте!
Воспитатель достает 2 карточку “ Подвижная игра “ Защитник дома”
Сначала играют мальчики, потом девочки.
Дети врассыпную идут по залу, раскладывают обручи в обручи кладут бутылки ( 1-3 шт.)
Подвижная игра “ Защитник дома”
Ход: обручи располагаются в разном порядке в зале. Каждый игрок – хозяин своего обруча. По сигналу игроки двигаются бегом по всему залу от одного обруча к другому.
Условие: пользуясь невнимательностью или отсутствием других игроков игрок должен успеть:
Забрать у них бутылки по условию - одну или несколько сразу
Вернуть бутылки, если хозяин осалил игрока
Хозяин не имеет права находиться внутри обруча
Правило: побеждает игрок, в обруче которого наибольшее количество бутылок
Игра продолжается 3-5 мин. и прекращается по сигналу.
Воспитатель: Молодцы ребята! Со 2 заданием справились! В обход за направляющим шагом марш!
Дети идут по залу, кладут обручи, берут 1 бутылку.
Воспитатель: Смотрим следующую картинку. Карточка “Игровое упражнение “ Поставь ногой бутылочку вертикально”
Дети выполняют упражнение. Воспитатель готовит следующее задание.
Айболит:
Да, вы дружно поднимали,
И наверное, устали,…
Не пора ли по домам
Иль в больницу к докторам?
Воспитатель (обращается к детям): Ребята, вы устали ? Нет? Смотрим дальше мы в конверт.
Воспитатель достает 3 карточку “ Подвижная игра “Огород”
Ход: в центральном круге рассыпаны пробки от пластиковых бутылок, по обе стороны стоят гимнастические скамейки. Дети делятся на 2-3 команды. У каждой команды обруч. Игрок бежит до скамейки, ложится на нее животом, достает пробки и приносит их в свой обруч. Передвигаться можно разными способами:
Бегом, скачками, прыжками, гусиным шагом и т.д.
Правило: за пределами скамейки пола можно дотрагиваться только пальцами рук.
Игра продолжается пока не закончатся пробки.
Воспитатель: Молодцы ребята! И с последним заданием справились! В обход за направляющим шагом марш!
Воспитатель убирает оборудование.
Дети выстраиваются в шеренгу вдоль стены зала.
Айболит:
Очень рад я:
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
К награждению готов!
Дайте мне, пожалуйста, конверт.
Айболит достает из конверта медали и вручает каждому участнику.
Воспитатель:
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать, как здоровым стать.
А наши веселые соревнования подошли к концу. Давайте скажем большое спасибо доктору Айболиту и его спортивной бутылочке.
Айболит: Я очень рад, что пришел к вам сегодня! Но мне пора прощаться, я и моя спортивная бутылочка побежим дальше в другие детские сады. До свиданья!
Дети прощаются с Айболитом.
Воспитатель: Равняйсь! Смирно в обход по залу шагом марш!
Дети под музыку выходят из зала.