(Комплексное занятие по математике и развитию речи с детьми подготовительной к школе логопедической группы.)
Программное содержание:
- Познакомить детей с числом и цифрой “4”, составом этого числа .
- Упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 10.
- Закреплять знания о составе числа из 2-х меньших.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
- Формировать навык самоконтроля.
- Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, устойчивый интерес к математическим знаниям.
- Активизировать словарь по теме “Продукты питания”
Демонстрационный материал:
- Игрушка (кошка), наборное полотно, наборы цифр 1 до 4; предметные картинки с изображением продуктов питания; мяч; веревка со связанными концами.
- Раздаточный материал:
- Цветные карандаши, простой карандаш, тетради с заданиями, числовые карточки.
- Предварительная работа:
- Беседа и отгадывание загадок на лексическую тему: “Продукты питания”, решение логических задач , наблюдение за календарем, индивидуальные занятия.
Ход занятия
1.1. Организационный момент:
– Ребята кто к нам пришел в гости ? (Кот.)
– Почему он пришел ?
(Тема надели “ Продукты питания”.)
– Да, ребята, кот Мурзик послушает ваши ответы и будет ждать угощения. Готовы?
2. Разминка (с мячом)
– Какое сейчас время года?
– Перечисли осенние месяцы?
– Какой сегодня день недели?
– Какой день недели будет завтра?
– Назови дни недели, начиная с понедельника?
– Назови мясные продукты? (Котлета, колбаса, сосиски…)
– Назови молочные продукты. (Молоко, сыр, кефир, сметана…)
– Кто стоит за Камилем ?
– Кто стоит между Маратом и Алиной?
– Кто самый высокий ? (Низкий)?
– Сколько ушей у двух малышей?
– Назови четвертый день недели?
2. Работа над новой темой:
1. Знакомство с числом “4”.
Воспитатель обращается к детям:
– Мы сегодня продолжим наше путешествие в удивительную страну цифр и чисел.
Какие цифры мы уже знаем ? (Ответы детей.)
– А сегодня познакомимся с числом и цифрой “4”.
– Посмотрите внимательно вокруг и найдите предметы, которые бы указывали на
количество “4”. (Ответы детей: окно, портрет, картины, стол, стул, книги,
альбомы и т.д.). Молодцы!
Воспитатель:
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
2. А теперь отгадайте загадки:
- Четыре брата под шляпой стоят (стол).
- Четыре ноги а ходить не может (стол).
- Два брюшка,
Четыре ушка (подушка). - Четыре грязных копытца
Заснули прямо в копытце (поросенок). - Четыре спелых груши на веточке качались ,
Две груши снял Павлуша –
А сколько груш осталось?
– Замечательно!
3. Воспитатель показывает картинки с продуктами питания:
– Назовите продукты. (Ответы детей: сыр, молоко, кефир.)
– Это какие продукты? (Молочные.)
– Пересчитайте, сколько здесь предметов? (Три.)
– Я добавлю еще один продукт – сметану. Сколько предметов стало? (4). Сколько
продуктов добавили? (Добавили один продукт.)
– Как получить четыре продукта? (Три два один –получится четыре.)
– Что больше “3” или “4” ?
На сколько? Молодцы!
На верхней строчке полотна 3 продукта , на нижней – 4 кота .
– Всем ли котам хватит молочных продуктов? Что надо сделать, чтобы продуктов
и котов стало поровну? (Выясняют, что можно либо поставить еще один продукт,
либо убрать кота.)
– Правильно теперь продуктов и котов поровну.
3. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика “Колобок”.
Вот веселый колобок,
Подрумяненный бочок.
Он из дома убежал
И в дремучий лес попал.
Убежал от всех зверей,
Но лисичка всех хитрей.
На нос сел ей колобок,
И сбежать уже не смог.
Ам… и съела.
4. Воспитатель:
– А теперь подумаем, как можно составить число “4”? (Ответы детей.)
(3и1,1и3,2и2,1,1,1,1)
– Замечательно!
5. Зрительная гимнастика для снятия утомления глаз:
а) “ Мотылек”. (Быстро и легко моргать глазами, веки как крылья бабочки.)
б) “Заборчик”. (Поднимать глаза вверх и отпускать вниз.)
в) “Пароход”. (Совершать движение глазами по его контуру.)
6. Дидактическая игра: “Чего не стало?”.
Воспитатель убирает одну картинку с изображением продуктов питания (молоко, кефир, сметана, сыр).
– Чего не стало? Которым он был по счету? (Не стало сыра, он был четвертым.)
Вопрос задается каждому ребенку.
7. Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок кошки.
– Из каких геометрических фигур она составлена? (Из кругов, квадратов, треугольников)
Дети считают, сколько в нарисованной кошке геометрических фигур. (∆-10, ○-4, ⃝ -7)
8. Физкультминутка:
– Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки отпускать,
Руки поднимать,
Руки отпускать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.
9. Работа в тетрадях.
Задание 1.
– Нарисовать в прямоугольнике:
– круг – в правом верхнем углу,
– овал – в левом верхнем углу,
– квадрат – в центре,
– треугольник – в правом нижнем углу,
– прямоугольник – в левом нижнем углу.
Задание 2.
Закрасить столько яблок, сколько их на доске. (“4”)
Задание 3.
Заштриховать цифру “4”
Задание 4.
Игра “Назови фрукты”.
Дети подходят к картинке с нарисованными друг на друга фруктами и называют их.
– Что видим на картине? (Фрукты.)
– А по– другому? (Продукты питания.)
– Сколько их? (Ответы детей.)
Молодцы! Правильно.
10. Физминутка: “Волшебники”
Воспитатель:
– Где наша волшебная веревка, которая поможет нам сделать различные
геометрические фигуры? Дети вступают в центр комнаты, в руках у них веревка со
связанными концами. Ребята по сигналу образуют круг, треугольник, квадрат, овал.
При этом говорят об особенностях геометрических форм: у овала и круга нет углов;
у треугольника три угла и три стороны , у квадрата и прямоугольника четыре угла
и четыре стороны.
– Вы хорошие волшебники, из веревки смогли сделать разные геометрические фигуры.
11. Итог занятия:
– Чем мы сегодня занимались?
– Какие предметы мы сегодня считали?
– Какая игра вам понравилось? (Ответы детей.)
Коту Мурзику очень понравилось ,что вы знаете не только названия продуктов питания, но и справились со всеми заданиями!