Удивительная страна Математика

Разделы: Работа с дошкольниками


(Комплексное занятие по математике и развитию речи с детьми подготовительной к школе логопедической группы.)

Программное содержание:

  • Познакомить детей с числом и цифрой “4”, составом этого числа .
  • Упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 10.
  • Закреплять знания о составе числа из 2-х меньших.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Формировать навык самоконтроля.
  • Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, устойчивый интерес к математическим знаниям.
  • Активизировать словарь по теме “Продукты питания”

Демонстрационный материал:

  • Игрушка (кошка), наборное полотно, наборы цифр 1 до 4; предметные картинки с изображением продуктов питания; мяч; веревка со связанными концами.
  • Раздаточный материал:
  • Цветные карандаши, простой карандаш, тетради с заданиями, числовые карточки.
  • Предварительная работа:
  • Беседа и отгадывание загадок на лексическую тему: “Продукты питания”, решение логических задач , наблюдение за календарем, индивидуальные занятия.

Ход занятия

1.1. Организационный момент:

– Ребята кто к нам пришел в гости ? (Кот.)
– Почему он пришел ?

(Тема надели “ Продукты питания”.)

– Да, ребята, кот Мурзик послушает ваши ответы и будет ждать угощения. Готовы?

2. Разминка (с мячом)

– Какое сейчас время года?
– Перечисли осенние месяцы?
– Какой сегодня день недели?
– Какой день недели будет завтра?
– Назови дни недели, начиная с понедельника?
– Назови мясные продукты? (Котлета, колбаса, сосиски…)
– Назови молочные продукты. (Молоко, сыр, кефир, сметана…)
– Кто стоит за Камилем ?
– Кто стоит между Маратом и Алиной?
– Кто самый высокий ? (Низкий)?
– Сколько ушей у двух малышей?
– Назови четвертый день недели?

2. Работа над новой темой:

1. Знакомство с числом “4”.

Воспитатель обращается к детям:

– Мы сегодня продолжим наше путешествие в удивительную страну цифр и чисел. Какие цифры мы уже знаем ? (Ответы детей.)
– А сегодня познакомимся с числом и цифрой “4”.
– Посмотрите внимательно вокруг и найдите предметы, которые бы указывали на количество “4”. (Ответы детей: окно, портрет, картины, стол, стул, книги, альбомы и т.д.). Молодцы!

Воспитатель:

Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.

2. А теперь отгадайте загадки:

  1. Четыре брата под шляпой стоят (стол).
  2. Четыре ноги а ходить не может (стол).
  3. Два брюшка,
    Четыре ушка (подушка).
  4. Четыре грязных копытца
    Заснули прямо в копытце (поросенок).
  5. Четыре спелых груши на веточке качались ,
    Две груши снял Павлуша –
    А сколько груш осталось?

– Замечательно!

3. Воспитатель показывает картинки с продуктами питания:

– Назовите продукты. (Ответы детей: сыр, молоко, кефир.)
– Это какие продукты? (Молочные.)
– Пересчитайте, сколько здесь предметов? (Три.)
– Я добавлю еще один продукт – сметану. Сколько предметов стало? (4). Сколько продуктов добавили? (Добавили один продукт.)
– Как получить четыре продукта? (Три два один –получится четыре.)
– Что больше “3” или “4” ?

На сколько? Молодцы!

На верхней строчке полотна 3 продукта , на нижней – 4 кота .

– Всем ли котам хватит молочных продуктов? Что надо сделать, чтобы продуктов и котов стало поровну? (Выясняют, что можно либо поставить еще один продукт, либо убрать кота.)
– Правильно теперь продуктов и котов поровну.

3. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика “Колобок”.

Вот веселый колобок,
Подрумяненный бочок.
Он из дома убежал
И в дремучий лес попал.
Убежал от всех зверей,
Но лисичка всех хитрей.
На нос сел ей колобок,
И сбежать уже не смог.
Ам… и съела.

4. Воспитатель:

– А теперь подумаем, как можно составить число “4”? (Ответы детей.)

(3и1,1и3,2и2,1,1,1,1)

– Замечательно!

5. Зрительная гимнастика для снятия утомления глаз:

а) “ Мотылек”. (Быстро и легко моргать глазами, веки как крылья бабочки.)
б) “Заборчик”.
(Поднимать глаза вверх и отпускать вниз.)
в) “Пароход”. (Совершать движение глазами по его контуру.)

6. Дидактическая игра: “Чего не стало?”.

Воспитатель убирает одну картинку с изображением продуктов питания (молоко, кефир, сметана, сыр).

– Чего не стало? Которым он был по счету? (Не стало сыра, он был четвертым.)

Вопрос задается каждому ребенку.

7. Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок кошки.

– Из каких геометрических фигур она составлена? (Из кругов, квадратов, треугольников)

Дети считают, сколько в нарисованной кошке геометрических фигур. (∆-10, ○-4, ⃝ -7)

8. Физкультминутка:

– Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки отпускать,
Руки поднимать,
Руки отпускать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.

9. Работа в тетрадях.

Задание 1.
– Нарисовать в прямоугольнике:
– круг – в правом верхнем углу,
– овал – в левом верхнем углу,
– квадрат – в центре,
– треугольник – в правом нижнем углу,
– прямоугольник – в левом нижнем углу.

Задание 2.
Закрасить столько яблок, сколько их на доске. (“4”)

Задание 3.
Заштриховать цифру “4”

Задание 4.
Игра “Назови фрукты”.
Дети подходят к картинке с нарисованными друг на друга фруктами и называют их.
– Что видим на картине? (Фрукты.)
– А по– другому? (Продукты питания.)
– Сколько их? (Ответы детей.)

Молодцы! Правильно.

10. Физминутка: “Волшебники”

Воспитатель:

– Где наша волшебная веревка, которая поможет нам сделать различные геометрические фигуры? Дети вступают в центр комнаты, в руках у них веревка со связанными концами. Ребята по сигналу образуют круг, треугольник, квадрат, овал. При этом говорят об особенностях геометрических форм: у овала и круга нет углов; у треугольника три угла и три стороны , у квадрата и прямоугольника четыре угла и четыре стороны.
– Вы хорошие волшебники, из веревки смогли сделать разные геометрические фигуры.

11. Итог занятия:

– Чем мы сегодня занимались?
– Какие предметы мы сегодня считали?
– Какая игра вам понравилось? (Ответы детей.)

Коту Мурзику очень понравилось ,что вы знаете не только названия продуктов питания, но и справились со всеми заданиями!