Большое значение в представлении учащимся возможности для самореализации их познавательных, социальных, эмоциональных, художественных и других потребностей имеет проектная деятельность. Она рассматривается как дополнительное пространство для самовыражения и самоорганизации, создает условия для развития различных способностей ребенка, более глубокого овладения им корректной предметностью.
Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.
Суть современного понимания “методов проектов”, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями можно сформулировать следующим образом: “Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить”.
Слово “проект” пришло к нам из латинского языка и означает “выброшенный вперед”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную систему. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
– индивидуально или в микрогруппах;
– может выходить за рамки программы или способствовать более глубокому усвоению программного материала;
– проводиться в урочное и во внеурочное время;
– может быть представлена в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы.
Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов?
Начальная школа – не просто место, где ребенка должны научить читать, считать и писать (в конце концов, этому можно научиться и дома). Педагог получает возможность изменить позицию ребенка в образовании и его отношение к учебе.
Проектное исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестными решением.
Цели работы над методом проектов:
– способность реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
– способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
– выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Я работаю по УМК “Планета знаний”.
Проектная деятельность выступает как основная форма организации урочной и внеурочной деятельности и организуется в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
- Сбор сведений по теме проектной деятельности;
- Работа над своими проектами, включенными в содержание темы.
Исследование предполагает наличие основных этапов:
1-й блок:
- Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор интересующих их аспектов;
- Подготовка к сбору информации;
- Сбор информации детьми;
- Подведение итогов сбора информации и фиксация в форме мини-энциклопедии, картотеки и др.
2-й блок:
- Знакомство детей с возможными проектами, выбор проекта для реализации;
- Ориентировочное планирование этапов работы над проектами;
- Реализация проектов;
- Презентация проектов.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Исследования ведут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении дает прочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира.
Для каждого возрастного периода начальной школы подобраны такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой соответствуют возрасту.
УМК “Планета знаний” предусматривает с 1–4-й класс определенную тематику проектов по предметам основного и эстетического циклов.
Темы проектов по УМК “Планета знаний”.
1-й класс “Школа” |
2-й класс “Знание – сила” |
3-й класс “Освоение воздушного пространства человеком” |
4-й класс “Длина и ее измерение” |
Проектная деятельность – это совместная работа учителя, учеников и их родителей. Подготовительная работа над проектом начинается на первом родительском собрании в 1-м классе, где учитель знакомит родителей учеников с краткой информацией о проектном методе обучения, так как они главные помощники.
Рассмотрим создание “продукта” проектно-исследовательской деятельности на конкретном примере.
Работа над проектом по разделу “Наши питомцы” (Окружающий мир, 2 класс).
1-й этап – выбор темы, планирование работы над проектом.
Детям предлагаются следующие темы:
- Аквариумные рыбки.
- Пернатые питомцы.
- Все о кошках.
- Все о собаках.
Также дети могут использовать свои варианты тем.
2-й этап – после того как определены темы работы, учащиеся обосновывают свой выбор, обсуждают возможные источники информации; далее происходит отбор необходимой информации, сортировка материала.
3-й этап – написание сочинений типа “Любимый щенок”, создание фотоальбомов “Человек заводит друга”, оформление стендов, написание газет, выставка рисунков.
4-й этап – защита исследовательских работ в классе на обобщающем уроке окружающего мира.
5-й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.
Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем “фундамент” всего дальнейшего обучения. Мы на практике убедились в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию общеучебных умений и навыков.
Памятка работы над проектом
План подготовки проекта
- Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект.
- Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.
- Продумай этапы деятельности.
- Решите, кто и за что будет отвечать.
- Выясните, что нужно подготовить заранее.
- Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за помощью.
Возможные варианты проектов по предметам
Математика
Выставка “Пространственные фигуры” (групповой проект).
- Узнайте, как склеить пространственные фигуры из бумаги. Найдите развертки разных пространственных фигур или приготовьте их сами.
- Придумайте другие способы изготовления моделей пространственных фигур из разных материалов.
- Изготовьте модели пространственных фигур.
- Сделайте этикетки с названиями фигур.
- Оформите материалы в виде витрины.
Распределение обязанностей в группе: разработчики идеи, изготовители модели, оформители.
Русский язык
Словарик речевого этикета.
- Подберите единомышленников – составителей, изберите редакторов.
- Решите, на какие темы (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение, поздравление, пожелание и т.д.) будут подобраны слова и устойчивые фразы в словарике.
- Разберитесь, как составляется словарная статья.
Окружающий мир
Исследование
Постановка проблемы: Как погода зависит от ветра?
Выдвиньте предложение.
Проведите наблюдение. В течение месяца с помощью флюгера наблюдайте, откуда дуют ветры. Данные заносите в календарь погоды. Определите, какие ветры являются преобладающими в вашем крае и как они влияют на погоду.
Сформулируйте выводы.
Предложите, как можно использовать эти выводы в жизни.