Цель:
- познакомить с гласной буквой ё, с её особенностями; продолжить работу над формированием навыка письма и чтения; совершенствовать умение находить однокоренные слова и корень слова; обогащать словарный запас;
- развивать связную речь, фонематический слух, моторику, умение наблюдать, сравнивать, анализировать;
- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других, работать в паре, сообща.
Оборудование: "Букварь" Р. Н. Бунеева и др., Прописи "Мои волшебные пальчики" 4-я часть О. В. Прониной, презентация, иллюстрированный плакат буквы ё, буква - человечек, словарные слова (шёл, пошёл, пришёл), плакаты "буква ё", "обозначает два звука:" - "в начале слова", "после гласных звуков", "после ь и ъ знаков"; "обозначает один звук:" - "после согласных"; "всегда ударная"; лента букв; интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какие гласные буквы из изученных служат для обозначения твердости согласных? (а, о, у, ы)
- Какие гласные буквы служат для обозначения мягкости согласных? (и, е)
- В чем хитрость буквы е?(буква е обозначает два звука [йэ], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и обозначает звук [э]).
III. Формулирование темы и задач урока.
1-й слайд
- Сейчас прочитаем загадки и подберем к ним отгадки:
Колюч, да не ёж
Кто же это? (Ёрш)
На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Ёлка)
Произнесем начало слова ёж - [й'о].
Произнесем начало слова ёлка - [й'о].
Произнесем начало слова ёрш - [й'о].
- Звуки [й'о] на письме обозначаются буквой ё.
Демонстрация плаката с буквой ё:
Е и Ё - родные сестры.
Различать сестер не просто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
[В.Степанов)
- Найдем место буквы ё на ленте букв. Как вы думаете где ё находится, среди гласных или согласных? (Ё - гласная, произносится с голосом).
- Ребята, чему мы должны сегодня научиться? (Научиться писать букву ё, слова с буквой ё, читать слова с буквой ё, повторить изученное)
IV. Открытие новых знаний.
2-й слайд
- Прослушайте видеозапись, запомните слова с новой буквой.
(Лексическое значение слова мушка : 1)муха, 2)кусочек черного пластыря который в старину приклеивали на лицо в виде родинки и т.д.)
Азбука. (Чередуются 4 и 5 слайды)
- Откройте Буквари, оденем буковку - человечка ё.
- Как вы думаете, почему буквы е и ё взялись за руки? (Это гласные буквы, они могут обозначать два звука...)
Работа в прописи
- Чем отличаются на письме буквы е и ё?
Запись букв е и ё.
3-й слайд
Работа по Азбуке.
1. Чтение слогов с буквой ё. Продолжение наблюдения за слогами с буквой ё.
Прочитайте слоги, на какие группы вы можете их разделить?
Работа в прописи
- Чтение и запись слогов с ё.
- Прочитайте слоги с буквой ё: (ёл, ём, ёс, ён...)
- Какие звуки обозначает буква ё в этих слогах? Два: [й'о]
- Есть ли здесь слово?
- Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Какие? Запись слогов.
- Прочитывание слогов: лё, мё, сё, нё...
- Назовите звуки в этих слогах, ([л' о], [м' о]...)
- Назовите слова, в которых есть такие слоги - сё, тё, рё. Запись слогов.
Работа по Азбуке.
- Прочитайте слова, что в них общего? (Начинаются с буквы ё.)
Звуко-буквенный анализ слова ёлка.
Найдите однокоренные слова, прочитайте, выделите корень. (Ерш -ёршик.)
Какую часть слова можно еще выделить в слове ёршик? (Суффикс -ик-).
- Прочитайте слова, что в них общего? Выполните звуко-буквенный анализ слова тёрка.
Прочитайте слова парами.
Сравните первые звуки (нос - нес [н] - [н']).
Какие звуки после этих согласных звуков? [о].
- Почему разные гласные буквы в этих словах? (Буква ё обозначает после согласных звук [о] и показывает, что этот согласный мягкий. Буква о обозначает звук [о] и показывает, что согласный звук твердый.)
Лексическая работа:
Что такое соло? (Исполнение музыкального произведения одним человеком.)
Работа в прописи (с. 42).
Запишите слова парами.
Физкультминутка:
Были бы у ёлочки ножки
Побежала бы она по дорожке,
Заплясала бы вместе с вами,
Застучала бы каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки-
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Работа по Азбуке.
Прочитайте слова следующего столбика про себя, поставьте в словах ударение.
На что обратили внимание? (На букву ё падает ударение.)
Зная, что буква ё всегда ударная, знак ударения над словом, где есть эта буква, мы не будем ставить.
- Сейчас я вам прочитаю сказку "Почему Ё всегда ударная".
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву - букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
Так почему же буква ё всегда ударная?
Прочитайте про себя слова следующего столбика.
В каких словах одинаковое количество слогов, букв, звуков? (Вёсла, дрёма.)
Что такое дрёма? (Полусон.)
В какую группу можно объединить другие три слова? (Имена мальчиков.)
Как пишутся имена людей? Подчеркните заглавную букву.
Чтение однокоренных слов. Звуко-буквенный анализ слова шёл.. Запоминание правописания слова. Работа над лексическим значением слов.
Работа в прописи (с. 43).
1. Запись слов: ели, ёлка, еловые, ерши, ёрш, ёршик.
Обозначение зеленой точкой мягкости согласных перед буквой ё.
Работа по Азбуке.
1. Чтение однокоренных слов, выделение корня: дети, детки, детские, детёныш-корень -дет-. Чтение слов парами.
Прочитайте слова, обозначающие детёнышей животных.
Что придает этим словам уменьшительно-ласкательное значение? (Суффикс -ёнок-.)
Рассматривание картинок и прочитывание подписей к ним.
Прочитайте, где изображено взрослое животное, а где детеныш?
Как меняет суффикс -ёнок- смысл слова?
2. Чтение предложений.
Прочитайте первое предложение. Как это проворонила!?
Подчеркните буквы, которые много раз повторяются.
Это скороговорки. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, потому что скороговорки развивают органы речи.
- Прочитайте первую скороговорку быстрее, старайтесь не ошибаться, думайте о смысле. Теперь еще быстрее.
- Все эти три слова в скороговорке - однокоренные слова. Докажите это.
Аналогично проводится работа с остальными скороговорками.
3. Затем предлагается самостоятельная работа.
- Выберите скороговорку, которую хотелось бы произнести перед всем классом.
Прочитайте ее медленно несколько раз, поймите смысл, запомните, проговорите несколько раз медленно, затем быстрее и быстрее. Расскажите друг другу в парах. Кто хочет выступить перед классом? (Проговаривают скороговорки.)
V. Закрепление знаний.
Работа в парах:
В конвертиках даны слова ёлка, котёнок, ёршик, пёс, ёжик, клён, моё, разделите слова на группы.
- Какие группы получились? По каким признакам делили?
6-й слайд
Дополнительные сведения: буква ё обозначает два звука не только в начале слова, но и после гласных и после мягкого и твердого знака.
Уроки Мудрой Совы, онлайн игры с буквой ё.
VI. Итог урока.
- Справились ли мы с задачами урока?
- Какие открытия мы сделали?