Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Сравнительно малое количество семей равнодушно относится к выполнению данной функции. Как показывают отечественные социологические исследования, родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание: отцы – 64,4%, матери – 82,2%.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит им овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни.
Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, что объясняется целым рядом причин: ухудшением состояния здоровья детей (физического и психического), социально-экономическими проблемами общества, личностными проблемами родителей, глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей.
Данные тенденции в жизни общества нельзя оставлять без внимания и специалистам дошкольного профиля. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности ДОУ, как работа с семьей, ее принципов, целей содержания, форм и методов. В настоящий момент, в период введения новых Федеральных государственных требований, актуальности обеспечения равных стартовых возможностей и определении результата “социальной успешности” выпускников ДОУ данная проблема приобретает наиболее яркую окраску. Именно поэтому необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций, опыта. Игнорирование необходимости смены акцентов (пересмотра приоритета отдельных ролей, функций, методов и процессов), качественного управления процессом взаимодействия педагогов с родителями, может привести к дальнейшему кризису образования, невротизации детей и родителей.
Находясь в творческом поиске, я пришла к выводу, что обязательным моментом станет изменение философии и выработка стратегии развития отношений ДОУ с родителями воспитанников детского сада. Новизна этих отношений в наше время определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”
Сотрудничество – это общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – представляет способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова сказано так: взаимодействие – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Потребность во взаимодействии в вопросах воспитания детей испытывают сегодня и педагоги и родители. Однако, как показывают наблюдения, в практике работы преобладает рестриктивное (ограничивающее), реже реструктивное (поддерживающее) и развивающее взаимодействие между педагогами и родителями. Для определения основных факторов не эффективного сотрудничества педагогов и родителей, было проведено социологическое исследование на уровне педагогического коллектива и на уровне семьи. Результаты этих исследований показали, что обе взаимодействующие стороны нуждаются в определенной помощи (см.Таблица № 1. Причины ограничивающего взаимодействия).
Анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленного методического сопровождения со стороны методической службы дошкольного учреждения по оказанию помощи педагогам в построении взаимодействия с семьей.
Анализ трудностей позитивного восприятия и мотивации к построению взаимодействия со стороны семьи к ДОУ – актуализирует повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Таким образом, четко определилась перспектива работы – проблема взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи на данном этапе, при детальном ее рассмотрении требует построения новой модели отношений ДОУ и семьи, основанной на методах поддерживающего и развивающего взаимодействия, при организации которой, необходимо построение системы работы в трех целевых направлениях (см. Таблица № 2. Целевое пространство управленческой деятельности организации работы по взаимодействию ДОУ и семьи):
1-е направление – это изменение акцентов на уровне управленческой деятельности – цель: формирование в коллективе новой философии взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи;
2-е направление – организация сопровождения со стороны методической службы ДОУ – цель: разработка и реализация программы освоения “Модели развивающего взаимодействия”;
3-е направление – организация работы с родительской общественностью: цель: повышение педагогической компетентности родителей, формирование родительской позиции, развитие навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества.
Поэтому, первым шагом в работе стало определение структуры и основных аспектов управленческой деятельности в построении взаимодействия и сотрудничества педагогического коллектива и семей воспитанников (см. Таблица № 3.“Структурно-функциональная модель организации взаимодействия ДОУ и семьи”), которая раскрывает практическую реализацию построения новой модели отношений и может являться для руководителей ДОУ отправной точкой организации и планирования работы.
Организация деятельности представлена тремя основными блоками:
- информационно-аналитический – сбор и анализ сведений о родителях и детях с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к семье с использованием методов социологических исследований, который будет базовым моментом мониторинга;
- практический блок – комплексный подход работы коллектива;
- контрольно-оценочный блок – анализ эффективности проделанной работы (в количественных и качественных показателях), базовые данные результативности проделанной работы.
Уникальность разработанной модели заключается в вариативном и многофункциональном использовании материала – направления работы и планируемый результат может поддаваться коррекции участниками педагогического процесса по ходу реализации работы, в соответствии с проведенным анализом поступающей информации, учетом гибкого изменения социального заказа представителей родительской общественности.
Следующий шаг в работе был определен изменением философии отношений внутри ДОУ. Главный момент в контексте “семья – дети – дошкольное учреждение” – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого сада. Реализовать открытость ДОУ “внутрь” – это значит сделать процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Открытость ДОУ “наружу” означает, что ДОУ открыто влиянию микросоциума, готово сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательной и другими школами, спортивным комплексом, библиотекой, системой дополнительных услуг.
Оптимальность успешности построения новой технологии взаимодействия требует практического применения следующих принципов (см. Таблица № 4. Основные принципы организации процесса взаимодействия и сотрудничества):
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, построенное на индивидуальном и дифференцированном подходе к семье;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
а также разработки и реализации программы освоения “Модели развивающего взаимодействия ДОУ и семьи” (см. таблица 5. Модель развивающего взаимодействия ДОУ и родителей).
Разработанная модель раскрывает цель, основные задачи, направления, формы и результат работы.
Структурирование и построение работы возможно через реализацию 4 основных этапов (см.Таблица № 6. Этапы реализации программы). При выполнении каждого этапа важным моментом является определение направлений деятельности. Учитывая предыдущий опыт и желание оптимизировать сам процесс взаимодействия, повысить эффективность проделанной работы, проектирование деятельности предполагается по следующим направлениям – социолого-диагностическое, консультативное, информационное, психолого-педагогическое, практическое, которые определены в табличном варианте “Модели развивающего взаимодействия ДОУ и родителей”, и, которые, с практической точки зрения, наиболее полно раскрывают потенциал всех участников педагогического процесса.
Анализ научных исследований в области семейного воспитания и повышения педагогической компетентности родителей в воспитании детей, а также проблематики взаимодействия педагогов ДОУ с родителями, позволил сделать вывод о том, что работа в данном направлении должна быть построена несколько иначе, исходя из новой философии построения позитивного сотрудничества, новых подходов в научной литературе. Основным критерием взаимопонимания обеих сторон – педагогов и родителей, должно стать – формирование родительской позиции. Проектирование достижения планируемого результата построено на поэтапном формировании следующих умений и навыков: родительская позиция – это суммированные навыки педагогической рефлексии и высокого уровня педагогической компетентности. При определении данных понятий следует обратить внимание на следующие трактовки этих понятий:
Родительская позиция – это умение, от уровня сформированности которого зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем, а также успешность процесса социализации ребенка в социуме. Необходимым условием для формирования родительской позиции является владение родителями навыками педагогической рефлексии.
Педагогическая рефлексия – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.
Именно педагогическая рефлексия, в данном определении, может выступать базовой основой высокого уровня педагогической подготовленности и компетенции родителей, под которой подразумевается совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно.
Для повышения эффективности данной работы необходимым условием является внедрение в процесс инновационных форм, а также адаптация традиционных к современным условиям с практической направленностью, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждой семье. Так в работе педагогов появились следующие формы:
- практические формы: тренинг-практикум, “круглый стол” по обмену опытом в вопросах воспитания, “Устный журнал”, “Ток-шоу”, семейный клуб, мастер-класс, “заочная” консультация, совместный проект, детско-родительские проекты;
- приемы – решение педагогических ситуация и задач, анализ собственной воспитательной деятельности, домашние задания и многое другое.
Многие методические формы работы на данном этапе находятся в проектном варианте, как инновационные, другие – в процессе апробации и внедрения, поскольку в настоящий момент и родители воспитанников стали активными участниками творческого процесса коллектива. Результат планирования, моделирования и проектирования данной работы в ДОУ определился следующей трактовкой “Успех сотрудничества ДОУ с семьей”, критериями эффективности которого выбраны следующие приоритеты:
- родители доверяют педагогам;
- создана общая установка на совместное решение задач целостного развития ребенка;
- выработана общая стратегия сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи.