Раздел IV. Декоративное искусство в современном мире.
Урок № 31. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.
“Скажи мне – я забуду,
покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я научусь”.
Восточная пословица.
Тема: “ДОМ РАДОСТИ”
Цель: Выполнить декоративную композицию в материале.
1. Познавательный аспект ТЦУ – научить выстраивать декоративные, орнаментальные композиции на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.
2. Развивающий аспект ТЦУ – научить анализировать, сравнивать; развить глазомер, мелкую моторику рук.
3. Воспитательный аспект ТЦУ – воспитать требовательность к себе, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность за выполнение определённой операции в коллективной работе.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся выполняют коллективную работу в материале, используя различные техники (оригами, бумажная пластика). Предполагается достичь конструктивного и творческого уровня на данном уроке.
Оборудование:
для учителя: ПК, мультимедийный проектор, CD – диск с презентацией, изображение объекта на формате А1;
для обучающихся: ножницы, клей, цветная, белая бумага, кисти, гуашь.
План урока:
- Организационный момент (2 мин)
- Актуализация знаний в области композиционного построения орнамента, модульного оригами (10 мин)
- Практическая работа (25 мин)
- Итог урока (3 мин)
Ход урока
В одном прекрасном городе есть улица Добра. На этой улице построен дом Радости!
– Ребята, а вы хотели бы жить в доме с таким необычным адресом и почему? (Да, потому что там нет зла, там весело и т.д.)
– Но, к сожалению, в нём ещё никто не живёт (слайд 1). А как вы думаете, почему в нём никто не живёт? (Этот дом скучный, его нужно достроить, украсить орнаментом, сделать красивые клумбы для цветов)
Вместе мы можем сделать наш дом самым красивым, самым счастливым и самым весёлым.
– Для этого нам нужно определить, как и чем будем его изменять. (Можно покрасить, нарисовать орнамент, выложить кирпичиками)
Если у нас дом РАДОСТИ, он должен быть необычным, даже можно сказать сказочным.
– По вашему мнению, какого цвета “Радость”? Какую краску мы будем использовать. (Розовую, жёлтую, и т.д.)
– Ребята, что называется орнаментом? (Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов) (слайд 2)
– А какой орнамент можно использовать для отделки фасада здания: абстрактный, растительный, геометрический? (лучше использовать геометрический, так как его можно составить из кирпичиков).
– В данном случае в построении орнамента лучше использовать раппортную композицию. Ребята, что такое “раппорт”? (“Раппорт” – ритмическое, симметричное построение орнаментального мотива, повторяющееся через одинаковые интервалы. Обычно мотив на длинных полотнищах располагают по принципам построения сетчатого орнамента).
– Что нужно сделать, чтобы картинка ожила? (Нарисовать деревья, цветы)
Приступим к работе. (Слайд 3). Раскрашиваем дом (работаем в программе графический редактор Paint, Pover Point выполняем заливку, (слайд 4), добавляем деревья (слайд 5), начинаем украшать орнаментом (слайд 6), но имитируем сбой в программе, добавляем анимацию – вирусы. Констатируем невозможность выполнения работы при помощи ПК).
– Что ребята, иногда и техника подводит, единственное надёжное средство – это наши умелые ручки. Сейчас мы вместе с вами возьмёмся за дело, помните поговорку “ что нам стоит дом построить, нарисуем – будем жить”.
Но в каждом строительном деле есть бригады, которые выполняют различные функции. Чтобы узнать задание, нужно разгадать кроссворды. Приложение 3.
– Правильно, есть строители, прорабы, дизайнеры и многие другие специалисты. Но так как у нас дом сказочный, то и бригады будут называться по-особенному:
- “Самоделкины” (изготавливают кирпичики, используя технику модульного оригами). Приложение 2.
- “Фантазёры” (украшают клумбы декоративной решёткой, использовать технику “бумажная пластика”). Приложение 3.
- “Волшебники” (рисуют деревья, цветы).
Практическая работа.
Работа в группах. У каждого “бригадира” имеется пакет документов, в котором лежат инструкционные карты по выполнению определённых операций.
Дети изготавливают модули, соединяют в общую композицию. Оформляют панно на формате А1 на демонстрационной доске.
Итог урока.
Обсуждаются результаты работы, бригадиры отчитываются за объект труда, выдают карточки разных цветов своим сотрудникам (за хорошую работу – жёлтую, за отличную – красную), учитель корректирует оценку, выставляет в классный журнал.
– Наш “Дом радости” построен, красиво оформлен, ждёт своих жильцов!
Спасибо за работу. Творческих успехов.
Литература:
для учителя: Сокольникова Н.М., – “Изобразительное искусство и методика его преподавания” – М., ACADEMA, 1999;
для обучающихся: Неменский Б.М. – “Изобразительное искусство 5 класс” – М., 2009.