Разработка урока изобразительного искусства для общеобразовательной школы «Дом радости». 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Раздел IV. Декоративное искусство в современном мире.

Урок № 31. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.

“Скажи мне – я забуду,
покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я научусь”.

                      Восточная пословица.

Тема: “ДОМ РАДОСТИ”

Цель: Выполнить декоративную композицию в материале.

1. Познавательный аспект ТЦУ научить выстраивать декоративные, орнаментальные композиции на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.

2. Развивающий аспект ТЦУ – научить анализировать, сравнивать; развить глазомер, мелкую моторику рук.

3. Воспитательный аспект ТЦУ – воспитать требовательность к себе, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность за выполнение определённой операции в коллективной работе.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся выполняют коллективную работу в материале, используя различные техники (оригами, бумажная пластика). Предполагается достичь конструктивного и творческого уровня на данном уроке.

Оборудование:

для учителя: ПК, мультимедийный проектор, CD – диск с презентацией, изображение объекта на формате А1;

для обучающихся: ножницы, клей, цветная, белая бумага, кисти, гуашь.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Актуализация знаний в области композиционного построения орнамента, модульного оригами (10 мин)
  3. Практическая работа (25 мин)
  4. Итог урока (3 мин)

Ход урока

В одном прекрасном городе есть улица Добра. На этой улице построен дом Радости!

– Ребята, а вы хотели бы жить в доме с таким необычным адресом и почему? (Да, потому что там нет зла, там весело и т.д.)

– Но, к сожалению, в нём ещё никто не живёт (слайд 1). А как вы думаете, почему в нём никто не живёт? (Этот дом скучный, его нужно достроить, украсить орнаментом, сделать красивые клумбы для цветов)

Вместе мы можем сделать наш дом самым красивым, самым счастливым и самым весёлым.

– Для этого нам нужно определить, как и чем будем его изменять. (Можно покрасить, нарисовать орнамент, выложить кирпичиками)

Если у нас дом РАДОСТИ, он должен быть необычным, даже можно сказать сказочным.

По вашему мнению, какого цвета “Радость”? Какую краску мы будем использовать. (Розовую, жёлтую, и т.д.)

– Ребята, что называется орнаментом? (Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов) (слайд 2)

– А какой орнамент можно использовать для отделки фасада здания: абстрактный, растительный, геометрический? (лучше использовать геометрический, так как его можно составить из кирпичиков).

– В данном случае в построении орнамента лучше использовать раппортную композицию. Ребята, что такое “раппорт”? (“Раппорт” – ритмическое, симметричное построение орнаментального мотива, повторяющееся через одинаковые интервалы. Обычно мотив на длинных полотнищах располагают по принципам построения сетчатого орнамента).

– Что нужно сделать, чтобы картинка ожила? (Нарисовать деревья, цветы)

Приступим к работе. (Слайд 3). Раскрашиваем дом (работаем в программе графический редактор Paint, Pover Point выполняем заливку, (слайд 4), добавляем деревья (слайд 5), начинаем украшать орнаментом (слайд 6), но имитируем сбой в программе, добавляем анимацию – вирусы. Констатируем невозможность выполнения работы при помощи ПК).

– Что ребята, иногда и техника подводит, единственное надёжное средство – это наши умелые ручки. Сейчас мы вместе с вами возьмёмся за дело, помните поговорку “ что нам стоит дом построить, нарисуем – будем жить”.

Но в каждом строительном деле есть бригады, которые выполняют различные функции. Чтобы узнать задание, нужно разгадать кроссворды. Приложение 3.

– Правильно, есть строители, прорабы, дизайнеры и многие другие специалисты. Но так как у нас дом сказочный, то и бригады будут называться по-особенному:

  1. “Самоделкины” (изготавливают кирпичики, используя технику модульного оригами). Приложение 2.
  2. “Фантазёры” (украшают клумбы декоративной решёткой, использовать технику “бумажная пластика”). Приложение 3.
  3. “Волшебники” (рисуют деревья, цветы).

Практическая работа.

Работа в группах. У каждого “бригадира” имеется пакет документов, в котором лежат инструкционные карты по выполнению определённых операций.

Дети изготавливают модули, соединяют в общую композицию. Оформляют панно на формате А1 на демонстрационной доске.

Итог урока.

Обсуждаются результаты работы, бригадиры отчитываются за объект труда, выдают карточки разных цветов своим сотрудникам (за хорошую работу – жёлтую, за отличную – красную), учитель корректирует оценку, выставляет в классный журнал.

– Наш “Дом радости” построен, красиво оформлен, ждёт своих жильцов!

Спасибо за работу. Творческих успехов.

Литература:

для учителя: Сокольникова Н.М., – “Изобразительное искусство и методика его преподавания” – М., ACADEMA, 1999;

для обучающихся: Неменский Б.М. – “Изобразительное искусство 5 класс” – М., 2009.

Презентация