Цели и задачи урока урока:
Обучающие
- обобщение и расширение сведений об односоставных предложениях;
- повторение пунктуационных правил, связанных с изучением односоставных предложений, входящих в состав сложных;
- формирование умения отличать односоставные предложения от двусоставных, различать типы односоставных предложений;
- употреблять односоставные предложения при написании творческих работ;
Развивающие
- обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;
- обучение умению доказывать и опровергать;
- обучение умению выделять главное;
Воспитательные
- формирование умений общаться, демонстрируя озабоченность неудачами товарищей, радость их успехами, культуру внутренних нравственных отношений;
- развитие интереса и потребности изучения предмета, самообразования.
Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), учебники “Русский язык. 8 класс”. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2008
Технологическая карта урока
Эпизод модуля |
Комментарии учителя |
Действия учителя |
Действия учеников |
Эпизод 1 Проверка домашнего задания |
Дома вы выполняли задание, где должны были определить, какие типы односоставных предложений встречаются в тексте? | Проводит опрос учащихся. Задает вопрос: как находили односоставные предложения в тексте в тексте? | Ученики отвечают, какие предложения были выписаны из текста, к какому типу они относятся? |
Эпизод 2 Анализ типов односоставных предложений |
Какие предложения называются односоставными? Какие типы односоставных предложений вы знаете? | Приложение, Рисунок
1 Предлагает ученикам ответить на вопросы, помогает сформулировать ответы. |
Ученики формулируют ответ, анализируют предложения по наличию главных членов предложения |
Эпизод 3 Закрепление материала о признаках односоставных предложений |
Вспомните, какие признаки односоставных предложений вы знаете? Рядом с признаком поставьте знак – олимпийскую медаль | Приложение, Рисунок
2 Комментирует, организует обсуждение |
Ученики самостоятельно находят признаки, с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивают медали к определениям |
Эпизод 4 Закрепление материала об определенно-личных предложениях |
Внимательно прочитайте слова Димитриоса Викеласа – первого президента МОК. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите тип предложений | Приложение, Рисунок
3 Организует обсуждение, вместе с учениками находит ответ на вопрос: какова основная мысль текста? Если ученик допускает ошибку, учитель обращается к классу с вопросом: какая ошибка допущена? |
Ученики отвечают на вопросы. С помощью инструмента Линия подчеркивают грамматические основы. С помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивают нужный ответ к картинке |
Эпизод 5 Работа по определению неопределенно-личных предложений в тексте |
Как же узнать, какие предложения в тексте являются неопределенно-личными? | Приложение, Рисунок
4 Комментирует, организует обсуждение, исправляет ошибки |
Ученики пересказывают текст, выписывают неопределенно-личные предложения из текста |
Эпизод 6 Работа по определению грамматической основы в безличном предложении |
Перед вами новое задание. Определите тип односоставного предложения. Замените его синонимичным двусоставным. Как вы понимаете слова Пьера де Кубертена? На фотографиях внизу спортсмены, которые показали выдающиеся результаты, но не стали олимпийскими чемпионами. На Олимпийских Играх в Ванкувере Александр Панжинский уступил сотые доли секунды в финале Николаю Крюкову, только фотофиниш определил, что он стал серебряным призером, Альберт Демченко стал четвертым в заездах саночников, Оксана Домнина и Максим Шабалин – бронзовые призеры в танцах на льду, Иван Скобрев – бронзовый призер на дистанции 5000 метров, Евгений Плющенко – серебряный призер. Но каждый из них радовал зрителей, вызывая восторг своими выступлениями. Так ли важно, какого достоинства медаль они завоевали? | Приложение, Рисунок
5 Наблюдает за выполнением работы, помогает, если возникают вопросы Приложение, Рисунок 5 – 1 С помощью инструмента Выделенный элемент поднимает фотоколлаж, под которым примерное синонимичное двусоставное предложение |
Ученики с помощью инструмента Линия подчеркивают грамматические основы, определяют тип односоставного предложения, способ выражения сказуемого, обсуждают, какими способами может быть выражено сказуемое в безличном предложении, подбирают синонимичное двусоставное предложение. |
Эпизод 7 Нахождение односоставных назывных предложений |
Какие предложения являются назывными?
Найдите их в тексте. На фотографиях слева Уле Эйнар Бьерндален и Елена Головина. |
Приложение, Рисунок
6 Нижняя часть с текстом закрыта Шторкой. Комментирует, исправляет ошибки |
Ученики выписывают односоставные назывные предложения. |
Эпизод 8 Написание текста по заданной модели с использованием односоставных назывных предложений |
Вам предлагается текст о клубе “Зеро”, в который входят лучшие биатлонисты. Надо этот текст изменить так, чтобы в нем было не менее трех назывных предложений. | Открывает Шторку | Ученики записывают измененный текст |
Эпизод 9 Шторка Самостоятельная работа “Проверь себя” |
На доске записан текст. Вам надо раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, поставить недостающие знаки препинания | Приложение, Рисунок
7 Наблюдает за выполнением работы. Открывает приложение, рисунок 8 Организует самостоятельную проверку работы. |
Списывают текст, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки. Проверяют самостоятельно по образцу. |
Эпизод 9 Итог урока |
Мы с вами вспомнили многое об односоставных предложениях. Какие вопросы и задания требуют дополнительной работы? | Подводит итог урока | Отвечают на поставленный вопрос, предлагают вопросы и задания, которые надо отработать |
Домашнее задание: упражнения 247 (письменно), 248 (устно)