Литературные волшебные сказки. Ю.Мориц "Разговаривали вещи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать умение проводить исследовательскую работу по сборнику литературных произведений и по литературному тексту.
  2. расширить представление учащихся о художественном мире Ю. Мориц на материале стихотворения «Разговаривали вещи»
  3. Развивать навыки выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы, обобщения.
  4. Воспитывать чувство доброты, ответственности за то, что происходит вокруг нас.

Ход урока

I. Организационный момент:

Сегодня на уроке мы поведем разговор о волшебстве, точнее о книгах, в которых собраны литературные волшебные сказки.

1. Проверка домашнего задания.

  1. Анализ выставки книг.
  2. Выставка книг под заголовком «Литературные волшебные сказки» (учитель организует выставку, используя книги с произведениями разных жанров: поэтические сборники, рассказы, народные сказки, бытовые сказки, сказки о животных, авторские волшебные сказки).
  3. В ходе этой работы учащиеся убирают с выставки.
    а) книги с рассказами, поэтические сборники (я вижу на обложке слово "рассказы". А это стихотворения А. Барто, я их читала. Я вижу по рисунку, это не сказки);
    б) Книги с русскими народными сказками (учащиеся рассматривают титульный лист, есть ли автор у книги);
    в) Сборники авторских сказок, в которые вошли сказки о животных и бытовые (В. Бианки, Р. Киплинг «Маугли» и другие).

В результате этой работы остаются две-три книги с авторскими волшебными сказками, которые принесли сами учащиеся.

2. Рассказ о книге.

Рассказ учащегося строится по плану:

  1. как называется любимая сказка;
  2. что вы знаете об авторе этой сказки;
  3. чем понравилась эта сказка;
  4. советуете ли вы одноклассникам прочитать ее.

3. Проверка качества домашнего чтения по произведению Ю. Мориц «Песенка про сказку».

(конкурсное чтение)

Беседа с детьми.

Учитель: Вы замечательно рассказали о своей любимой сказке, но ведь дома вы тоже работали над авторским произведением «Песенка про сказку», которую написала Ю. Мориц. Пока ребята будут читать это стихотворение, вы внимательно послушайте и оцените их выступление.

(Дети рассказывают стихотворение самостоятельно или с товарищем).

Идет словесная оценка учащимися каждого выступления.

Учитель: Какими словами поэтесса назвала сказку? Найдите слова в этой песенке.

Дети: (Обожаемая, умница, прелесть)

Учитель: Какая музыка (веселая, грустная) может быть у этой песенки?

Учитель: Какова главная мысль этого стихотворения? (Зачитайте)

Дети:

Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!

Учитель: А какое здесь главное, ключевое слово?

Дети: Добрый.

Учитель: О каком человеке можно так сказать «Добрый человек»?

Дети: Который делает хорошие дела, помогает другим людям.

Учитель: Разве так важно иметь доброту в сердце?

Дети: Да, без нее у тебя не будет друзей, ты будешь злой и тебе будет всегда грустно.

Учитель: Есть ли у слова «доброта» родственные, однокоренные слова? (Дети придумывают слова, а учитель выстраивает цепочку слов на доске)

Доброта – добрый – добреть – добренький – добродушный – добросовестный

(Словарная работа со словами добродушный, добросовестный)

Учитель: Что значит добродушный?

Дети: У него добрая душа, он не делает никому зла.

Учитель: Что значит добросовестный?

Дети: У этого человека добрая совесть.

Учитель: Как это? Давайте найдем значение этого слова в толковом словаре.

Открыли на том месте, где лежат закладки, и ищем слово «Добросовестный». (Честно выполняющий свои обязательства).

Учитель: Ребята, я желаю вам всегда быть добросовестными. Это очень важно в жизни.

Учитель: Вот сколько слов с корнем – ДОБР-. А в чем же проявляется доброта?

Дети: В поступках, делах , отношениях.

Учитель: Очень часто говорят «Доброе дело» – как это понимать?

Дети: Это когда ты кому-то помогаешь, делаешь добро.

Учитель: Мы ведь с вами в жизни совершаем добрые дела, сделали вот такую замечательную копилку добрых дел. И я знаю, что некоторые из вас уже поместили туда записки о своих добрых делах. Расскажите нам о них.

(На столе стоит коробка- сундучок для детских записок).

Дети:

1 уч-ся: Я помогаю маме ходить в магазин за покупками.

2 уч-ся: Мы с Юлей носим Владу портфель, так как у него сломана рука.

Учитель: Так значит, вы совершаете добрые дела не для себя, а для кого-то. Тем самым, облегчая или помогая кому-то жить.

– А может и жизнь нам с вами дана на добрые дела?

II. Подготовка к восприятию.

1. Работа над названием нового раздела учебника О. Кубасовой «Любимые страницы».

Учитель: И тема нашего нового раздела, который мы начинаем изучать, звучит так же.

«Жизнь дана на добрые дела»

Учитель: На что похожа эта фраза?

Дети: На народную мудрость, пословицу.

Учитель: Произведения, каких жанров могут входить в раздел с таким названием?

Дети: Стихотворения, сказки, басни, потешки, пословицы.

Учитель: На форзаце художник нарисовал рисунки к произведениям этого раздела. Давайте мы их рассмотрим.

К произведениям, каких жанров могут быть эти иллюстрации? Мы с вами правильно предположили?

Учитель: Какие из принесенных вами сегодня книг можно было бы поместить в новый раздел учебника? Почему?

2. Знакомство с произведением Ю. Мориц «Разговаривали Вещи».

Учитель: Давайте найдем этот раздел на страницах учебника.

– Какое произведение открывает этот раздел?

– Кто автор? Что вы о нем знаете?

Дети: Ю. Мориц пишет в основном стихи. Некоторые ее стихи стали песнями.

Учитель: О чем могли разговаривать вещи?

Дети: Спорить, кто из них самый важный и нужный. Хвастаться друг перед другом.

Учитель: Почему прошлый раздел заканчивает, а этот раздел начинает один и тот же автор?

Дети: В предыдущем разделе очень много сказок, наверное, и в этом разделе будут сказки.

Учитель: Послушайте: «Разговаривали вещи». Мы можем предположить, в каком жанре будет это произведение?

Дети: Это очень похоже на сказку.

Учитель: А вам хочется узнать, о чем они разговаривали?

Установка перед чтением. Я сейчас прочту стихотворение. А вы следите по тексту и подумайте:- Какие вещи стали героями этого произведения?

Чтение текста учителем.

III. Обсуждение прочитанного.

1. Работа над стихотворением « Разговаривали вещи».

Учитель: Разговор каких вещей услышала Ю. Мориц?

Учитель: Кого из героев мы видим на иллюстрации?

Учитель: Какое настроение у этих вещей?

Дети: Кастрюля недовольна, у нее очень грустные глаза.

Учитель: Давайте найдем и прочитаем то, о чем говорят вещи, довольные своей жизнью?

Учитель: Какие вещи у художника не поместились на страницах учебника.

Дети: Вешалка. Диван. Кофейник, чашка.

Учитель: А у них какая жизнь? Найдите в тексте.

Учитель: А почему вы решили, что вещи счастливы и довольны своей жизнью?

Дети: Они восторгаются и везде говорят:

– Ах, это чудесно.

– Ах, это приятно.

Учитель: В начале нашей беседы мы предположили, о чем могут разговаривать вещи. Угадали мы или нет?

Вывод: Действительно, жизнь этим вещам дана, чтобы служить хозяйке, чтобы совершать для нее добрые дела.

Учитель: Все предметы, которые участвуют в беседе, живут в одном доме и служат одной хозяйке?

Дети: Да, они живут в доме одного человека.

Учитель: Давайте войдем в дом к этой хозяйке. Мы не будем слушать, что говорят вещи, просто посмотрим на них и на то место, где они живут.

2. Физминутка

Представьте, что вы довольно далеко от этого дома и нам нужно очень быстро, но тихо до него добежать. Побежали на месте. Вот дом уже виднеется, можно идти тише. Подходим. Стучимся. Открываем дверь и входим.

3. Словесное рисование.

Учитель: Скажите, какую вещь вы увидели сразу? А какая в доме кухня? Какие вещи там увидели? А зал? Опишите, какие вещи стоят в зале?

Дети:

1-й ребенок: Мне кажется, что на кухне очень чисто, все расставлено по своим местам. Пахнет очень вкусно.

2-й ребенок: в зале стоит розовый диван, ваза с цветами, красивые шторы.

Учитель: Вы все говорите, что в доме все аккуратно и что хозяйка у этих вещей замечательная. А откуда вы это взяли? Может быть, в тексте есть об этом строки?

Дети: На полке сияла «кастрюля-чистюля». На полке «опрятной».

Учитель: Кому из вас хочется еще раз пробежаться по страничкам этой сказки? Найдите диалоги в тексте, перечитайте их. Сколько диалогов нашли?

Рефлексия: Понравилось ли вам это стихотворение? Какие строки особенно?

Домашнее задание:

  1. Отработать чтение этого текста, распределив между собой роли.
  2. Дорисовать те вещи, которые художник изображать не стал.
  3. Тем, кому захочется творить еще больше, придумать, что могла бы сказать ваша любимая вещь, если бы участвовала в этом разговоре.