Цели:
- Формировать умение проводить исследовательскую работу по сборнику литературных произведений и по литературному тексту.
- расширить представление учащихся о художественном мире Ю. Мориц на материале стихотворения «Разговаривали вещи»
- Развивать навыки выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы, обобщения.
- Воспитывать чувство доброты, ответственности за то, что происходит вокруг нас.
Ход урока
I. Организационный момент:
Сегодня на уроке мы поведем разговор о волшебстве, точнее о книгах, в которых собраны литературные волшебные сказки.
1. Проверка домашнего задания.
- Анализ выставки книг.
- Выставка книг под заголовком «Литературные волшебные сказки» (учитель организует выставку, используя книги с произведениями разных жанров: поэтические сборники, рассказы, народные сказки, бытовые сказки, сказки о животных, авторские волшебные сказки).
- В ходе этой работы учащиеся убирают с выставки.
а) книги с рассказами, поэтические сборники (я вижу на обложке слово "рассказы". А это стихотворения А. Барто, я их читала. Я вижу по рисунку, это не сказки);
б) Книги с русскими народными сказками (учащиеся рассматривают титульный лист, есть ли автор у книги);
в) Сборники авторских сказок, в которые вошли сказки о животных и бытовые (В. Бианки, Р. Киплинг «Маугли» и другие).
В результате этой работы остаются две-три книги с авторскими волшебными сказками, которые принесли сами учащиеся.
2. Рассказ о книге.
Рассказ учащегося строится по плану:
- как называется любимая сказка;
- что вы знаете об авторе этой сказки;
- чем понравилась эта сказка;
- советуете ли вы одноклассникам прочитать ее.
3. Проверка качества домашнего чтения по произведению Ю. Мориц «Песенка про сказку».
(конкурсное чтение)
Беседа с детьми.
Учитель: Вы замечательно рассказали о своей любимой сказке, но ведь дома вы тоже работали над авторским произведением «Песенка про сказку», которую написала Ю. Мориц. Пока ребята будут читать это стихотворение, вы внимательно послушайте и оцените их выступление.
(Дети рассказывают стихотворение самостоятельно или с товарищем).
Идет словесная оценка учащимися каждого выступления.
Учитель: Какими словами поэтесса назвала сказку? Найдите слова в этой песенке.
Дети: (Обожаемая, умница, прелесть)
Учитель: Какая музыка (веселая, грустная) может быть у этой песенки?
Учитель: Какова главная мысль этого стихотворения? (Зачитайте)
Дети:
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!
Учитель: А какое здесь главное, ключевое слово?
Дети: Добрый.
Учитель: О каком человеке можно так сказать «Добрый человек»?
Дети: Который делает хорошие дела, помогает другим людям.
Учитель: Разве так важно иметь доброту в сердце?
Дети: Да, без нее у тебя не будет друзей, ты будешь злой и тебе будет всегда грустно.
Учитель: Есть ли у слова «доброта» родственные, однокоренные слова? (Дети придумывают слова, а учитель выстраивает цепочку слов на доске)
Доброта – добрый – добреть – добренький – добродушный – добросовестный
(Словарная работа со словами добродушный, добросовестный)
Учитель: Что значит добродушный?
Дети: У него добрая душа, он не делает никому зла.
Учитель: Что значит добросовестный?
Дети: У этого человека добрая совесть.
Учитель: Как это? Давайте найдем значение этого слова в толковом словаре.
Открыли на том месте, где лежат закладки, и ищем слово «Добросовестный». (Честно выполняющий свои обязательства).
Учитель: Ребята, я желаю вам всегда быть добросовестными. Это очень важно в жизни.
Учитель: Вот сколько слов с корнем – ДОБР-. А в чем же проявляется доброта?
Дети: В поступках, делах , отношениях.
Учитель: Очень часто говорят «Доброе дело» – как это понимать?
Дети: Это когда ты кому-то помогаешь, делаешь добро.
Учитель: Мы ведь с вами в жизни совершаем добрые дела, сделали вот такую замечательную копилку добрых дел. И я знаю, что некоторые из вас уже поместили туда записки о своих добрых делах. Расскажите нам о них.
(На столе стоит коробка- сундучок для детских записок).
Дети:
1 уч-ся: Я помогаю маме ходить в магазин за покупками.
2 уч-ся: Мы с Юлей носим Владу портфель, так как у него сломана рука.
Учитель: Так значит, вы совершаете добрые дела не для себя, а для кого-то. Тем самым, облегчая или помогая кому-то жить.
– А может и жизнь нам с вами дана на добрые дела?
II. Подготовка к восприятию.
1. Работа над названием нового раздела учебника О. Кубасовой «Любимые страницы».
Учитель: И тема нашего нового раздела, который мы начинаем изучать, звучит так же.
«Жизнь дана на добрые дела»
Учитель: На что похожа эта фраза?
Дети: На народную мудрость, пословицу.
Учитель: Произведения, каких жанров могут входить в раздел с таким названием?
Дети: Стихотворения, сказки, басни, потешки, пословицы.
Учитель: На форзаце художник нарисовал рисунки к произведениям этого раздела. Давайте мы их рассмотрим.
К произведениям, каких жанров могут быть эти иллюстрации? Мы с вами правильно предположили?
Учитель: Какие из принесенных вами сегодня книг можно было бы поместить в новый раздел учебника? Почему?
2. Знакомство с произведением Ю. Мориц «Разговаривали Вещи».
Учитель: Давайте найдем этот раздел на страницах учебника.
– Какое произведение открывает этот раздел?
– Кто автор? Что вы о нем знаете?
Дети: Ю. Мориц пишет в основном стихи. Некоторые ее стихи стали песнями.
Учитель: О чем могли разговаривать вещи?
Дети: Спорить, кто из них самый важный и нужный. Хвастаться друг перед другом.
Учитель: Почему прошлый раздел заканчивает, а этот раздел начинает один и тот же автор?
Дети: В предыдущем разделе очень много сказок, наверное, и в этом разделе будут сказки.
Учитель: Послушайте: «Разговаривали вещи». Мы можем предположить, в каком жанре будет это произведение?
Дети: Это очень похоже на сказку.
Учитель: А вам хочется узнать, о чем они разговаривали?
Установка перед чтением. Я сейчас прочту стихотворение. А вы следите по тексту и подумайте:- Какие вещи стали героями этого произведения?
Чтение текста учителем.
III. Обсуждение прочитанного.
1. Работа над стихотворением « Разговаривали вещи».
Учитель: Разговор каких вещей услышала Ю. Мориц?
Учитель: Кого из героев мы видим на иллюстрации?
Учитель: Какое настроение у этих вещей?
Дети: Кастрюля недовольна, у нее очень грустные глаза.
Учитель: Давайте найдем и прочитаем то, о чем говорят вещи, довольные своей жизнью?
Учитель: Какие вещи у художника не поместились на страницах учебника.
Дети: Вешалка. Диван. Кофейник, чашка.
Учитель: А у них какая жизнь? Найдите в тексте.
Учитель: А почему вы решили, что вещи счастливы и довольны своей жизнью?
Дети: Они восторгаются и везде говорят:
– Ах, это чудесно.
– Ах, это приятно.
Учитель: В начале нашей беседы мы предположили, о чем могут разговаривать вещи. Угадали мы или нет?
Вывод: Действительно, жизнь этим вещам дана, чтобы служить хозяйке, чтобы совершать для нее добрые дела.
Учитель: Все предметы, которые участвуют в беседе, живут в одном доме и служат одной хозяйке?
Дети: Да, они живут в доме одного человека.
Учитель: Давайте войдем в дом к этой хозяйке. Мы не будем слушать, что говорят вещи, просто посмотрим на них и на то место, где они живут.
2. Физминутка
Представьте, что вы довольно далеко от этого дома и нам нужно очень быстро, но тихо до него добежать. Побежали на месте. Вот дом уже виднеется, можно идти тише. Подходим. Стучимся. Открываем дверь и входим.
3. Словесное рисование.
Учитель: Скажите, какую вещь вы увидели сразу? А какая в доме кухня? Какие вещи там увидели? А зал? Опишите, какие вещи стоят в зале?
Дети:
1-й ребенок: Мне кажется, что на кухне очень чисто, все расставлено по своим местам. Пахнет очень вкусно.
2-й ребенок: в зале стоит розовый диван, ваза с цветами, красивые шторы.
Учитель: Вы все говорите, что в доме все аккуратно и что хозяйка у этих вещей замечательная. А откуда вы это взяли? Может быть, в тексте есть об этом строки?
Дети: На полке сияла «кастрюля-чистюля». На полке «опрятной».
Учитель: Кому из вас хочется еще раз пробежаться по страничкам этой сказки? Найдите диалоги в тексте, перечитайте их. Сколько диалогов нашли?
Рефлексия: Понравилось ли вам это стихотворение? Какие строки особенно?
Домашнее задание:
- Отработать чтение этого текста, распределив между собой роли.
- Дорисовать те вещи, которые художник изображать не стал.
- Тем, кому захочется творить еще больше, придумать, что могла бы сказать ваша любимая вещь, если бы участвовала в этом разговоре.