Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • отрабатывать приёмы письменного вычитания;
  • развивать математическую речь;
  • повторить способы проверки выполнения вычислений;
  • воспитывать взаимоподдержку, умение работать коллективно.

План урока

1. Организационный момент.

2. Устный счёт.

(На зрительных метках находятся геометрические фигуры.)

– Назовите геометрические фигуры, которые находятся на зрительных метках.

– Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?

(Круг лишний, потому что все остальные геометрические фигуры – многоугольники.)

– Посмотрите, можно ли среди многоугольников выделить отдельную группу фигур?

(Можно, это четырёхугольники.)

– Снять фигуры могут те учащиеся, порядковый номер месяца рождения которых соответствует номеру фигуры VIII, V, X, IX.

Выбор фигуры вы должны обосновать, карточку перевернуть и прикрепить к доске.

(Учащиеся берут фигуру и несут к доске.)

– Какое слово получилось? (Ямал)

– Руслана расположи буквы в нужном порядке.

– Ямал – это полуостров, расположенный на территории нашего округа.

– Кто знает, как называется наш округ? (Ямало-Ненецкий автономный округ.)

– У каждого на столе карточка со сведениями о нашем округе. Давайте прочитаем, Наргиз прочитай, пожалуйста, в слух, продолжит Валерия. Найдите в тексте числовые данные и соотнесите с числом, записанным в правом столбике. Отметьте их галочкой.

Округ расположен в центре Крайнего Севера России, и занимает обширную площадь в семьсот шестьдесят девять тысяч двести пятьдесят км?.

Самая северная точка автономного округа находится на семьдесят третьем градусе северной широты, в восьмистах км от Северного Полярного круга. На территории округа находится полуостров Ямал.

Рельеф территории округа равнинный, состоящий из тундры и лесотундры с множеством озер и болот, и горной части. Горный массив, расположенный на западе округа, простирается на двести  км, достигая высоты до полутора тысяч метров.

Водные ресурсы региона отличаются богатством и разнообразием. Обская губа — залив Карского моря, является одним из крупнейших морских заливов российской Арктики, его площадь — сорок четыре тысячи км?. На территории округа расположено около трёхсот тыс. озер и сорока восьми тыс. рек, самой крупной из которых являются Обь. Подземные воды характеризуются огромным артезианским бассейном площадью три  миллиона км?.

 

Взаимопроверка:

– Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. Обменяйтесь карточками, на интерактивной доске числа, которые вы должны были отметить. Возьмите карточки обратно.

– Поднимите зелёную сигнальную карточку тот, кто выполнил работу без ошибок. (Мини-итог)

– Прочитайте числа, которые вы выбрали (слайд).

769 250, 73,  800, 200, 1 500, 44 000, 300 000, 48 000, 3 000 000

– Как называются эти числа?

(Многозначные.)

– Назовите наибольшее число. (3 000 000)

– Назовите наименьшее число. (73)

– Назовите предыдущее число. (769 250 – показать указкой) (769 249)

– Назовите последующее число. (769 251)

3. Актуализация опорных знаний.

Прочитайте разность наибольшего и наименьшего чисел.

– Найдите значение этого выражения.

– Почему вы не можете быстро назвать результат?

– А как вы считаете можно вычислить? (калькулятор, письменный приём вычитания.)

– Какова тема нашего сегодняшнего урока?

– Сегодня мы разберём один из предложенных вами приёмов, это “Письменный приём вычитания многозначных чисел.

СЛАЙД

Письменные приёмы вычитания многозначных чисел.

СЛАЙД

Мы должны научиться…

(Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель обобщает.)

  • Вычитать многозначные числа, используя алгоритм письменных вычислений.

– Запишите тему урока в тетрадь.

– Чтобы без ошибок выполнять вычисления, давайте вспомним алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. (Слайд)

– Какой способ вычитания использовали? (Поразрядный.)

– Тот алгоритм вычитания, который мы вспомнили для трёхзначных чисел используется для вычитания всех многозначных.

– Давай выполним вычитание пятизначных чисел. У доски вычисления будет выполнять Фатима.

71 802 – 69 515 = 2 287

– А теперь я вам предлагаю выполнить вычитание девятизначного числа. У доски будет работать Катя.

540 809 031 – 1 704 021 = 539 105 010

4. Физминутка. ИКТ

“Строим дом”.

Упр. На дыхание

Физ. упр

5. Закрепление.

(На доске запись)

а : (m + b) · c – n– k

– На карточках № 2 даны варианты числовых выражений

32 922 : (356 881 – 356 872) · 8 – 9 658 – 7 999

(382922 : 356 881 – 356 872) · 8 – 9 658 – 7 999

32 922 : (356 881 + 356 872) : 8 – 9 658 + 7 999

– Выберите числовое выражение соответствующее его буквенной записи. Докажите.

(Буквенной записи соответствует первое выражение.)

– Запишите выражение в тетрадь. Илья запишет выражение на доску.

– Решим это выражение с комментированием.

– Илья, определи порядок действий.

– Саша выполнит первое и второе действие.

1) 9
2) 3 658
– Артём Шелегов найдёт значение оставшихся действий.
3) 29 264;
4) 19 606;
5) 11 607.

6. Самостоятельная работа в парах (работа на ноутбуках).

– Чтобы убедиться, умеем ли мы вычитать многозначные числа, выполним работу на тренажерах.

– Включите ноутбуки, на рабочем столе найдите значок тренажёра, включите его. Группы с синей карточкой выберите тренажёр на вычитание, с красной карточкой выбирают тренажёр “Ребусы” на вычитание. Умеющими выполнять письменное вычитание многозначных чисел, будут считаться те пары, которые сумеют выполнить все задания тренажёра и получить оценку компьютера. На выполнение данной работы вам отводится три минуты.

– Поднимите руки, кто справился с заданием. Вы получаете отметку пять. Те кто не сумел справиться с работой не расстраивайтесь, мы еще потренируемся и у вас всё получится. Поможет вам и выполнение домашнего задания.

7. Д/З

– Откройте дневники, запишем домашнее задание.

Рабочая тетрадь “Дружим с математикой” с. 32, № 73. Действия выполняем в рабочей тетради “Дружим с математикой”, проверку записываем в рабочие тетради.

8. Итог урока. Рефлексия.

– У каждого на столе круг.

  • Если на уроке вам было всё понятно, нарисуйте на круге вот такое изображение.
  • Если вам было что-то непонятно на уроке, нарисуйте такое изображение.
  • Если вы ничего не поняли на уроке, ничему не научились, нарисуйте такое изображение.

– Артём Конев подойди ко мне, ребята покажите свои рисунки. Артём посмотри на рисунки ребят, как ты думаешь, справились мы с задачей, которую поставили в начале урока?

ОЦЕНКИ ЗА УРОК:

– За работу на уроке получают…

Приложения