Цели урока:
- отрабатывать приёмы письменного вычитания;
- развивать математическую речь;
- повторить способы проверки выполнения вычислений;
- воспитывать взаимоподдержку, умение работать коллективно.
План урока
1. Организационный момент.
2. Устный счёт.
(На зрительных метках находятся геометрические фигуры.)
– Назовите геометрические фигуры, которые находятся на зрительных метках.
– Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?
(Круг лишний, потому что все остальные геометрические фигуры – многоугольники.)
– Посмотрите, можно ли среди многоугольников выделить отдельную группу фигур?
(Можно, это четырёхугольники.)
– Снять фигуры могут те учащиеся, порядковый номер месяца рождения которых соответствует номеру фигуры VIII, V, X, IX.
Выбор фигуры вы должны обосновать, карточку перевернуть и прикрепить к доске.
(Учащиеся берут фигуру и несут к доске.)
– Какое слово получилось? (Ямал)
– Руслана расположи буквы в нужном порядке.
– Ямал – это полуостров, расположенный на территории нашего округа.
– Кто знает, как называется наш округ? (Ямало-Ненецкий автономный округ.)
– У каждого на столе карточка со сведениями о нашем округе. Давайте прочитаем, Наргиз прочитай, пожалуйста, в слух, продолжит Валерия. Найдите в тексте числовые данные и соотнесите с числом, записанным в правом столбике. Отметьте их галочкой.
Округ расположен в центре Крайнего Севера России, и занимает обширную площадь в семьсот шестьдесят девять тысяч двести пятьдесят км?. Самая северная точка автономного округа находится на семьдесят третьем градусе северной широты, в восьмистах км от Северного Полярного круга. На территории округа находится полуостров Ямал. Рельеф территории округа равнинный, состоящий из тундры и лесотундры с множеством озер и болот, и горной части. Горный массив, расположенный на западе округа, простирается на двести км, достигая высоты до полутора тысяч метров. Водные ресурсы региона отличаются богатством и разнообразием. Обская губа — залив Карского моря, является одним из крупнейших морских заливов российской Арктики, его площадь — сорок четыре тысячи км?. На территории округа расположено около трёхсот тыс. озер и сорока восьми тыс. рек, самой крупной из которых являются Обь. Подземные воды характеризуются огромным артезианским бассейном площадью три миллиона км?. |
Взаимопроверка:
– Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. Обменяйтесь карточками, на интерактивной доске числа, которые вы должны были отметить. Возьмите карточки обратно.
– Поднимите зелёную сигнальную карточку тот, кто выполнил работу без ошибок. (Мини-итог)
– Прочитайте числа, которые вы выбрали (слайд).
769 250, 73, 800, 200, 1 500, 44 000, 300 000, 48 000, 3 000 000
– Как называются эти числа?
(Многозначные.)
– Назовите наибольшее число. (3 000 000)
– Назовите наименьшее число. (73)
– Назовите предыдущее число. (769 250 – показать указкой) (769 249)
– Назовите последующее число. (769 251)
3. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте разность наибольшего и наименьшего чисел.
– Найдите значение этого выражения.
– Почему вы не можете быстро назвать результат?
– А как вы считаете можно вычислить? (калькулятор, письменный приём вычитания.)
– Какова тема нашего сегодняшнего урока?
– Сегодня мы разберём один из предложенных вами приёмов, это “Письменный приём вычитания многозначных чисел.
СЛАЙД
Письменные приёмы вычитания многозначных чисел.
СЛАЙД
Мы должны научиться…
(Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель обобщает.)
- Вычитать многозначные числа, используя алгоритм письменных вычислений.
– Запишите тему урока в тетрадь.
– Чтобы без ошибок выполнять вычисления, давайте вспомним алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. (Слайд)
– Какой способ вычитания использовали? (Поразрядный.)
– Тот алгоритм вычитания, который мы вспомнили для трёхзначных чисел используется для вычитания всех многозначных.
– Давай выполним вычитание пятизначных чисел. У доски вычисления будет выполнять Фатима.
71 802 – 69 515 = 2 287
– А теперь я вам предлагаю выполнить вычитание девятизначного числа. У доски будет работать Катя.
540 809 031 – 1 704 021 = 539 105 010
4. Физминутка. ИКТ
“Строим дом”.
Упр. На дыхание
Физ. упр
5. Закрепление.
(На доске запись)
а : (m + b) · c – n– k
– На карточках № 2 даны варианты числовых выражений
32 922 : (356 881 – 356 872) · 8 – 9 658 – 7 999
(382922 : 356 881 – 356 872) · 8 – 9 658 – 7 999
32 922 : (356 881 + 356 872) : 8 – 9 658 + 7 999
– Выберите числовое выражение соответствующее его буквенной записи. Докажите.
(Буквенной записи соответствует первое выражение.)
– Запишите выражение в тетрадь. Илья запишет выражение на доску.
– Решим это выражение с комментированием.
– Илья, определи порядок действий.
– Саша выполнит первое и второе действие.
1) 9
2) 3 658
– Артём Шелегов найдёт значение оставшихся
действий.
3) 29 264;
4) 19 606;
5) 11 607.
6. Самостоятельная работа в парах (работа на ноутбуках).
– Чтобы убедиться, умеем ли мы вычитать многозначные числа, выполним работу на тренажерах.
– Включите ноутбуки, на рабочем столе найдите значок тренажёра, включите его. Группы с синей карточкой выберите тренажёр на вычитание, с красной карточкой выбирают тренажёр “Ребусы” на вычитание. Умеющими выполнять письменное вычитание многозначных чисел, будут считаться те пары, которые сумеют выполнить все задания тренажёра и получить оценку компьютера. На выполнение данной работы вам отводится три минуты.
– Поднимите руки, кто справился с заданием. Вы получаете отметку пять. Те кто не сумел справиться с работой не расстраивайтесь, мы еще потренируемся и у вас всё получится. Поможет вам и выполнение домашнего задания.
7. Д/З
– Откройте дневники, запишем домашнее задание.
Рабочая тетрадь “Дружим с математикой” с. 32, № 73. Действия выполняем в рабочей тетради “Дружим с математикой”, проверку записываем в рабочие тетради.
8. Итог урока. Рефлексия.
– У каждого на столе круг.
- Если на уроке вам было всё понятно, нарисуйте на круге вот такое изображение.
- Если вам было что-то непонятно на уроке, нарисуйте такое изображение.
- Если вы ничего не поняли на уроке, ничему не научились, нарисуйте такое изображение.
– Артём Конев подойди ко мне, ребята покажите свои рисунки. Артём посмотри на рисунки ребят, как ты думаешь, справились мы с задачей, которую поставили в начале урока?
ОЦЕНКИ ЗА УРОК:
– За работу на уроке получают…