Цель:
- Познакомить учащихся с особенностями башкирского костюма.
- Научить создать художественный образ в декоративной композиции.
- Воспитывать эстетическое чувство, творческого воображения.
Материал для учителя: методические таблицы, фотографии, иллюстрации по народному костюму, детские работы, бумажная кукла.
Для учеников: цветная бумага, ножницы, клей, бусины, пуговицы, тесьма, бумажные куклы для обводки силуэта.
Зрительный ряд: слайд "Национальные костюмы"
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
Учитель:
- Как называется наша республика. (Башкортостан)
- Какие народы живут в республике?(башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва, удмурты, украинцы и т.д.).
- Ребята, скажите, указом Президента республики каким годом объявлен 2011 год в нашей республике?
Дети: 2001 год объявлен Годом укрепления межнационального согласия.
Учитель: Правильно, ребята. В Башкортостане 2011 год Указом президента республики Рустэмом Закиевичом Хамитовом объявлен Годом Укрепления межнационального согласия.
Наша республика является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу.
На территории нашей республике проживают представители 150 национальностей. Башкиры представляют собой коренное население республики. Они как отдельная народность формировалась на земле IХ-Х веке.
- Сегодня мы с вами будем сделать из картона куклу-башкирку, куклу-башкира и комплект национальной одежды. На следующих уроках будем сделать куклы из картона и комплект национальной одежды русских, татарских, чувашских, марийских, удмуртских, украинских народов. В течении четверти будем организовать выставку "Национальные костюмы народов живущих в Башкортостане"
III. Новая тема (в форме лекции).
Башкирская народная одежда поражает своим разнообразием и неисчерпаемой фантазией мастериц. Стиль народного костюма складывался веками. Покрой одежды, форма головных уборов и обуви ,их яркое убранство вторили пышной звучной природе многоцветию башкирской земли. Каждая деталь башкирского национального костюма напоминает о красоте родного края. Даже будничная одежда башкир выглядела нарядно. длинные вышитые рубахи с очень широкими рукавами платья, обшитые на груди и подоле несколькими рядами разноцветных лент.
Длинные халаты еляны и камзолы. Женская одежда богато украшалась бисером, серебряными монетами. Платья, фартуки покрывались растительном орнаментом. Самое яркое украшение женского костюма нагрудник. Он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок:
монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д. Они распологались горизонтальными рядами, кругами или столбцами. Часто можно увидеть на нагруднике сетку из кораллов или бисера, коралловую бохраму.
Некоторые украшения из бирюзы, сердолика, янтаря и других камней. Выполняли роль оберега, то есть оберегали людей от злых духов и неприятностей.
Особым разнообразием отличались головные уборы башкир: у мужчин - тюбетейки, войлочные шляпы, меховые шапки, у женщин - накидки, небольшие колпачки, необычные яркие шапочки - кашмау. По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте.
На ногах башкиры носили туфли, башмаки, мягкие сапожки(ситек), сапоги с скунным верхом(сарык). Обувь тоже декорировалась с большой любовью и незаурядном художественном вкусом.
В изготовлении одежды башкирские мастерицы вкладывали всю свою душу и талант. Костюм был отражением всей Природы, всего мира. На черном фоне праздничных камзолов и елянов, на белом фоне накидок с особой силой звучали цвета неба, солнца, земли, воды. Трав и цветов. Распространенными мотивами в вышивки на платьях и фартуках были растения, на елянах - солнце и звезды.
Просмотр слайда.
IV. Практическая работа.
1). Задание.
Выполнить из картона куклу-башкирку, куклу-башкира и комплект национальной одежды:
Для куклы башкирки - платье, камзол, фартук, нагрудное украшение, калпачок с платком, сарык).
Для куклы башкира - платье (рубаха), брюки, камзол, зилян, сарык, тюбетейка.
Детали костюма можно раскрасить яркими гуашевыми краскам. Для украшения можно использовать бисер, бусинки, кусочки фольги.
2). Повторение ПТБ во время работы с ножницами и с клеем.
3). Выполнение практической работы
Самостоятельная работа учащихся.
Во время практической работы педагог делает целевые обходы:
1). Контроль организации рабочего места.
2). Контроль правильности выполнения приемов и соблюдение правил безопасной работы.
3). Оказание помощи испытывающим затруднения.
4). Контроль объема и качества работы.
V. Итог урока.
1). Выставка работ учащихся.
- показ лучших работ.
- как вы оцениваете свою работу?
- какие затруднения вы испытывали при работе?
- куда можно было идти в таком костюме?
VI. Уборка рабочего места.