Тема урока: Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Цель работы: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.
1. Обучающая: Повторить такие элементы знаний:
- электрический ток;
- источники тока;
- сила тока;
- напряжение;
- сопротивление;
- закон Ома для участка цепи;
- прибор для регулирования силы тока – реостат.
2. Развивающие. Способствовать развитию умений точно измерять
- Силу тока;
- Напряжение;
- Пользоваться приборами;
- Производить вычисления.
3. Воспитательные. Способствовать формированию у учащихся
- Чувства коллективизма;
- Ответственности;
- Бережного отношения к приборам.
1 уровень: формирование умений пользоваться электрическими приборами, собирать электрическую цепь, вычислительных навыков, работать в коллективе.
2 уровень: умение применять знание в нестандартной ситуации.
Тип урока: лабораторная работа.
Методы и формы работы: фронтальный опрос, желающих; вывод формулы из закона Ома; выполнение лабораторного физического эксперимента; анализ результатов; применение знания к решении задач.
Приборы и материалы: источник питания, исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), амперметр и вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.
Презентация (приложение)
Ход урока
1. Организационный момент
- Каким прибором измеряете силу тока?
- Определите цену деления шкалы амперметра? Какие нижний и верхний пределы измерения?
- Как подключается амперметр в цепи? Условное обозначение прибора на схеме.
- Какой буквой обозначается сила тока? Единица измерения силы тока.
- Каким прибором измеряется напряжение?
- Определите цену деления шкалы вольтметра? Какие нижний и верхний пределы измерения?
- Как подключается вольтметр в цепи? Условное обозначение прибора на схеме
- Какой буквой обозначается напряжение? Единица измерения напряжения.
- Какой буквой обозначается электрическое сопротивление? Единица сопротивления.
- Условное обозначение сопротивление на схеме.
- Как формулируется Закон Ома на участке цепи. Запишите формулу Закона Ома.
- Каким должно быть показание амперметра в электрической цепи, схема которой изображена на рисунке слева?
- Какова сила тока в проводнике R? (Рисунок справа)
Разделение класса на уровневые группы.
Работа отдельных групп по заданиям.
1 Уровень: определение сопротивление проводника по инструкции учебника.
- Уметь рисовать схему электрической цепи и собирать цепь.
- уметь пользоваться амперметром и вольтметром и снимать показания.
- убедиться на опыте, что сопротивление не зависит от силы тока и напряжения.
- применить Закон Ома для участка цепи.
- уметь определять единицы измерения величин. Сделайте вывод.
2 Уровень:
- должны уметь и знать все, что даем на первом уровне
- уметь решать задачи на определение сопротивления, силы тока и напряжения.
- уметь самостоятельно составлять и собирать электрическую схему.
- дополнительно определить сопротивление лампы.
- определить сопротивление реостата при различных положениях ползунка, сравнить результаты и объяснить различия. Определить, в каких пределах меняется сопротивление реостата. Сделайте вывод.
Динамическая пауза.
Написаны перепутанные буквы слов, расставьте букву “по местам”, чтобы получить правильные названия
- РЕМАП (единица физической величины)
- ЛУНОК (единица физической величины)
- СЛЕКЭРПООКТ (физический прибор)
- НОРТКЕЛЭ (частица, обладающая самым маленьким зарядом в природе)
Закрепление пройденной темы:
1. решить задачу из учебника упражнение 19-1, 2. страница 102. (1)
2. Задание 65-2, стр. 224 (2)
3. Задание 18.4. стр. 66. (3)
4. В замкнутой цепи амперметр показывает 0,5 А каково показание вольтметра? Чему равно сопротивление лампы?
5. В сеть напряжение 120 В включен электрический чайник и настольная лампа. Сопротивление чайника 22 Ом, нити накала лампы 240 Ом. Чему равна сила тока в том и в другом приборе.
Рефлексия:
- Что вам сегодня понравилось на уроке?
- Что нового вы получили на уроке?
- Что вам не удалось?
- Что необходимо повторить для устранения затруднения?
Выставление оценок и подведение итогов: Оценка за полностью выполненную работу: уровень 1-“4”, уровень 2-“5”
Домашнее задание: Упр. 19-3,4.
Использованная литература:
- А.В. Перышкин учебник физики 8 класса.
- Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская учебник физики 8 класса.
- В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Задачник по физике.