Козули
Программное содержание:
- Воспитывать интерес и любовь к народным традициям, праздникам, к фольклору.
- Формировать представление у детей о празднике “Рождество”
- Развивать любознательность.
- Развивать связную речь у детей.
- Совершенствовать навык коллективного труда
- Приобщать детей к духовным ценностям , учить петь колядки.
Предварительная работа:
- Беседа о празднике “Рождество”, как день “Солнцеворота”
- Рассматривание иллюстрации “Ряженые”, “Колядки”
- Н. Пиманенко, картинки по лексической теме “Продукты питания”.
- Заучивание колядок.
Активизация словаря: Козули, противень, скалка, форма, взбить, колядки, глазурь.
Ход занятия
Дети организованы на ковре
1. Слушание русской народной музыки “Колядка - коляда”.
2. Беседа с детьми:
- Ребята, вы узнали эту музыку?
- Что за праздник - “Рождество”?
- Как люди отмечают это событие?
- Что такое “колядки”?
3. Исполнение детьми колядок.
Коляда, коляда!
Пришла Коляда
Накануне Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По проулочкам.Нашли Коляду
У Петрова двора;
Петров-то двор - железный тын,
Среди двора три терема стоят:
Во первом терему - светел месяц,
В другом терему - красно солнце,
А в третьем терему – часты звёзды…Сеем, веем, повеваем
И хозяев восхваляем.
Много лет, здоровья вам:
И большим, и малышам.
4. Вопросы детям:
- Ребята, а к нам приходили колядовщики?
- А придут, чем же мы станем одаривать их?
- Как называются печенье, которым одаривали колядовщиков на “Рождество”
- Почему печенье называлось “Козули”?
Давайте испечём и мы, “Козули”, которое в старину пекли на “Рождество”.
Что, нам понадобиться для приготовления?
5. Показ приготовления теста.
6. Изготовление детьми печенья.
7. Русская народная игра: “Козлик”
Вышел Козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать!
Козлик ножками стучит,
По козлиному кричит: “Ме-е-е”
Итог занятия: дети угощают поваров, колядовщиков, других сотрудников детского сада, угощаются сами.
Салат для осени
Программное содержание:
- приобщать детей к народному творчеству;
- продолжать закреплять знания об овощах, их значения для человека (что можно приготовить из овощей) через малые формы фольклора;
- закрепить название овощей, что они растут в огороде на грядке;
- развивать навыки речевого общения, умение согласовывать глагол с существительными, употреблять существительные в единственном, множественном числе;
- учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать;
- воспитывать уважение к взрослым, гостеприимство;
- воспитывать культурно гигиенические навыки.
Обогащение словаря: в мундире, неказиста, рассыпчата, шишковата.
Предварительная работа:
- Беседа на лексические темы: “Овощи”, “Витамины на грядке”
- Чтение отрывков из сказки “Чиполлино”.
- Загадывание загадок на лексические темы.
- Д/И “Четвертый лишний”
- Придумывание загадок по описанию.
- Заучивание физ.минутки “Однажды хозяйка с базара пришла”
- Пальчиковая гимнастика “Мы капусту рубим”.
- Рассматривание репродукций: ““Натюрморт с грибами” Хруцкий И.Т.
- “Лук” Волошинов Е.И. и иллюстраций “Урожай”, “Овощи”
- Заучивание стихов об овощах.
- Консультация для родителей “Ни один рот без капусты не живёт”.
Ход занятия
1. Организационный момент: загадки об осени.
Дети, сегодня я слышала, к нам в гости Осень идет.
Осень в этом году урожаем богатая!
Поспели овощи, фрукты – полезные продукты
Что-то не идет Осень, давайте позовём.
Осень, осень, осень
Тебя в гости просим.
2. Сюрпризный момент.
Осень: Вы меня звали?
Вот я и пришла к вам в гости
И осенние подарки принесла.
- Расскажи нам, Осень, что в подарок принесла.
Осень: А вы отгадайте – Все мои подарки
Выросли на грядке!
3. Загадки.
Её единственную в мире
Не просто варят
А в мундире (картошка)
Ребенок
Я картошка, овощ знатный
Неказиста, шишковата
Но любят меня взрослые, ребята
Поверьте мне – я всегда
Рассыпчата, при варке
При жарке так вкусна!
- Да, уж знают все: картошка – второй хлеб. Картошку варят, парят, жарят и даже готовят на костре.
Осень: А вот ещё загадка:
Что эта за девица
Сидит в темнице,
А коса на улице? (Морковь).
Ребёнок
Из землицы я лезу ловко
Я - рыжая веселая морковка!
Дети:
Ты расти, расти морковь.
Очень тебя просим.
Витамины заготовь,
Людям и зверям на осень.
Осень:
Ну, а горошек и фасоль
В круг пожаловать изволь.
4. Хороводная игра “Сей, ей горох”
Сей, сей, горох,
Рассевай горох,
Уродись горох.
В огороде не плох.
И крупён и бел
На потеху всем
И сам
Для всех ребят
Осень:
Как слива темна
Как репа, кругла
На грядке силу попила (свёкла)
Ребёнок
Я роскошная свекла -
Пляшу с самого утра.
Осень:
А это что за старикашка,
Сто рубашек на распашку?
Ребёнок
Я знаменитый старичок
А зовут меня…… (лучок)
Среди братьев овощей
Я всех старше и умней.
Осень:
А это кто лежит меж грядок
Зелен да сладок
Ребёнок
Я - огурец - молодец
Хочу с ребятами играть
Их забавлять
5. Подвижная игра “Огуречик”:
Ребёнок
У меня семь одежек,
Да все без застежек
Я лекарь хоть куда
Капустой лечат камень, головную боль
От насморка избавлю, вылечу любую хворь
В России, когда сажают меня
Приговаривают огородники – друзья
Не будь голенаста, будь пузаста!
Не будь стара, будь молода!
6. Пальчиковая игра “Мы капусту рубим…”
7. Показ овощей.
8. Вопросы:
- Что можно приготовить из этих овощей?
- А все ли продукты для винегрета есть?
- А что, ещё для винегрета нужно?
8. Изготовление салата.
А теперь, Осень, будем чествовать тебя.
Итог занятия: Дети угощают Осень, гостей и угощаются сами.
Жаворонки
Программное содержание:
- Познакомить детей с русским народным праздником – “Герасим – грачовник” день прилёта птиц.
- Закрепить знания детей о природе.
- Продолжить воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам, используя русский фольклор.
- Воспитывать любовь к народным традициям.
- Учить детей лепить из теста птицу;
- Закреплять способы лепки птиц, передавать форму и относительную величину туловища и головы.
Оборудование и материал:
- Тесто;
- Скалки;
- Разделочные доски;
- Стеки;
- Противень;
- Фартуки и колпаки.
Обогащение словаря: жаворонок, пташка, весна – красна, пташка.
Предварительная работа: занятия по лексической теме “Весна”. Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность (рисование “Птички прилетели”), чтение стихов о весне, птицах.
Ход занятия
Занятие проводится в группе.
Звучит музыка
1. Беседа с детьми:
- Ребята, сегодня 22 марта день необычный, день прилета птиц.
В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольётся,
Когда лес зазелениться,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
– А вы знаете стихи о весне?
2. Чтение стихов.
Пришла весна – весна красна,
Все пробудилось ото сна.
Все оживает, смотри: тут и там.
Рада природа листочкам, цветам.
Земля надевает весенний наряд,
Весна собирает на праздник ребят.
3. Загадки
– Ну, спасибо, дети, порадовали вы меня, а сейчас отгадайте, ребятки, про пт иц загадки.
Знакомая пташка, в черной крапинку рубашке
К нам весной прилетает,
Сразу домик обживает. (Скворец)
Враг личинок, друг полей,
Всех прилетных птиц черней,
Взад-вперед по пашне вскачь
Гордо ходит птица (Грач)
– Молодцы, ребята. Птиц встречаем - игру затеваем.
4. Русская народная игра “Горшки”.
– А ещё к нам весной жаворонки прилетают. Давайте их покличем.
5. Дети поют заклички.
Жаворонки - жавороночки, летите,
Весну на крыльях несите.
Чувиль-виль-виль,
Жавороночек,
Прилетите к огням,
Принесите вы нам
Да весну – красну,
Красно солнышко…
6. Рассматривание иллюстраций.
– Весенним днём к нам птицы прилетели (выставить иллюстрации на мольберт)
– Ребята, когда ваши бабушки были маленькими девочками, то их бабушки для них в этот день пекли жаворонков и просили, что бы дети зазывали жаворонков домой. Когда я была маленькая, мне бабушка также пекла жаворонков. Я помню это. Давайте мы сделаем из теста жаворонков и испечем.
7. Изготовление детьми птиц из теста.
Предлагается надеть фартуки, колпаки и занять свои рабочие места, где у детей на столах разложены оборудование и тесто.
Воспитатель показывает, объясняет приёмы изготовления жаворонков и предлагает приступить к работе.
Итог занятия.