Цели:
- формирование знаний о военных действиях в 1942-1943г.г.;
- развитие мыслительной деятельности учащихся, работы с текстом;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание чувства гордости за народ, победивший фашизм.
Оборудование:
- учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России”, 9 класс;
- копии текста о Курской битве;
- карта “Великая Отечественная война”;
- карта “Курская битва”
- медиапроектор;
- презентация.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы: кластер, инсерт, синквейн, древо предсказаний.
Ход урока
Вызов – осмысление – рефлексия.
1. Учитель формулирует цели урока. Обращается к эпиграфу “Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (У.Черчилль). (слайд 2, см. Приложение)
К 1942 г. фашисты захватили значительную часть территории СССР ( идет работа с картой “Великая Отечественная война”). Но в конце 1942 – начале 1943гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом.
– Как вы думаете, почему? (работа с термином “коренной перелом”: советские войска перехватили инициативу, Красная Армия перешла от обороны к контрнаступлению).(слайд 3)
2. Сейчас мы с вами познакомимся с ходом военных действия под Сталинградом. Выступает ученик с опережающим заданием. По ходу рассказа учащиеся в тетради составляют хронологию событий, выделяют героев Сталинградской битвы. (слайд 4, 5)
Беседа с учащимися: – Какие этапы Сталинградской битвы можно выделить?
- 17.07.1942 г. – 18.11.1942 г. – оборона Сталинграда
- 19.11.1942 г. – 03.02.1943 г. – контрнаступление (слайд 6)
Задание учащимся: составить кластер “Значение Сталинградской битвы”.
Проверка задания. (слайд 7)
.
Работа по карте: показать пути отступления немецких войск после Сталинградской битвы.
– Почему Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне? (В ответах учащиеся используют знание термина “коренной перелом”).
3. Учитель продолжает рассказ о событиях лета 1943г.Организована работа с картой “Курская битва”. Операция “Цитадель”. (слайд 8, 9)
Работа с текстом Приложение 1. Отметить знаком:
+ – интересно
— – неважно, неинтересно
! – новое для меня.
Беседа с учащимися:
- Какие факты в тексте у вас вызвали интерес?
Почему?
- Что нового вы узнали?
Коллективная работа по составлению кластера “Причины победы в Сталинградской и Курской битве”. (можно пользоваться учебником с. 230).
При проверке ответы проецируются на экран (слайд 10)
– Какую роль в победе сыграл приказ 227 “Ни шагу назад!” Приложение 2
4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).
Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии.(слайд 11)
Задание: в форме синквейна выразить основную тему урока.(слайд 12)
Выступления учащихся. (составлены примерные синквейны)
Сталинград.
Несгибаемый, мощный.
Сражался, наступал, победил.
Вся страна помогала городу.
Коренной перелом.
Используется прием “древо предсказаний”: предположите, как развивались бы события, если бы контрнаступление у Сталинграда оказалось неудачным? (гипотезы учащихся).
Домашнее задание
$ 34.Подготовить выступления о героях Сталинградского и Курского сражений.