Литературный клуб "Родник любви к словесности святой"

Разделы: Внеклассная работа


Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает внедрение в образовательный процесс личностно-ориентированного подхода к обучению, когда в центр образовательной политики   ставится личность ребёнка с её индивидуальными запросами, потребностями, возможностями.

В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности обучающихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения литературы.

Наиболее интересной, органичной и эффективной формой внеклассной работы по литературе является литературный клуб. Это добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, к развитию творческих способностей, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности.

Преимущества школьного литературного клуба перед другими формами внеклассных занятий:

  • стабильность (способствует зарождению и развитию школьных традиций);
  • систематичность (дает возможность использовать разные виды внеклассной работы не изолированно друг от друга и случайно, а взаимосвязано, целенаправленно, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность);
  • массовый характер работы (позволяет приобщить к литературе, к искусству максимальное количество школьников).

Клуб способен объединить все виды внеурочной работы по литературе, став её центром. Говоря о клубе применительно к преподаванию литературы в школе, это явление рассматривается в трех аспектах:

  • влияние работы клуба на учебный процесс, возможность с его помощью сделать преподавание более эффективным;
  • самостоятельное литературное образование
  • литературно-развивающее, творческое значение работы клуба как формы реализации креативных возможностей учащихся.

Литературный клуб “Родник любви к словесности святой” работает в школе МОУ “СОШ им. И. А. Пришкольника с. Валдгейм” с 2008года. За истекший период на занятиях клуба проводится большая и весьма эффективная работа по приобщению обучающихся к литературе. Руководителем клуба разработана программа по созданию развивающей образовательной среды школьников среднего и старшего возраста.

Цель клуба: создание необходимых условий для художественно-эстетического развития обучающихся, для их творческой самореализации, развития креативности.

Задачи клуба:

  • развивать познавательный интерес обучающихся к изучению литературы;
  • повышать интеллектуальный уровень обучающихся; способствовать творческой самореализации членов клуба;
  • содействовать речевому общению учащихся.

Членами клуба являются обучающиеся 10-11 классов. Заседания клуба проходят еженедельно. На его заседаниях школьники знакомятся с творчеством современных писателей, самостоятельно составляют сценарии и проводят литературные гостиные, выступают с драматическими постановками на открытых заседаниях, участвуют в Неделе русского языка и литературы в школе, участвуем в различных творческих конкурсах школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.

1. Занятия клуба предполагают работу в секциях:

  • художники-оформители,
  • сценарная группа,
  • музыкальное оформление,
  • хореографическая,
  • техническое оснащение.

2. Открытые заседания клуба проводятся 1 раз в четверть.

3. Обучающиеся среднего и старшего звеньев приглашаются на открытые заседания в качестве участников, болельщиков, зрителей.

4. Основное содержание работы литературного клуба – подготовка и проведение литературных праздников, гостиных в 9-11 классах.

Деятельность данного клуба реализуется через проекты.

  • творческие: написание мини произведений разных жанров для литературных праздников, работа в творческих группах (сценарная, оформительская и т.д.);
  • игровые: участие в театральных инсценировках клуба, самостоятельное создание “своей” роли (литературного персонажа);
  • информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

Литературный клуб является формой реализации креативных возможностей обучающихся. Рассмотрим это на примере такого творческого проекта, как самостоятельное написание участниками клуба сценария для литературного праздника, посвященного творчеству Н.В.Гоголя; создание “своей роли”.

Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, актера, художника по костюмам. Привлечение обучающихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.

Структура технологии составления сценария (коллективный творческий проект):

I этап. Подготовительный.

1. Выбор темы.

2. Определение идеи.

II этап. Основной.

1. Поиск сценарного хода:

а) определение главных и второстепенных действующих лиц;

б) временная принадлежность (в работе над сценарием необходимо учесть дух времени, атрибуты эпохи, события, которые будут освещены в выступлении, детали костюмов);

в) стиль (единство художественных приемов, характерных для данного произведения).

2. Подробная разработка содержания с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в празднике. Индивидуальная, парная и групповая работа над созданием диалогов, некоторых мизансцен.

3. Определение логики участия в действии учащихся, пришедших на открытое заседание клуба (активные участники праздника).

4. Музыкальное и художественное оформление.

III этап. Социализация. Театральное представление.

IV этап. Рефлексия.

Каждое открытое заседание требует большой подготовки. Выбор темы зависит от желания расширить рамки школьной программы, усилить интерес к предмету. Так возникла прекрасная идея в год чествования Н.В.Гоголя создать школьный театральный спектакль по творчеству писателя. На заседании клуба определились ключевые моменты содержания сценария, а также различные виды деятельности не только участников клуба, но и учащихся 5-11 классов.

Таким образом, подготовка сценария включила следующие этапы:

I. Содержание сценария.

1.Использование фрагментов произведений школьной программы, с 5 по 10 классы:

“Вечера на хуторе близ Диканьки”,

“Тарас Бульба”

“Ревизор”

“Мертвые души”.

2. Использование фрагментов внепрограммных произведений “Женитьба”

3. Использование музыкального сопровождения:

  • Современные музыкые композиции,
  • Музыкальные видеоклипы (в/к к к/ф “Тарас Бульба”)

4. Дизайнерская деятельность (оформление сцены, зала, выставочного сектора)

5. Создание костюмов (работа мастерской “Образ” - интеграция с предметом “технология”.

6. Использование компьютерной технологии: поиск и сбор иллюстративного материала, видеоматериала, музыкального оформления, создание презентации к спектаклю.

II. Формы театрализации:

1. Монологическое чтение прозаических отрывков (роль ведущего – Н.В.Гоголя, лирические отступления из поэмы “Мертвые души”, отрывок “Степь” и “Мать” из повести “Тарас Бульба”).

2. Инсценировка эпизодов (все перечисленные произведения).

3. Хореографическая миниатюра (к отрывку “Мать” на в/клип к фильму “Тарас Бульба”).

4. Фрагмент мюзикла (“Вечера на хуторе близ Диканьки).

III. Состав участников.

1. Участники спектакля: 8-11кл., педагоги

2. Создание костюмов: 8-11 кл.

3. Сбор информации (текстовая, иллюстративная, музыкальная) – члены клуба.

4. Создание творческих работ (написание эссе, каламбуров, создание тематических буклетов) – 5-11 кл.

Большая работа была проведена по подбору фрагментов для

  • инсценировок. Ребята с увлечением определяли эпизоды, работали по сжатию
  • текста, чтобы уложиться в заданное время. Наибольших усилий, конечно, потребовала подготовка инсценировки внепрограммного произведения “Женитьба”, так как понадобилось сжать основное содержание до 7 минут сценического времени. Ребятам было интересно творить, создавать, открывать “себя”. У каждого была своя роль, определенная им самим.

Традицией клуба стали литературные гостиные, на которые ребята приходят с удовольствием, причем не только сами участники, но и ученики других классов в качестве зрителей. Глубокий эмоциональный настрой, сопричастность к высокому миру литературы помогают им открывать самих себя, вызывают желание прикоснуться к тому, что лежало за пределами их собственных интересов.

Ежегодно осенью зажигается лампа зеленого абажура, символизирующая открытие сезона литературных гостиных. Темами таких встреч стали

  • “Живите так, как вас ведет звезда” (по творчеству С.Есенина)
  • “Пою тебя, Биробиджан” (посвященная 70-летию города)
  • “Личность в тоталитарном государстве” (По творчеству А.Солженицына)
  • “Поэзия подвига” ( посвященная Дню Победы)
  • “В Купели белой ночи” (по творчеству А.Костюнина)
  • “Над кем смеетмся, господа?”(по произведениям Н.В.Гоголя)
  • “А зори здесь тихие” (по мотивам повести Б.Васильева)
  • “Звезда пленительного счастья”(по мотивам повести А.Гессена “Во глубине сибирских руд”

Заседания всех литературных гостиных сопровождались мультимедийным оформлением, созданными членами клуба.

Также традиционным стало участие ребят в конкурсах творческих работ разного уровня, в которых раскрываются их не только творческие способности, но и формируется критическое мышление, значительно расширяются литературные познания, происходит непосредственное погружение в искусство слова. Основной результат деятельности клуба – призовые места в различных творческих конкурсах. Среди участников конкурсов есть не только мотивированные дети, но и ребята, которые впервые открывают себя .

Сегодня литературный клуб – это дружный, сплоченный коллектив. Складываются традиции, создается альбом, видеофильм, копилка сценариев. Большим достижением работы клуба, я считаю, является участие в спектаклях мальчиков-старшеклассников. В выборе кандидатур на роли нет затруднений. Вопрос посещений репетиций вообще отсутствует. Есть свои постоянные зрители, которые приглашаются на встречи. Анкетирование, проведенное среди учащихся школы, показало, что такая форма внеклассной работы необходима.

Оценка родителей работы клуба выражается в их личном участии в подготовке спектаклей: пошив костюмов, изготовление декораций, а главное- в обязательном присутствии на спектаклях, где многие родители открывают для себя собственных детей.

Презентация.