Цели урока:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по теме, показать применение полученных знаний в практической деятельности и нестандартных ситуациях;
- Развивающая: развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи, привитие интереса к изучению математики;
- Воспитательная: воспитание дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, толерантного отношения друг к другу.
Оборудование: доска, мел, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к работе. Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока.
II. Устная работа (с применением интерактивной доски).
Мы изучили тему “Арифметическая прогрессия”, познакомились с новыми понятиями, терминами, вывели формулы для вычисления n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии, научились с их помощью решать задачи.
Основная цель сегодняшнего урока – обобщить и систематизировать полученные знания, научиться применять их при решении нестандартных задач. Но, прежде чем приступить к их решению, давайте разомнемся и решим несколько устных задач (решаются с помощью интерактивной доски)
1. Вставьте пропущенное число:
- 18, 21, 24, 27, … ;
- 0, 2, … , 6, … ;
- -10, -5, 0, … .
Д2. аны четыре арифметические прогрессии. Выберите среди них ту, среди членов которой есть число -6.
- an= -2n + 10;
- an= -4n + 1;
- an= 3n ;
- an= -4n + 1.
3. Из данных чисел составьте арифметическую прогрессию:
- -7, -4, -1, 2, 5;
- 35, 28, 21, 14, 7.
4. Найдите сумму первых пяти членов арифметической прогрессии (an), если a1=2, d=3.
III. Решение задач.
Говоря об арифметической прогрессии мы неоднократно повторяем слово “прогрессия”. А знаете ли вы, откуда произошло это слово?
Первые представления об арифметической прогрессии были еще у древних народов. Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским математикам. Математические прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, древнекитайском трактате “Математика в 9 книгах”. В одной из клинописных табличек вавилонян предлагается найти сумму первых десяти членов геометрической прогрессии
1× 2, 2× 2, … , 2× (n-1).
Широко известна задача о вознаграждении изобретателя шахмат, записанная в древнеегипетском папирусе Ахмеса более 2000 лет назад. В папирусе Ринда, составленном около 2000 лет до нашей эры и являющейся списком с другого, еще более древнего математического сочинения, относящегося к 3 тысячелетию до нашей эры, имеется задача о делении хлеба. Давайте и мы решим эту задачу.
Задача 1. Сто мер хлеба разделили между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, двое первых получили в 7 раз меньше трех остальных. Сколько нужно дать каждому?
Для решения этой задачи мы использовали формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии. Впервые эта формула была доказана древнегреческим ученым Диофантом (III век н. э.). Правило отыскания суммы n первых членов произвольной арифметической прогрессии встречается в “Книге абака” Л. Фибоначчи (1202 г). Но, несмотря на вековую давность этих формул, в школьных учебниках они появились совсем недавно. В первом учебнике “Арифметика” Л. Магницкого, изданном 200 лет назад и служившим полвека основным руководством для обучения, общих формул для вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии нет, и даже сам составитель не без труда справлялся с такими задачами.
Между тем, вывести формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии можно с помощью следующих несложных рассуждений.
Пусть (an) : a1, a2, а3…. – арифметическая прогрессия. Изобразим члены прогрессии с помощью прямоугольников площадью a1, a2, а3 …an соответственно.
Площадь получившейся фигуры ABCD равна сумме n первых членов нашей арифметической прогрессии, то есть
SABCD = Sn
Дополним фигуру ABCD с помощью равной ей фигуры CKMD до прямоугольника
SABKM = AB × BK
BK= a1+ an, AB = n, SABKM = 2Sn.
Тогда, 2Sn.=(a1+ an)× n
Sn.= (a1+ an)× n/ 2
Легко заметить закономерность, присущую арифметической прогрессии
a1 + an = , a2 + an-1,
то есть для любой конечной арифметической прогрессии (an) : a1, a2, а3…. an имеет место равенство
a1 + an = ak + an-k+-1,
Обратите внимание, что сумма индексов у слагаемых в левой и правой частях одна и та же n + 1.
Этим свойством интуитивно воспользовался маленький Гаусс, когда за несколько минут сложил числа от 1 до 100, тем самым немало удивив своего учителя. Запишите это свойство арифметической прогрессии в справочники.
Задача 2. Найдите сумму 20 первых членов арифметической прогрессии, если:
a6 + a9 + a12+ a15 = 20.
Задача 3. Решите уравнение:
1+3+5+7+….+x = 625
Арифметическая прогрессия обладает еще одним интересным свойством, которое можно отнести к разряду занимательных.
Рассмотрим последовательность четных натуральных чисел (an) : 2, 4, 6, 8, …– арифметическая прогрессия.
Из девяти первых членов этой арифметической прогрессии дома вы составили магический квадрат.
8 6 16 |
18 10 2 |
4 4 2 |
Пусть (an) : a1, a2, а3…. an – арифметическая прогрессия, anÎ N
a4 a3 a8 |
a9 a5 a1 |
а2 а7 а6 |
В самом деле,
a1+3d a1+2d a1+7d |
a1+8d a1+4d a1 |
a1+d a1+6d a1+5d |
Оказывается, из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат. Константа магического квадрата равна 3a1 + 12d.
Законам арифметической прогрессии подчиняются даже стихотворения.
Вспомним строки из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, сказанные о его герое: “Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”.
Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха.
Ямб – стихотворный метр с ударениями на четных слогах стиха (Мой дядя самых честных правил), то есть ударными являются 2, 4, 6, 8 и так далее слоги. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью, равной 2:
(an) : 2, 4, 6, 8, …
Хорей – стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха (буря небо мглою кроет).
Номера ударных слогов также образуют арифметическую прогрессию, но ее первый член равен 1, а разность, по-прежнему, равна 2:
(bn) : 1, 3, 5, 7, …
IV. Подведение итогов урока. Задание на дом.
1. Мама предложила сыну на выбор два варианта: давать ему ежедневно на карманные расходы в течении месяца по восемь рублей или дать в первый день 50копеек, зато в следующий на 50 копеек больше, в следующий еще на 50 копеек больше и так далее в течении месяца. Какой вариант выгоднее для сына, если мама с сыном договаривается на апрель? На март?
2. Найдите значение выражения:
(12+32+52+…+1992) – (22+42+…+2002)
3. Решите уравнение:
1+4+7+…+х =176