Числовые и буквенные выражения. 4-й класс, УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Числовые и буквенные выражения.

Цели урока:

  1. Ввести термин “буквенное выражение” и разъяснить его смысл, совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать уравнения.
  2. Развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать.
  3. Воспитывать аккуратность при работе в тетради, взаимоуважение, чувство  взаимовыручки.

Оборудование: карточки к устному счёту, записи на доске, карточки со словами БУКВЕННЫЕ, ПЕРЕМЕННАЯ, учебник математики, тетрадь на печатной основе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Как приятно, что при встрече мы знакомым и родным:

– С добрым утром! С добрым утром! С добрым утром! – говорим.

Я вам тоже желаю доброго утра, доброго дня. Пусть всё у вас получится.

II. Разминка “Блиц – опрос”.

– Замените высказывание одним словом:

1) Сумма длин сторон многоугольника. (Прямоугольник)

2) Величина, изменяемая, например, в км. (Расстояние)

3) Величина, определяемая, с помощью весов. (Масса)

4) Любое число, которое делится на 2 . (Четное)

5) Фигура, образуемая двумя лучами. (Угол)

6) Математическое выражение с переменной, в котором левая часть равна правой. (Уравнение)

7) Путь, который проходят за единицу времени. (Скорость)

8) Четырёхугольник с прямыми углами, у которого все стороны равны. (Квадрат)

9) Результат деления. (Частное)

10) Фигура, граница которой – окружность. (Круг)

– Активно включились в работу …(называются имена ребят). Молодцы! Я думаю, и остальные

присоединятся к числу этих ребят.

III. Устный счёт.

(Дети записывают ответы в тетрадь, один ученик работает у доски. Ответы написаны на карточках. Ученик берёт карточку с числом (число соответствует ответ), переворачивает и прикрепляет к доске (на другой стороне каждой карточки написаны буквы).

В – Удвоить число 210. (420)

Ы – Какое число уменьшили в 7 раз и получили 40? (280)

Р – Во сколько раз 800 больше 80? (10 раз)

А – Чему равна 5 часть числа 65? (13)

Ж – Найди делимое, если делитель 6, частное 5, остаток 2. (32)

Е – Сколько минут в 5 ч? (300 мин)

Н – Сколько всего сотен в числе 29 108? (291с)

И – Найди площадь участка квадратной формы, если сторона равна 90м? (8100м?)

Я – Палку длиной 8м распилили на части, по 1м каждая. Сколько надрезов сделали?

IV. Сообщение темы урока.

На доске появилось слово ВЫРАЖЕНИЯ.

– Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Мы будем работать с разными видами выражений, наверно узнаем что-то новое о них.)

V. Работа по теме урока.

На доске: 38 • (457 + 24) – 10246

625 : х = 5

а • 2

457 • 38 + 38 • 24 – 10246

5 • в – 1

375 – х = 481

– Назовите одним словом, что вы видите на доске? (Выражения)

– На какие группы вы бы поделили данные выражения? (3 группы)

1) Первая группа – числовые выражения:

38 • (457 + 24) – 10246

457 • 38 + 38 • 24 – 10246

– Можно ли утверждать, что значения выражений одинаковы? Как получили второе выражение из первого? (Значения выражений одинаковы. Использовали законы умножения:

а) распределительный закон умножения относительно сложения а • (в + с) = а • в + а • с

б) переместительный а • в = в • а)

– Раз значения выражений одинаковы, стоит ли находить значение первого и второго выражения? Значение какого выражения вы предлагаете найти? (1)

(Задание выполняется с комментированием у доски: 1 ученик указывает порядок действий, 2 выполняет сложение столбиком, 3 – умножение столбиком, 4 – вычитание столбиком.)

1) 457 + 24 = 481 2) 481 • 38 = 18278 3) 18278 – 10246 = 8032

2) Вторая группа – уравнения:

625 : х = 5 375 – х = 481

– Что такое уравнение? (Уравнение – это равенство с неизвестным.)

– Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – это значит найти такое число, которое нужно записать вместо буквы, чтобы получить верное числовое равенство.)

– Как называется данное число? (Данное число называется корнем уравнения.)

– Посмотрите внимательно на уравнения. Что вы заметили? (Второе уравнение мы решить не можем, так как значение разности не может быть больше уменьшаемого.)

– Действительно, мы пока не умеем решать такие уравнения, но в старших классах вы научитесь решать и такие уравнения тоже.

(На доске уравнение решает один ученик с объяснением, а остальные в тетради.)

625 : х = 5

х = 625 : 5

х = 125

625 : 125 = 5

5 = 5

VI. Знакомство с новым материалом.

3) Третья группа:

а • 2

5 • в – 1

– Как вы думаете, называются эти выражения?

(На доске появляется карточка со словом БУКВЕННЫЕ)

– Можно ли найти значение данных выражений?

(Их значение можно вычислить только в том случае, если заменить букву числом.)

– Предложите любое число.

В тетради оформляется запись:

если а = 5, то а • 2 = 5 • 2 = 10 (На доске запись оформляет учитель.)

если а = 9, то а • 2 = 9 • 2 = 18 (Пробует оформить запись ученик.)

если в = 12, то 5 • в – 1 = 5 • 12 -1 = 59

если в = 2, то 5 • в – 1 = 5 • 2 – 1 = 9

– Значение выражения меняется в зависимости от значения буквы. Поэтому в математике эту букву называют переменной. (На доске появляется карточка со словом ПЕРЕМЕННАЯ.)

VII. Закрепление.

1. Тетрадь на печатной основе – с.32 № 77 – самостоятельная работа.

Проверка: один называет ответы, остальные, если согласны – говорят ДА.

Учебник – с.195 № 498

а • 8

S = 14 • 8 = 112 (см?)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– С какими выражениями мы сегодня познакомились на уроке?

На доске:

в • 4 + в • 8 280 • 2 – х = 350
с • 101 с : 5 + 160
а • 15 + 4 65 : а
(170 + 10) : х = 20 96 : 16 • 13 – 78
308 • х = 1232 260 • 3 – 390

– Найдите буквенные выражения. (У доски работают два ученика, остальные проверяют.)

– Как называется буква в таких выражениях?

(Оценивается работа детей на уроке.)