Тема: Числовые и буквенные выражения.
Цели урока:
- Ввести термин “буквенное выражение” и разъяснить его смысл, совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать уравнения.
- Развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать.
- Воспитывать аккуратность при работе в тетради, взаимоуважение, чувство взаимовыручки.
Оборудование: карточки к устному счёту, записи на доске, карточки со словами БУКВЕННЫЕ, ПЕРЕМЕННАЯ, учебник математики, тетрадь на печатной основе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Как приятно, что при встрече мы знакомым и родным:
– С добрым утром! С добрым утром! С добрым утром! – говорим.
Я вам тоже желаю доброго утра, доброго дня. Пусть всё у вас получится.
II. Разминка “Блиц – опрос”.
– Замените высказывание одним словом:
1) Сумма длин сторон многоугольника. (Прямоугольник)
2) Величина, изменяемая, например, в км. (Расстояние)
3) Величина, определяемая, с помощью весов. (Масса)
4) Любое число, которое делится на 2 . (Четное)
5) Фигура, образуемая двумя лучами. (Угол)
6) Математическое выражение с переменной, в котором левая часть равна правой. (Уравнение)
7) Путь, который проходят за единицу времени. (Скорость)
8) Четырёхугольник с прямыми углами, у которого все стороны равны. (Квадрат)
9) Результат деления. (Частное)
10) Фигура, граница которой – окружность. (Круг)
– Активно включились в работу …(называются имена ребят). Молодцы! Я думаю, и остальные
присоединятся к числу этих ребят.
III. Устный счёт.
(Дети записывают ответы в тетрадь, один ученик работает у доски. Ответы написаны на карточках. Ученик берёт карточку с числом (число соответствует ответ), переворачивает и прикрепляет к доске (на другой стороне каждой карточки написаны буквы).
В – Удвоить число 210. (420)
Ы – Какое число уменьшили в 7 раз и получили 40? (280)
Р – Во сколько раз 800 больше 80? (10 раз)
А – Чему равна 5 часть числа 65? (13)
Ж – Найди делимое, если делитель 6, частное 5, остаток 2. (32)
Е – Сколько минут в 5 ч? (300 мин)
Н – Сколько всего сотен в числе 29 108? (291с)
И – Найди площадь участка квадратной формы, если сторона равна 90м? (8100м?)
Я – Палку длиной 8м распилили на части, по 1м каждая. Сколько надрезов сделали?
IV. Сообщение темы урока.
На доске появилось слово ВЫРАЖЕНИЯ.
– Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Мы будем работать с разными видами выражений, наверно узнаем что-то новое о них.)
V. Работа по теме урока.
На доске: 38 • (457 + 24) – 10246
625 : х = 5
а • 2
457 • 38 + 38 • 24 – 10246
5 • в – 1
375 – х = 481
– Назовите одним словом, что вы видите на доске? (Выражения)
– На какие группы вы бы поделили данные выражения? (3 группы)
1) Первая группа – числовые выражения:
38 • (457 + 24) – 10246
457 • 38 + 38 • 24 – 10246
– Можно ли утверждать, что значения выражений одинаковы? Как получили второе выражение из первого? (Значения выражений одинаковы. Использовали законы умножения:
а) распределительный закон умножения относительно сложения а • (в + с) = а • в + а • с
б) переместительный а • в = в • а)
– Раз значения выражений одинаковы, стоит ли находить значение первого и второго выражения? Значение какого выражения вы предлагаете найти? (1)
(Задание выполняется с комментированием у доски: 1 ученик указывает порядок действий, 2 выполняет сложение столбиком, 3 – умножение столбиком, 4 – вычитание столбиком.)
1) 457 + 24 = 481 2) 481 • 38 = 18278 3) 18278 – 10246 = 8032
2) Вторая группа – уравнения:
625 : х = 5 375 – х = 481
– Что такое уравнение? (Уравнение – это равенство с неизвестным.)
– Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – это значит найти такое число, которое нужно записать вместо буквы, чтобы получить верное числовое равенство.)
– Как называется данное число? (Данное число называется корнем уравнения.)
– Посмотрите внимательно на уравнения. Что вы заметили? (Второе уравнение мы решить не можем, так как значение разности не может быть больше уменьшаемого.)
– Действительно, мы пока не умеем решать такие уравнения, но в старших классах вы научитесь решать и такие уравнения тоже.
(На доске уравнение решает один ученик с объяснением, а остальные в тетради.)
625 : х = 5
х = 625 : 5
х = 125
625 : 125 = 5
5 = 5
VI. Знакомство с новым материалом.
3) Третья группа:
а • 2
5 • в – 1
– Как вы думаете, называются эти выражения?
(На доске появляется карточка со словом БУКВЕННЫЕ)
– Можно ли найти значение данных выражений?
(Их значение можно вычислить только в том случае, если заменить букву числом.)
– Предложите любое число.
В тетради оформляется запись:
если а = 5, то а • 2 = 5 • 2 = 10 (На доске запись оформляет учитель.)
если а = 9, то а • 2 = 9 • 2 = 18 (Пробует оформить запись ученик.)
если в = 12, то 5 • в – 1 = 5 • 12 -1 = 59
если в = 2, то 5 • в – 1 = 5 • 2 – 1 = 9
– Значение выражения меняется в зависимости от значения буквы. Поэтому в математике эту букву называют переменной. (На доске появляется карточка со словом ПЕРЕМЕННАЯ.)
VII. Закрепление.
1. Тетрадь на печатной основе – с.32 № 77 – самостоятельная работа.
Проверка: один называет ответы, остальные, если согласны – говорят ДА.
Учебник – с.195 № 498
а • 8
S = 14 • 8 = 112 (см?)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– С какими выражениями мы сегодня познакомились на уроке?
На доске:
в • 4 + в • 8 | 280 • 2 – х = 350 |
с • 101 | с : 5 + 160 |
а • 15 + 4 | 65 : а |
(170 + 10) : х = 20 | 96 : 16 • 13 – 78 |
308 • х = 1232 | 260 • 3 – 390 |
– Найдите буквенные выражения. (У доски работают два ученика, остальные проверяют.)
– Как называется буква в таких выражениях?
(Оценивается работа детей на уроке.)