Цели урока:
1. Воспитание чувства бережного отношения к
воде.
2. Заинтересовать детей водой, восхитить,
изумлять.
Оборудование: воронки– 4шт., салфетки– 21 шт., яйцо– 4шт., апельсин-4шт., солёная вода, пресная вода, подносы, таблички с названием команд: “Росинка”, “Капелька”, “Ручеёк”, фишки (крышки от пластиковых бутылок).
Мероприятие провела и подготовила: учительница начальных классов Герасимова Валентина Петровна
Ход мероприятия
Эпиграф: Солнце, воздух и вода
Наши лучшие друзья.
– Ребята, помогите мне прочесть эпиграф нашего занятия.
Почему солнце, воздух и вода считаются нашими лучшими друзьями?
Ответы детей:– Солнце греет и всё растёт. Жить хочется когда тепло. Без воздуха можно задохнуться. Без воды невозможно жить, так как всё будет грязное, а где грязь там и болезнь.
– Всё что вы сказали, конечно, верно. Но сегодня мы поговорим об одном из них. О чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете отгадав загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)
– Да мы поговорим о воде. 22 марта – Всемирный день воды. (На экране появляется слово “вода” написанное синим цветом)
– Ребята, а для чего нужна вода?
Ответы детей: (стирать, пить, варить, поливать, плавать, умываться, тушить и т.д. И по мере их ответов на экране вырисовывается кластер.)
– В старинном фильме “Волга-волга” водовоз пел такую песню: “Удивительный вопрос? Почему я водовоз? А потому что без воды не туды и не сюды” (Вывешивается карта полушарий и выставляется глобус.)
– Если посмотреть на модель нашей земли, то можно увидеть, что в основном преобладает какой цвет?
Дети: – синий.
– А что обозначает синий цвет?
Дети: воду.
– Однако несмотря на то, что на земле так много воды её постоянно не хватает. Учёные посылают космические корабли на другие планеты, узнать есть ли там вода. И вот был послан космический корабль на планету Марс. Там была найдена соль, а воды – нет. Зачем же они это делают, когда на земле так много воды?
Опыт № 1: (Класс разделён на 3 группы. Перед ними стоят 3 стакана с водой: солёная, сладкая, пресная. Дети пробуют воду на вкус и говорят, что солёная вода не вкусная.)
Вывод: Хотя на земле много воды, но она не вся пригодна для употребления. Для сравнения: Вот, у вас было 100 конфет, а съедобные из них были только 2. Так же и с водой.
– И так мы с вами продолжим соревнование разделившись на команды. (вывешиваются таблички с названиями команд “Росинка”, “Капелька”, “Ручеёк” )
– В каком виде вода встречается в природе вы узнаете отгадав загадки. Каждой команде по2 загадки. (Дети отгадывают загадки и получают фишки)
Не проедешь, не пройдёшь -
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Болото)Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Пруд)Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в родинке,
А широкий в море. (Река)Вечерком родится,
Ночь живёт,
Утром умирает. (Роса)Под осоку на песок
Уронили поясок.
И лежит – да не поднять,
И бежит – да не поймать. (Ручей)Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Опыт № 2. Вода – обязательная составляющая организмов животных, человека, растений, фруктов, овощей.
На специальном столике в порядке увеличения содержания в них количества воды разложены овощи и фрукты. Открываются таблицы: “Сколько в тебе воды”, “Содержание воды в организмах растений”, “Содержание воды в организмах животных и человека”.
Перед каждой командой лежат овощи протёртые (свёкла, морковь, апельсин)
Задание для 1 к. Положите свёклу в марлю и выдавите сок. Какого он цвета?
Задание для 2 к. Положите морковь в марлю и выдавите сок. Какого он цвета?
Задание для 3 к. Опустите апельсин в воду. Что с ним происходит? Очистите его и пустите в воду. Что с ним происходит?
– Арбуз и огурец лидеры в цепочке “растительных резервуаров воды”. Такую же цепочку можно выстроить и в ряду животных, человека.
Командиры команд делают вывод, что вода может содержаться в растениях, фруктах, овощах, так же она обязательный элемент в организме животных и человека.