Цели:
- закрепить полученные представления о зимующих птицах;
- продолжать учить словообразованию, учить использовать в речи детей разные типы
предложений; - учить мастерить кормушки для птиц из бросового материала;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать интерес и любовь к птицам, желание им помогать.
Материалы: картинки с изображением птиц (снегирь, синица, дятел, воробей). Корм: семечки, сало, засушенная рябина, кусочки белого хлеба, коробки из-под конфет, клей.
Ход занятия
Воспитатель собирает детей возле себя. В это время младший воспитатель вносит в группу письмо, которое ему передал почтальон. Воспитатель читает детям письмо:
“Здравствуйте дорогие ребята! Пишем вам снегирек-огонек. Приглашаю вас в гости на лесную поляну. Добраться до поляны можно на поезде доброты. А билетом на этом поезд будут ваши добрые поступки и дела. С нетерпением жду.
Снегирь”.
Воспитатель: Ребята, принимаем предложение? Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, но мы ничего не приготовили в подарок для снегиря. Давайте подумаем, что же можно сделать для птиц, которым приходиться зимовать в городе. Дети: Смастерить кормушки, насыпать семечек. Воспитатель: А кто из вас знает, что любят птицы? Дети: Рябину, семечки, сало, хлебные крошки.
Воспитатель: Правильно, только ни каждая птица будет есть рябину или сало. Давайте заглянем в нашу “Птичью энциклопедию” и вспомнить, какие птицы, что любят кушать. Воспитатель берет книгу, изготовленную самими детьми, где нарисованы птицы, зимующие в нашей полосе, и что они едят. Дети вспоминают:
Синицы - семечки подсолнуха, сало.
Снегири - выклевывает семечки из рябины, бузины, черемухи. Поползни - семечки арбуза, дыни, семечки подсолнуха.
Чечетки - едят все, что лежит в кормушках, особенно любят березовые и ольховые семена.
Воробей - крошки пшеничного хлеба. Дятлы - шишки. Свиристели - рябину.
Воспитатель: Мы вспомнили, что любят пернатые друзья, давайте приготовим для них угощение и смастерим кормушки. Воспитатель делит детей на четыре подгрупп:
- подгруппа - изготавливает кормушку;
- подгруппа - изготавливает кормушку;
- подгруппа - отделяет семечки подсолнуха от рябины;
- подгруппа - режет сало на маленькие кусочки.
Когда все подгруппы окончили свою работу, дети и воспитатель решают, как им заполнить кормушки. Дети предлагают: В одну кормушку положить рябину и крошки хлеба для снегирей, свиристелей и воробьев; в другую положить семечки и сало для синицы, поползня, чечеток. Воспитатель: Вот и готовы наши подарки для снегирька-огонька. Как вы думаете нам можно отправляться в гости на поезде Доброты? Дети: да.
Воспитатель: Тогда в путь.
Дети выстаиваются в колонну друг за другом, образуя паровоз. Первый и последний ребенок держат в руках кормушки с угощением. Звучит фонограмма песни “Паровозик Чуки-Ту”. Дети, имитируя стук колес паровоза, под музыку движутся во вторую игровую комнату. Музыка перестала играть. Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель: Вот мы и прибыли в нужное место. Только что-то никто нас не встречает? Наверно нам приготовили еще какой-то сюрприз.
Воспитатель огладывается, обращает внимание детей на магнитную доску, на которой висят листочки с загадками.
Вот висят загадки, если мы их отгадаем, то наши друзья сразу появятся. Загадки:
1 .Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом прилетит.
(Снегирь)
2.Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел)
3. В желтом платьице она
Нам видна из далека.
Шапка синяя у птицы.
А зовут ее
(Синица)
4. Видали вы его не раз.
Он скачет в двух шагах от нас:
“Чирик-чирик! Чирик-чирик!”
Кто к этой песне не привык?
(Воробей)
Дети отгадывают загадку, воспитатель переворачивает картинку другой стороной, на которой изображена птица, про которую была загадка. Дети дарят птицам кормушки, изготовленные своими руками. Воспитатель достает игрушку снегиря.
Снегирь: Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы добрались до нашей лесной поляны. Я очень вас ждал.
Вы так легко и быстро отгадали загадки. Молодцы!
Воспитатель: Снегирек-огонек, а наши ребята не только загадки хорошо отгадывают, они еще и сложные слова составлять умеют. Хочешь их послушать? Снегирь остается у воспитателя на ладони. Воспитатель: Какой клюв у снегиря? Дети: желтый.
Воспитатель: Ребята, подумайте, как можно сказать одним словом, о том, что клюв у снегиря желтый. Воспитатель: Снегирь какой? Дети: желтоклювый.
Дети составляют слова, описывая снегиря, каждый ребенок по очереди: черноголовый, чернокрылый, красногрудый, круглобокий, желтоглазый, рябинолюбивый. Снегирь: Как вы красиво обо мне говорили. Спасибо вам. Для таких сообразительных и смышленых детишек есть и у меня подарок. Подарю я вам Снежинку-пирог. Пирог этот не простой. Кто его кусочек отведает, тот станет еще добрее, вежливее, умнее.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Ребята, нам пора в обратный путь. Нас ждет поезд Доброты. Дети выстраиваются паровозиком, звучит фонограмма “Паровозик Чуки-Ту”. Дети под эту музыку возвращаются обратно в первую комнату. Первый ребенок держит в руках подарок снегиря.
Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали. Дети: На сказочной поляне. Воспитатель: Кого мы видели? Дети: Зимующих птиц.
Воспитатель: А зачем мы с вами ездили на лесную поляну? Дети: подкормить птиц.
Воспитатель: Какое дело мы с вами, ребята сделали? Дети: хорошее, доброе.
Воспитатель: Вот видите, ребята вы сделали доброе дело, и добро к вам вернулось, вас угостили вкусным пирогом. Приглашают вас всех на чаепитие.
Дети моют руки. Занятие завершается чаепитием. Когда дети с родителями уходят домой, воспитатель отдает им кормушки, которые они развешивают на территории детского сада.