Цели:
- Образовательная: формирование представление о различных видах изображений поверхности Земли.
- Развивающая: формирование умений работать с различными картографическими источниками - формирование информационной компетентности.
- Воспитательная: показать практическую значимость полученных знаний и умений в жизни.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, учебники, атласы, рабочие листы, диски "Начальный курс географии", "Уроки географии Кирилла Мефодия" 6 класс.
Учебные модули:
- Виды изображений поверхности Земли.
- Познавательная задача: сформировать знания о видах изображений поверхности Земли: рисунок, фотография (аэрофотоснимок), план, карта, глобус.
- План местности.
Познавательная задача: сформировать понятие о плане местности его отличиях от других видов изображения земной поверхности.
Условные знаки плана.
Познавательная задача: познакомить учащихся с условными знаками плана местности.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята.
- На прошлом уроке вы закончили изучение темы "Земля - планета Солнечной системы", в которой говорили о расположении Земли в космическом пространстве.
- Сегодня мы начинаем новый раздел, он непосредственно связан с изучением самой планеты - ее материков, океанов, особенностей природы.
- Но нашу планету нельзя принести в школьный класс, поэтому, для ее изучения, мы будем использовать различные виды изображений Земли или ее частей.
СЛАЙД 1
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока - "Виды изображений земной поверхности. План местности. Условные знаки плана".
- Наша цель - познакомиться с различными видами изображений поверхности Земли.
- Тема урока у вас уже записана в рабочих листах (Приложение), которыми мы сегодня будем пользоваться на уроке.
- Подпишите их, пожалуйста, и поставьте дату сегодняшнего урока.
- А оценить вашу работу мне помогут жетоны: желтые - стоимостью в 1 балл - за краткий или неполный, красный - 5 баллов - за полный и развернутый ответ.
- Ребята, какие виды изображений земной поверхности вам известны? (рисунок, фото, чертеж, план, карта, глобус).
- Действительно, эти изображения дают возможность узнать о форме, величине и взаимном расположении географических объектов.
- Давайте познакомимся поближе с некоторыми из них.
- В процессе работы мы будем заполнять схему "Виды изображения земной поверхности" в своих рабочих листах.
- У человека всегда существовала потребность рассказать о том, где он был и что видел.
- Рассказы о своих или других землях и народах люди сопровождали рисунками.
СЛАЙД 2
- Посмотрите на картину художника Поленова "Московский дворик"? О чем нам может она рассказать?
- О каком виде изображения мы сейчас говорили? Запишите в свои схемы.
СЛАЙД 3-4
- Отправляясь в поход или на экскурсию, люди часто берут с собой фотоаппарат или камеру. Рассказывая о тех местах, где побывали, мы показываем друзьям что? Фотографии...
- При этом фотографии могут быть разными
СЛАЙД 5
- Выполненными с определенной рабочей целью - например, фотографии, сделанные из самолета или из космоса.
- Такие фотографии называются аэрофотоснимками.
- Что изображено на предлагаемых фотографиях? Какие объекты нашей краевой столицы?
СЛАЙД 6
- А кто узнал объекты, изображенные на этом аэрофотоснимке?
СЛАЙД 7-8
- Итак, второй вид изображений земной поверхности - фотографии (аэрофотоснимки).
- Зафиксируйте в своих рабочих листах.
- Но представьте ситуацию - гость вашего города остановил вас на улице и спросил, как пройти к фонтанам на площади Ленина. Как вы поможете ему? (заострить внимание на том, что этот человек хочет пройтись пешком и полюбоваться красотой города)
- Таким образом, еще один из способов изображения земной поверхности - это чертеж и топографический план.
СЛАЙД 9- 11
- Чертежи и топографические планы появились очень давно.
- Один из примеров план, которому уже больше 300 лет, и, конечно же, современные топографические планы.
- Откройте, пожалуйста, форзац учебника. Какие виды изображений земной поверхности вы видите?
СЛАЙД 12
- Какие из них дают наиболее полную информацию об изображенных на них объектах?
Почему?
- Что мы можем узнать, читая, топографический план, но не увидеть на аэрофотосъемке? (название реки, населенного пункта, направление течения реки).
Мультимедиа-пособие для средней школы из серии "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия"
"Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс"
урок 4 слайд 21 Тренажер "Собираем план местности"
- О каком виде изображений земной поверхности мы с вами сейчас говорили? Запишите в свои схемки в рабочих листах.
- Посмотрите внимательно на план местности, который мы собрали и скажите, можем ли мы начертить план России, материка Евразии, планеты в целом? Почему? (слишком большая территория)
- Какие изображения земной поверхности нам могут помочь в таких случаях? (карты, глобус)
СЛАЙДЫ 13-20
- Карты, как и планы, появились очень давно, посмотрите на примеры древних и современных карт и глобусов (древние карты больше похожи на рисунки).
- А теперь откройте ваши атласы и приведите примеры карт, которые в них есть.
- Итак, с какими видами изображений земной поверхности мы сейчас познакомились?
- Назовите все виды изображений земной поверхности, с которыми мы сегодня познакомились.
- Найдите в ваших рабочих листах задание 2. Прочитайте его.
СЛАЙД 21
- Что вам необходимо сделать? (заполнить таблицу)
- Давайте все вместе заполним первый пустой столбец.
- О каком виде изображения земной поверхности в нем идет речь? (аэрофотоснимок)
Признаки | Аэрофотоснимок | План | Карта | Глобус |
Охватывает небольшие или обширные участки земной поверхности | Небольшие | Небольшие | Обширные | Обширные |
Отражены реальные или уменьшенные размеры объектов | Уменьш. | Уменьш. | Уменьш. | Уменьш. |
Объекты похожи на их реальный вид на местности или изображены с помощью условных знаков. | Реальный вид | Условные знаки | Условные знаки | Условные знаки |
Изображены все объекты, видимые сверху, или только важные. | Все объекты | Только важные | Только важные | Только важные |
- Дальше будем работать по рядам:
- 1 - с планом
- 2 - с картой
- 3 - с глобусом
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- От каждого ряда будет выступать один представитель, который расскажет о результатах своей деятельности, на экране компьютера высветятся эти результаты. Представители двух других рядов занесут информацию в свои таблички.
- Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.
- Найдите черты сходства между всеми видами изображений земной поверхности.
- Различия:
- На последующих уроках данной темы вы будете работать с топографическим планом.
- А что же мы можем назвать планом?
- Снова попрошу обратить ваше внимание на таблицу. Найдите в ней характеристики плана (зачитать)
- На их основании попробуйте составить свое определение топографического плана.
Топографический план - это изображение небольших участков земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.
- Найдите задание 3 в рабочих листках и запишите определение.
- Откройте учебники на стр. 10 и найдите определение плана в них. Прочитайте его.
СЛАЙД 22
- Наше определение оказалось верным?
- Теперь, ребята, вы знаете, что такое топографический план.
- А если бы я вас сейчас попросила составить план школьного двора, вы смогли бы правильно выполнить работу?
- Почему? (не знаем условных знаков)
- Вы правы, причитать, составить план, не зная уловных знаков невозможно.
- Откройте стр.7 в ваших атласах.
- Что на ней изображено?
- Какие группы условных знаков плана мы можем выделить?
- Как на планах изображаются дороги?
- Какие цвета используются при изображении условных знаков?
- Какие объекты плана изображаются голубым цветом?
- Зеленым?
- Желтым?
- Коричневым?
- При изображении местности с помощью условных знаков необходимо так же соблюдать правила их нанесения.
- Посмотрите в учебнике на стр. 11 рис. 5.
- Что здесь изображено?
- Сравните планы и скажите, как правильно на них изображать условные знаки.
Мультимедиа-пособие для средней школы из серии "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия".
"Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс" урок 5 слайд 14 Тренажер "Исправляем план местности".
СЛАЙДЫ 23-25
- А сейчас я предлагаю выполнить в рабочих листках задание 4 (это небольшой тест), который поможет узнать, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
- Давайте проверим правильность выполнения задания (обменяйтесь листочками).
Выставление оценок
Объяснение ДЗ
К следующему уроку, ребята, я попрошу вас выучить определение топографического плана.
Если у кого-то из вас возникли вопросы по сегодняшней теме или что-то непонятно, поработайте дjма с параграфом 4.
А так же, обратите внимание на стр.12 на зад. 3 и 4 после параграфа. Подумайте, какие условные знаки плана можно использовать для изображения местности вокруг школы.
Желающие могут написать рассказ о своем пути от дома до школы, заменяя слова условными знаками.