Пояснительная записка
Концепция
В процессе становления и развития личности огромная роль принадлежит родному языку, отражающему богатейшие культурные традиции и являющемуся средством накопления и передачи интеллектуальных и духовных ценностей общества
Родная речь во всех ее формах (говорение, слушание, чтение, письмо) сопровождает человека в его деятельности всю жизнь, и от успешности освоения языковыми навыками и умениями зависит во многом качество образования и развития личности.
Формирование многообразной системы активной речевой деятельности является важной составной частью всей системы дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве формируются основополагающие предпосылки для овладения всей сложной системой речевых знаний и умений, основы коммуникационных навыков, закладываются основы для дальнейшего обучения в школе.
Основная цель программы по предмету «Развития речи» может быть сформулирована, исходя из методологической концепции Л. С. Выготского о том, что обучение «…может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Изб.Псх.Исслед. стр.275).
Таким образом, цель обучения родной речи в дошкольный период— формирование основ коммуникативной функции речи во всех формах ее проявления (говорение, слушание, чтение и письмо) и создание предпосылок для дальнейшего усвоения всей системы знаний о языке, духовного и интеллектуального развития личности.
Развитие речи - это не отдельный от всего процесса обучения курс. Необходимость речевого самовыражения у ребенка возникает во всех его сферах обучения и воспитания.
В связи с этим необходимо реализовать следующие задачи данного курса:
- Необходимо создавать условия для возникновения потребности в высказывании, развивая мотивационные основы деятельности.
- Расширять представления детей об окружающем мире средствами предмета.
- Развивать информативную и структурную содержательность речи, представления о ее богатстве, закономерностях, способах построения.
- Развивать представления детей о единстве и взаимосвязи между смысловой, содержательной стороной речи и средствами ее реализации.
- Формировать знания систем русского языка (лексики, фонетики, грамматики).
- 6.Овладеть навыками орфоэпии, основами чтения, письма, правописания.
- Развивать фонематический слух, научить анализу звуковой и слоговой структуры слов.
- Развивать познавательную активность, интеллектуальные способности ребенка.
- Создать условия для развития творческих способностей, воображения, внимания, памяти.
- Воспитывать любовь к художественному слову, книге на основе ознакомления с лучшими произведениями фольклора, поэзии, прозы.
Наряду с общими задачами обучения следует особо обозначить задачи по формированию грамматической правильности речи и навыков построения речевого высказывания (диалогического и монологического).
Необходимо учить:
- правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
- правильно употреблять формы множественного числа родительного падежа существительных; пользоваться несклоняемыми существительными;
- правильно использовать формы единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных в именительном и родительном падежах;
- образовывать родственные (однокоренные) слова;
- образовывать формы притяжательных прилагательных единственного и множественного числа;
- употреблять формы 2, 3 лица единственного и множественного числа глаголов повелительного наклонения;
- использовать формы глаголов с приставками разных значений; глаголов движения;
- правильно использовать формы количественных и порядковых числительных родительного падежа единственного и множественного числа, дифференцировать в речи употребления словосочетаний типа «три котенка- трое котят»;
- правильно подбирать слова со сходными и противоположными значениями (синонимы и антонимы);
- составлять простые и сложные предложения; правильно использовать соединительные союзы причинно-следственного характера;
- формулировать вопросы к предложению, к конкретному слову (субъекту, объекту, атрибуту действия); передавать интонацию вопроса (в диалоге, в чтении);
- формировать навык связного пересказа (по образцу, по схеме; самостоятельного, с придумыванием окончания);
- умению составить рассказ: по опорным картинкам, по сюжетной картинке, по серии картинок;
- формировать навык рассказа-описания (по картинке и по схеме ее описания, по пейзажной картинке и плану);
- придумывать рассказ (сказку) творческого характера (на основе нескольких предметных картинок, по плану, самостоятельного сюжета);
- умению строить рассказ-рассуждение, рассказ-анализ; формулировать реплики диалога, вести беседу-диалог (с педагогом, друг с другом) на различные заданные темы;
- формировать навыки выразительности речи (стихи, реплики, рассказ).
Основные методы работы
Основным методологическим подходом, исходя из особенностей предмета «Развитие речи», является реализация единства в языке логического формального и образного начал и связанное с этим выведение задач частного характера на обще-предметный уровень.
На занятиях дети знакомятся с богатством, особенностями, структурой родного языка, способами и видами его функционирования в рамках конкретной лексической темы, реализуемой в определенной последовательности, в намеченные календарные сроки.
Обучение происходит при постоянном учете психо-физических особенностей как каждого ребенка, так и уровня подготовленности и обучаемости группы в целом.
В основе работы лежит комплексный подход, позволяющий решать разнообразные задачи с использованием различных путей и средств. Учет возрастных особенностей дошкольников предполагает в рамках одного урока практику неоднократной смены форм и видов обучения. Это позволяет поддерживать наибольшую продуктивность и качество усвоения материала при сохранении психологической комфортности. Более результативным является урок, когда дети говорят, слушают, фантазируют, играют, пишут, выполняют различные лексико-грамматические задания я т.д.
Особенно благоприятную атмосферу создает наличие игровой ситуации, познавательной интриги, соревновательных моментов.
Дидактическая игра - наиболее распространенная форма занятия. Большое значение в ней имеют разнообразные наглядные и раздаточные пособия (картинки, таблицы, игрушки); их содержание, красочное оформление, разнообразие призваны усилить непроизвольный характер восприятия и усвоения проходимого материала.
Велика роль игры-драматизации: кроме формирования определенных сценических качеств (выразительность реплик, поведения) игра-драматизация путем привнесения в нее различных речевых заданий становится способом усвоения программных задач.
Педагогу необходимо постоянно ориентироваться на особенности личности каждого ребенка, максимально индивидуализировать подход к ребенку, поддерживать баланс требований и поощрений, создавая в ребенке ощущение значимости происходящего, уверенности в своих силах; создавать условия для проявления самостоятельности в суждениях, стимулировать творческую активность. Необходимо использовать различные способы поощрений (поддержка, похвала, тактичная подсказка, градация оценки с помощью различных символов: фишек, значков).
Условия реализации программы
Программа предназначена для обучения дошкольников (6-7 лет) в течение одного года. Продолжительность каждого занятия - 25 минут, включая 5-7 минут для активной подвижной игры в перерывах между уроками.
Занятия проводятся в группах по 12-15 человек. Порядок формирования групп - свободный, без учета результатов тестирования. Таким образом, складывается модель небольшого класса обычной общеобразовательной школы, где совместно обучаются дети с различным уровнем подготовленности. Это создает атмосферу естественности процесса обучения, когда при условии индивидуализации подхода предполагается создание равных условий и возможностей для каждого ребенка овладеть всей системой знаний и навыков по предмету.
Данная программа построена с учетом содержания и требований, изложенных в «Программе воспитания и обучения в детском саду». - М., Российская академия образования, 1994г.; в достаточной степени ориентирована на основные концептуальные подходы методики развивающего обучения Л. В. Занкова, а также учтены рекомендации инновационных программ последних лет: «Развитие». Программа нового поколения для дошкольных учреждений» -М, Гном-Пресс,1999; использован материал системы "«Рекорд"»(А.А. Матвеева, Мой добрый друг. —М, «Валент», 1996).
Механизм оценки деятельности ребенка
В течение учебного процесса необходимым условием оценки освоения материала, выработки необходимых навыков являются разнообразные формы оценки и контроля знаний: словесные поощрения, различные отличительные предметы - фишки, плоские фигурки животных, подсчет очков, забавные печати в тетради и др.)
Разработана «речевая карта» - тестовое выражение итогов усвоения материала, а также различные занимательные, периодически проводимые, тестовые задания, несущие контролирующее и развивающее содержание.
Ежегодно (в декабре и марте) проводятся итоговые занятия, на которых дети демонстрируют полученные знания и умения. Эти занятия строятся в виде сюжетно-ролевой игры так, чтобы каждый ребенок, осознавая свою роль в сценарии, контексте урока, максимально бы раскрыл свои коммуникативные, эмоциональные и интеллектуальные способности.
Проводя наблюдения, анализируя результаты, педагог получает возможность предусмотреть перспективу ближайшего развития для всей группы и каждого ребенка в отдельности.
К концу обучения дети должны:
- свободно использовать в речи лексику, необходимую для раскрытия темы, беседы, пересказа, творческого рассказа;
- пользоваться изученными синтаксическими типами простых и сложных предложений;
- уметь последовательно передавать содержание прослушанного или придуманного ребенком текста, пользуясь предложенным или самостоятельно составленным планом, выряженным в форме рисунков-символов;
- уметь строить самостоятельное монологическое высказывание по картинке, серии картинок, по предложенным или самостоятельно изображенным рисункам-схемам, используя средства повествования, рассуждения, характеристики;
- свободно пользоваться различными интонационными и синтаксическими формами языка при ведении диалогов;
- использовать в речи необходимые выразительные средства языка (ритмическую структуру, сопоставления, сравнения, повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, смену силы и характера голоса и др.)
- иметь представления и уметь высказываться: об основных сезонных изменениях в природе; о домашних и диких животных средней полосы, о некоторых зимующих и перелетных птицах; об овощах, фруктах некоторых ягодах и грибах, деревьях; о назначении и видах одежды, посуды, транспорта, о правилах поведения на улице; о составе своей семьи;
- уметь выразительно читать стихи, произносить реплики в диалоге, составлять рассказ по заданной теме;
- уметь использовать в речи изученные типы простых и сложных предложений; активизированную и вновь изученную лексику, словоформы, образованные с помощью аффиксации;
- уметь строить по аналогии, по опорным картинкам самостоятельное законченное монологическое высказывание (в форме пересказа части или целого текста, построения собственного рассказа, рассказа-описания или характеристики);
- иметь сформированные навыки диалогической речи (ведения вопросно-ответной беседы по предложенной теме или по прочитанному тексту, формулировки реплик в диалогах героев сказки с элементами эмоционально-экспрессивной оценки, в диалогических заданиях-ситуациях);
- овладеть основами фонематических знаний, различать понятия «текст», «предложение», «слово».
2. УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Таблица)
в году- 22 часа; в неделю-1 час.
3. Литература:
- Н.В. Новотворцева. Развитие речи у детей. – Ярославль. Издательство: Академия развития, 2007 г.
- А.И. Максаков, Г.А.Токмакова. Учите, играя. Издательство: Просвещение, Москва, 2005 г.
- Т.А. Ладыженская. Детская риторика. Ч.1и 2, Издательство: Москва, «Аркти», 2006 г.
- Т.Б. Филичева. Развитие речи у дошкольника. Издательство: Екатеринбург, 2000 г.
- А.В. Ястребова. Речемыслительный тренажер. Издательство: Москва, «Аркти» 2004 г.
- Н.С. Варенцова. Е.В. Колесникова. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Издательство: Москва. «Анализ», 2006 г.
- Г.Н. Градусова. Путешествие в страну звуков. Издательство: Пермь, 2007 г.
- М. М. Шульга. Читай, играй, рисуй! Издательство: Москва, «Галс» 1998 г.
- Школьная библиотека:
- «За горами, за лесами…» Просвещение, 1998 г.
- Стихи о Великой Отечественной войне.
- «Идет война народная…» Изд: Детская литература, 2002 г.
- Рассказы о природе. Издательство: Самовар, 2003 г.
- Рассказы о животных. Издательство: Самовар, 2006 г
- Библиотека школьника. Стихи и рассказы о Родине. Издательство: Стрекоза, 2004 г.
- Стихи русских поэтов 19-20 века. Издательство: Аст, 2004 г.