Программа "Развитие речи"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Концепция

В процессе становления и развития личности огромная роль принадлежит родному языку, отражающему богатейшие культурные традиции и являющемуся средством накопления и передачи интеллектуальных и духовных ценностей общества

Родная речь во всех ее формах (говорение, слушание, чтение, письмо) сопровождает человека в его деятельности всю жизнь, и от успешности освоения языковыми навыками и умениями зависит во многом качество образования и развития личности.

Формирование многообразной системы активной речевой деятельности является важной составной частью всей системы дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве формируются основополагающие предпосылки для овладения всей сложной системой речевых знаний и умений, основы коммуникационных навыков, закладываются основы для дальнейшего обучения в школе.

Основная цель программы по предмету «Развития речи» может быть сформулирована, исходя из методологической концепции Л. С. Выготского о том, что обучение «…может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Изб.Псх.Исслед. стр.275).

Таким образом, цель обучения родной речи в дошкольный период— формирование основ коммуникативной функции речи во всех формах ее проявления (говорение, слушание, чтение и письмо) и создание предпосылок для дальнейшего усвоения всей системы знаний о языке, духовного и интеллектуального развития личности.

Развитие речи - это не отдельный от всего процесса обучения курс. Необходимость речевого самовыражения у ребенка возникает во всех его сферах обучения и воспитания.

В связи с этим необходимо реализовать следующие задачи данного курса:

  1. Необходимо создавать условия для возникновения потребности в высказывании, развивая мотивационные основы деятельности.
  2. Расширять представления детей об окружающем мире средствами предмета.
  3. Развивать информативную и структурную содержательность речи, представления о ее богатстве, закономерностях, способах построения.
  4. Развивать представления детей о единстве и взаимосвязи между смысловой, содержательной стороной речи и средствами ее реализации.
  5. Формировать знания систем русского языка (лексики, фонетики, грамматики).
  6. 6.Овладеть навыками орфоэпии, основами чтения, письма, правописания.
  7. Развивать фонематический слух, научить анализу звуковой и слоговой структуры слов.
  8. Развивать познавательную активность, интеллектуальные способности ребенка.
  9. Создать условия для развития творческих способностей, воображения, внимания, памяти.
  10. Воспитывать любовь к художественному слову, книге на основе ознакомления с лучшими произведениями фольклора, поэзии, прозы.

Наряду с общими задачами обучения следует особо обозначить задачи по формированию грамматической правильности речи и навыков построения речевого высказывания (диалогического и монологического).

Необходимо учить:

  • правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
  • правильно употреблять формы множественного числа родительного падежа существительных; пользоваться несклоняемыми существительными;
  • правильно использовать формы единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных в именительном и родительном падежах;
  • образовывать родственные (однокоренные) слова;
  • образовывать формы притяжательных прилагательных единственного и множественного числа;
  • употреблять формы 2, 3 лица единственного и множественного числа глаголов повелительного наклонения;
  • использовать формы глаголов с приставками разных значений; глаголов движения;
  • правильно использовать формы количественных и порядковых числительных родительного падежа единственного и множественного числа, дифференцировать в речи употребления словосочетаний типа «три котенка- трое котят»;
  • правильно подбирать слова со сходными и противоположными значениями (синонимы и антонимы);
  • составлять простые и сложные предложения; правильно использовать соединительные союзы причинно-следственного характера;
  • формулировать вопросы к предложению, к конкретному слову (субъекту, объекту, атрибуту действия); передавать интонацию вопроса (в диалоге, в чтении);
  • формировать навык связного пересказа (по образцу, по схеме; самостоятельного, с придумыванием окончания);
  • умению составить рассказ: по опорным картинкам, по сюжетной картинке, по серии картинок;
  • формировать навык рассказа-описания (по картинке и по схеме ее описания, по пейзажной картинке и плану);
  • придумывать рассказ (сказку) творческого характера (на основе нескольких предметных картинок, по плану, самостоятельного сюжета);
  • умению строить рассказ-рассуждение, рассказ-анализ; формулировать реплики диалога, вести беседу-диалог (с педагогом, друг с другом) на различные заданные темы;
  • формировать навыки выразительности речи (стихи, реплики, рассказ).

Основные методы работы

Основным методологическим подходом, исходя из особенностей предмета «Развитие речи», является реализация единства в языке логического формального и образного начал и связанное с этим выведение задач частного характера на обще-предметный уровень.

На занятиях дети знакомятся с богатством, особенностями, структурой родного языка, способами и видами его функционирования в рамках конкретной лексической темы, реализуемой в определенной последовательности, в намеченные календарные сроки.

Обучение происходит при постоянном учете психо-физических особенностей как каждого ребенка, так и уровня подготовленности и обучаемости группы в целом.

В основе работы лежит комплексный подход, позволяющий решать разнообразные задачи с использованием различных путей и средств. Учет возрастных особенностей дошкольников предполагает в рамках одного урока практику неоднократной смены форм и видов обучения. Это позволяет поддерживать наибольшую продуктивность и качество усвоения материала при сохранении психологической комфортности. Более результативным является урок, когда дети говорят, слушают, фантазируют, играют, пишут, выполняют различные лексико-грамматические задания я т.д.

Особенно благоприятную атмосферу создает наличие игровой ситуации, познавательной интриги, соревновательных моментов.

Дидактическая игра - наиболее распространенная форма занятия. Большое значение в ней имеют разнообразные наглядные и раздаточные пособия (картинки, таблицы, игрушки); их содержание, красочное оформление, разнообразие призваны усилить непроизвольный характер восприятия и усвоения проходимого материала.

Велика роль игры-драматизации: кроме формирования определенных сценических качеств (выразительность реплик, поведения) игра-драматизация путем привнесения в нее различных речевых заданий становится способом усвоения программных задач.

Педагогу необходимо постоянно ориентироваться на особенности личности каждого ребенка, максимально индивидуализировать подход к ребенку, поддерживать баланс требований и поощрений, создавая в ребенке ощущение значимости происходящего, уверенности в своих силах; создавать условия для проявления самостоятельности в суждениях, стимулировать творческую активность. Необходимо использовать различные способы поощрений (поддержка, похвала, тактичная подсказка, градация оценки с помощью различных символов: фишек, значков).

Условия реализации программы

Программа предназначена для обучения дошкольников (6-7 лет) в течение одного года. Продолжительность каждого занятия - 25 минут, включая 5-7 минут для активной подвижной игры в перерывах между уроками.

Занятия проводятся в группах по 12-15 человек. Порядок формирования групп - свободный, без учета результатов тестирования. Таким образом, складывается модель небольшого класса обычной общеобразовательной школы, где совместно обучаются дети с различным уровнем подготовленности. Это создает атмосферу естественности процесса обучения, когда при условии индивидуализации подхода предполагается создание равных условий и возможностей для каждого ребенка овладеть всей системой знаний и навыков по предмету.

Данная программа построена с учетом содержания и требований, изложенных в «Программе воспитания и обучения в детском саду». - М., Российская академия образования, 1994г.; в достаточной степени ориентирована на основные концептуальные подходы методики развивающего обучения Л. В. Занкова, а также учтены рекомендации инновационных программ последних лет: «Развитие». Программа нового поколения для дошкольных учреждений» -М, Гном-Пресс,1999; использован материал системы "«Рекорд"»(А.А. Матвеева, Мой добрый друг. —М, «Валент», 1996).

Механизм оценки деятельности ребенка

В течение учебного процесса необходимым условием оценки освоения материала, выработки необходимых навыков являются разнообразные формы оценки и контроля знаний: словесные поощрения, различные отличительные предметы - фишки, плоские фигурки животных, подсчет очков, забавные печати в тетради и др.)

Разработана «речевая карта» - тестовое выражение итогов усвоения материала, а также различные занимательные, периодически проводимые, тестовые задания, несущие контролирующее и развивающее содержание.

Ежегодно (в декабре и марте) проводятся итоговые занятия, на которых дети демонстрируют полученные знания и умения. Эти занятия строятся в виде сюжетно-ролевой игры так, чтобы каждый ребенок, осознавая свою роль в сценарии, контексте урока, максимально бы раскрыл свои коммуникативные, эмоциональные и интеллектуальные способности.

Проводя наблюдения, анализируя результаты, педагог получает возможность предусмотреть перспективу ближайшего развития для всей группы и каждого ребенка в отдельности.

К концу обучения дети должны:

  • свободно использовать в речи лексику, необходимую для раскрытия темы, беседы, пересказа, творческого рассказа;
  • пользоваться изученными синтаксическими типами простых и сложных предложений;
  • уметь последовательно передавать содержание прослушанного или придуманного ребенком текста, пользуясь предложенным или самостоятельно составленным планом, выряженным в форме рисунков-символов;
  • уметь строить самостоятельное монологическое высказывание по картинке, серии картинок, по предложенным или самостоятельно изображенным рисункам-схемам, используя средства повествования, рассуждения, характеристики;
  • свободно пользоваться различными интонационными и синтаксическими формами языка при ведении диалогов;
  • использовать в речи необходимые выразительные средства языка (ритмическую структуру, сопоставления, сравнения, повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, смену силы и характера голоса и др.)
  • иметь представления и уметь высказываться: об основных сезонных изменениях в природе; о домашних и диких животных средней полосы, о некоторых зимующих и перелетных птицах; об овощах, фруктах некоторых ягодах и грибах, деревьях; о назначении и видах одежды, посуды, транспорта, о правилах поведения на улице; о составе своей семьи;
  • уметь выразительно читать стихи, произносить реплики в диалоге, составлять рассказ по заданной теме;
  • уметь использовать в речи изученные типы простых и сложных предложений; активизированную и вновь изученную лексику, словоформы, образованные с помощью аффиксации;
  • уметь строить по аналогии, по опорным картинкам самостоятельное законченное монологическое высказывание (в форме пересказа части или целого текста, построения собственного рассказа, рассказа-описания или характеристики);
  • иметь сформированные навыки диалогической речи (ведения вопросно-ответной беседы по предложенной теме или по прочитанному тексту, формулировки реплик в диалогах героев сказки с элементами эмоционально-экспрессивной оценки, в диалогических заданиях-ситуациях);
  • овладеть основами фонематических знаний, различать понятия «текст», «предложение», «слово».

2. УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Таблица)

в году- 22 часа; в неделю-1 час.

3. Литература:

  1. Н.В. Новотворцева. Развитие речи у детей. – Ярославль. Издательство: Академия развития, 2007 г.
  2. А.И. Максаков, Г.А.Токмакова. Учите, играя. Издательство: Просвещение, Москва, 2005 г.
  3. Т.А. Ладыженская. Детская риторика. Ч.1и 2, Издательство: Москва, «Аркти», 2006 г.
  4. Т.Б. Филичева. Развитие речи у дошкольника. Издательство: Екатеринбург, 2000 г.
  5. А.В. Ястребова. Речемыслительный тренажер. Издательство: Москва, «Аркти» 2004 г.
  6. Н.С. Варенцова. Е.В. Колесникова. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Издательство: Москва. «Анализ», 2006 г.
  7. Г.Н. Градусова. Путешествие в страну звуков. Издательство: Пермь, 2007 г.
  8. М. М. Шульга. Читай, играй, рисуй! Издательство: Москва, «Галс» 1998 г.
  9. Школьная библиотека:
    • «За горами, за лесами…» Просвещение, 1998 г.
    • Стихи о Великой Отечественной войне.
    • «Идет война народная…» Изд: Детская литература, 2002 г.
    • Рассказы о природе. Издательство: Самовар, 2003 г.
    • Рассказы о животных. Издательство: Самовар, 2006 г
  10. Библиотека школьника. Стихи и рассказы о Родине. Издательство: Стрекоза, 2004 г.
  11. Стихи русских поэтов 19-20 века. Издательство: Аст, 2004 г.

4. НЕОБХОДИМЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ (Приложение)