Цель:
- закреплять приобретенные знания и речевые умения;
- развивать познавательную деятельность;
- воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: конверт с наклеенными картинками, карточки со словами, буквами, кроссворд, ребусы, мягкий конструктор, квадраты разной величины с написанными на них буквами, карта с маршрутом, декорации.
Ход утренника
Ведущий: – Сегодня мы проводим последнее логопедическое занятие в этом учебном году. Занятие это необычное, потому что мы собрались все вместе. А пригласила я вас всех потому, что
Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может это воробьишка, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку на окошко заманил?
(Показывает письмо.)
– Как же узнать, от кого письмо? Какие-то картинки на конверте… Наверное, нужно вписать в клетки первые буквы из названия картинок (бабочка, улитка, кошка, ворона, в последней клетке написана буква Ы). Давайте попробуем.
Б У К В Ы
Ведущий: – Что за слово получилось? Так это письмо прислали нам буквы, давайте поскорее прочтем его.
(Читает ученик.)
Ребята! Нас похитила злая Очепятка и заточила в своем замке, который
находится в стране Ошибок. Пользуясь этой картой, вы сможете нас найти.
Помогите!
Ведущий: – Вы поняли, что случилось с буквами? Они попали в страну Ошибок. А вы знаете, кто такая Очепятка? Настоящее ее имя Опечатка, потому что она всегда делает ошибки или опечатки. Вот даже в своем имени она сделала ошибку и стала называться Очепятка. Нам нужно как-то попасть во владения Очепятки. Попробуем сделать это с помощью песни.
(Песня на усмотрение ведущего.)
Ведущий: – А теперь закройте глаза и послушайте музыку.
(Музыка.)
Ведущий: – Посмотрите, куда мы попали. Здесь что-то написано, давайте
попробуем прочитать.
(Вывеска: Страна Ошыбок.)
Ведущий: –Что-то мне здесь в этом названии не нравится. Все ли здесь
правильно написано?
(Исправляют ошибку.)
(Выбегает Очепятка.)
Ведущий: – Ой, кто это?
Очепятка: – Как это кто! Это я – Очепятка! А вы кто? Что вам тут надо? Убирайтесь отсюда!
Ведущий: – Мы пришли сюда, чтобы выручить из беды буквы, которые ты украла.
Очепятка: – А зачем они вам?
(Отвечают дети.)
Ведущий: – Если исчезнут все буквы, то мы не сможем читать и писать.
Очепятка: – А разве это обязательно?
Ученик: – Если хочешь много знать, многого добиться,
Обязательно читать должен научиться.
Ведущий: – Вот послушай, что бывает, если не знаешь букв и не умеешь
читать.
(Сценка.)
Ученик 1 : – Хлеба купить попросили Андрея,
Вот и пошел он, читать не умея.
Ученик 2 : – Вывесок много, а мальчик один.
Входит несмело Андрей в магазин.
Ученик 3 : – Кто-то в халате и молвит Андрею:
Сядьте, я бороду вашу побрею.
Ученик 4 : – Только тогда, покраснев от стыда,
Понял Андрей, что попал не туда.
Очепятка: – Что-то я не поняла, куда зашел Андрей? (В парикмахерскую.) Ну и ладно, побрили бы и дальше пошел. Ну а писать-то уметь зачем?
Ученик: – Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, читать.
И постепенно, понемногу мы научились все писать.
Ученик: – Без букв не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с днем рожденья не поздравить.
Очепятка: – И что, вы прямо все буквы знаете? А я сейчас проверю, вам загадки загадаю (показывает нарисованные буквы).
Эта буква широка и похожа на жука. (ж)
На эту букву посмотри – она совсем как цифра 3 (з)
В этой букве нет угла, до того она кругла.
До того она кругла, укатиться бы могла. (о)
С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (ф)
Очепятка: – Ой-ой-ой, прямо такие умные!!! Ну, еще посмотрим кто кого! Да я ваши буквы в лес завела, в замке заточила, вы их теперь никогда не найдете!!!
Ведущий: – Найдем! Во-первых, мы все вместе, а ты одна, а во-вторых – у нас карта есть!
Очепятка: – Ах, так! Тогда я вперед вас побегу, всю дорогу вам запутаю. Вы вообще из моей страны не выберетесь! (Уходит.)
Ведущий: – С Очепяткой трудно справиться, но мы с вами многое умеем и знаем, поэтому спасем буквы. Отправляемся в путь? Тогда заглянем в карту. На нашем пути дремучий лес. Боитесь? Ну, тогда вперед!
Очепятка: – А пройти через лес вы не сможете. Каждое дерево заколдовано, оно вам пройти не даст. (Прячется.)
Ведущий:– Деревья всегда были помощниками человека. Что же она с вами сделала? Да здесь на каждом дереве ребусы! Давайте расколдуем деревья, разгадаем ребусы.
(Ребусы должны соответствовать возможностям обучающихся.)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Ведущий: – Ну вот, путь свободен. Дремучий лес прошли. Давайте песенку
споем, чтобы веселее было идти.
(Песня.)
Ведущий: – Куда же дальше идти? (Смотрит в карту.) Нужно пойти по этой тропинке.
Очепятка: – А я вам тропинку загорожу, и вы не пройдете!
(Разбрасывает мягкий конструктор.)
Ведущий: – Что это за камни на тропинке? Что-то тут на них написано. Да
тут стишки, да еще с ошибками. Я думаю, надо исправить ошибки и путь будет
свободен.
(Во время разгадывания Очепятка крадет карту.)
Писем мы не написали, тучку (ручку) целый день искали.
Загремел весенний гном (гром), тучи на небе кругом.
Писать закончил строчку, в конце поставил бочку (точку).
Быть должны всегда в порядке твои школьные козлятки (тетрадки).
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).
Ведущий: – Теперь можно свободно пройти. А где же наша карта?
Очепятка: – Ха-ха, ваша карта у меня! Я ее у вас украла и спрятала вон в том домике. А дверь закрыта на волшебный замок.
Ведущий: – Идёмте, посмотрим, что за волшебный замок. Да это же обыкновенный кроссворд!
- Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (Врач.)
- Кто рано встает, ку-ка-ре-ку поет? (Петух.)
- Черная вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча.)
- Не ворона, не синица, как зовется эта птица?
Примостилась на суку – раздалось в лесу: ку-ку. (Кукушка.) - С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. (Собака.)
Ведущий: – Вот и открыли замок. А вот и наша карта. Давайте посмотрим, куда дальше идти. Впереди у нас река, недаром главное слово в кроссворде было речка. А как же нам через нее переправиться? Да в карте-то у нас подсказка есть.
Через речку лег, пробежать помог. (Мост.)
Очепятка: – А по мосту вы пройти не сможете! Я его перегородила словами, а буквы из них перемешала. Вы никогда не разберетесь.
Р . БЯТА
Т.ТРАДЬ
К.РОВА
В.РОНА
К.ПУСТА
ЗА .Ц
МЕС .Ц
(Вставить буквы в слова.)
Ведущий: – Теперь путь свободен. А вон и замок!
Очепятка: – А я буквам зелье дала, они спят непробудным сном и не слышат ничего.
Ведущий: – Ребята, давайте споем песню, буквы нас услышат!
(Песня.)
Буквы: – Ребята, мы здесь! Мы так рады, что вы нас нашли, но мы не можем выйти. Чтобы открыть дверь, нужно прочитать слово на двери.
Ведущий: – Какие это фигуры? (Квадраты.) Расставьте их от большего
к меньшему и прочтите слово. (Знание.)
(Выбегают буквы и танцуют.)
Очепятка: – Освободили, да! Довольны? Все в моей стране перепутали, с ног
на голову поставили. Убирайтесь, видеть вас не могу.
(Закрывает глаза и уходит.)
Ведущий: – Пора уходить из этой страны Ошибок. Волшебный ветерок поможет
нам перенестись в нашу школу. Давайте закроем глаза и подуем.
(Музыка.)
Ведущий: – Вот мы снова в школе. Нужна ли нам страна Ошибок и Очепятка?
– Старайтесь, чтобы ошибок в вашей жизни было как можно меньше.
Вот и подходит к концу еще один учебный год. Вы многому научились и показали это сегодня. Я хочу пожелать вам хорошего летнего отдыха, набирайтесь сил и приятных впечатлений и не забывайте следить за своей речью.