Больно видеть замусоренную природу, ведь от этого страдает не только она, но и мы люди. Всё чаще употребляем мы слова «экологическая проблема», говоря о загрязнении окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Мы перестаём замечать мусор под ногами, спокойно выбрасываем на помойку вещи, которые ещё могли служить нам службу. Вместе с загрязнением природы загрязняются наши души и души наших детей.
В работе с детьми на уроках технологии мы работаем с разным бросовым материалом и один из таких материалов это отделочный пенопласт.
Форма обучения: урок.
Тип занятия: репродуктивно-деятельностный с элементами проблемного обучения.
Методы обучения:
- словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные: образы изделий, демонстрация готовых работ, плакаты, таблицы, слайды.
Тема: изготовление елочной игрушки в технике аппликация на пенопласте.
Цели:
- познакомить с новым видом аппликации на пенопласте;
- пробудить интерес детей к работе с бросовым материалом;
- создать условия для творческого развития личности ребёнка.
Задачи: показать характерные особенности пенопласта и приёмы работы с ним;
- научить технике работы, закрепить навыки на практике;
- развивать творческое мышление, способность анализировать, сравнивать, фантазировать; развивать внимание, воображение эстетический вкус, мелкую моторику рук;
- воспитывать терпение, аккуратность, умение доводить до конца задуманное, уважительное уважение друг к другу.
Изделие: изготовление новогодней игрушке (пенопласт и остатки кусочков ткани).
Материалы и инструменты:
- Пенопласт, шёлковая или капроновая ткань;
- Ножницы, простой карандаш.
- Клей ПВА, кисточка, клеёнка, тряпочка.
- Образцы новогодних игрушек, заготовки фигур.
- Таблицы, плакаты, слайды, музыка:
- памятка учащихся;
- плакат с кроссвордом;
- схема «Звёздочка обдумывания»;
- таблица «План-схема выполнения работы»;
- плакат «Гимнастика для глаз».
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро! – солнцу и птицам.
– Доброе утро! – приветливым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длиться до вечера.
2. Тренинг-настрой:
Мы все поприветствовали друг друга доброй улыбкой и нам стало радостней и веселей. Я надеюсь, наш урок пройдёт организованно, интересно, с пользой для всех. Желаю вам успеха, удачи и хорошего настроения.
3. Проверка готовности к занятию:
Чтоб работа закипела
Приготовьте всё для дела
Будем клеить, мастерить
Всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить
Клеёнку надо постелить
Ножницы, ткань, пенопласт и клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш-
Он в труде помощник наш,
Все красиво положи
И в порядке содержи.
слайд
4. Обозначение темы, постановка задач:
– Ребята, мы все в ожидании какого праздника? (Нового года)
– Без чего нельзя обойтись, встречая новый год? (Без ёлки, подарков, украшений.)
– У нас есть ёлка, но на ней чего - то не хватает. Как вы думаете чего? (Ёлочных игрушек)
– Я предлагаю сделать их своими руками. И поэтому сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним видом аппликации и научимся с ним работать. Тема нашего урока «Изготовление ёлочной игрушки в технике аппликация на пенопласте»
слайд
II. Повторение раннее изученного материала, подготовка к восприятию нового.
– Ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить о том, что мы узнали на предыдущих уроках. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и если вы ответите на все вопросы правильно, то прочтёте зашифрованное слово.
Вопросы к кроссворду:
- Перед любой работой обязательно составляется план... (схема)
- Рисунок, передающий внешнее очертание предмета, выполняется только линиями (контур)
- Это слово с латинского языка переводится как ,, прикладывание,, (аппликация)
- Образец из картона, по которому размечают и вырезают фигуры(шаблон)
- Элемент, из которого составляется аппликация (деталь)
- Состав, при композиции которого крепятся детали в аппликации(клей)
- Белый, красный, синий – это... (цвета)
– Молодцы, вы правильно разгадали кроссворд. Эти слова мы часто используем на уроках технологии. И по этому их предназначение нам хорошо известно, и я вижу, что вы уже готовы к изучению нового материала.
III. Изучение нового материала.
1. Подготовительный этап.
а) Ролевая игра.
– Погода стояла морозная, в комнате скучали Шарик и Мурзик. И вдруг перед ними появились Умелые ручки.
– «Умелые ручки», можно мне ребятам рассказать, что можно сделать из ненужных вещей, т.е. из бросового материала? (Да)
– Все эти вещи, которые лежат в ящике (кусочки пенопласта, ленточки, ткань, нити)- все это бросовый материал. Это тот материал, который остался от каких либо работ и казалось бы больше негде не пригодится, и в большинстве случаев его выбрасывают, тем самым загрязняют окружающую среду, не предполагая о том, что он может ещё где-нибудь пригодиться. Но мы с вами постараемся этим ненужным старым вещам подарить ещё одну жизнь.
2. Основной этап.
а) Знакомство с пенопластом (виды и свойства)
– Сегодня на уроке мы будем использовать один необыкновенный материал – это пенопласт. Давайте исследуем его. Возьмите в руки. Что можете о нём сказать? (лёгкий, пружинистый, шершавый, легко ломается, режется, протыкается, разного цвета)
Вывод:
И так, ребята, материал у нас есть.
Что невозможно глаз отвесть:
И красив он, и практичен
И легок, и не токсичен,
Можно резать и ломать
пенопластом называть.
б) Приемы работы.
– На пенопласте можно сделать аппликацию методом закрепления ткани в пенопласте. Для этого нужно: пенопласт, карандаш, ткань, клей. (Образец выполняет учитель)
в) Выработка начального навыка работы. (Ребята на кусочках пенопласта пробуют новую технику аппликации на пенопласте.)
3) Контрольный этап.
а) Проверка усвоения материала.
– Каким инструментом удобно пользоваться для закрепления ткани? (карандашом)
– Что ещё можно использовать для более крепкого закрепления ткани на пенопласте (клей)
– Какую ткань лучше использовать? (лёгкую не сыпучую)
IV. Физкультминутка.
Мы работали, старались
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки. (Дети поднимают руки и потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей. (Дети машут руками, прогоняя тучку)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло (Дети поворачивают голову влево, вправо и улыбаются друг другу)
V. Закрепление изученного.
1. Постановка проблемы.
И так, ребята, мы с вами говорили о том, что скоро приближается Новый год. У нас есть класс, где будет проходить праздник. У нас есть ёлка, но проблема в том, что у нас нет новогодних игрушек. Мы можем сами приготовить их? (Показ готовые игрушки)
Приступая к работе, что мы должны помнить? (Памятку учащихся)
слайд
2. Памятка учащимся.
- наметь план работы;
- организуй рабочее место;
- техника безопасности (соблюдать правила по технике безопасности, бережное отношение к инструментам и материалам);
- экономно расходуем материал;
- соблюдай порядок на рабочем месте;
- начатое дело доводи до конца, старайся выполнять работу как можно лучше;
- помоги (научился сам, помоги товарищу)
3. Звёздочка – обдумывания.
Мы приступаем к работе. Работать будем в парах. Каждая пара будет делать одну игрушку, разработав свой творческий проект. В разработке своего проекта вам поможет «Звёздочка – обдумывания».
слайд
4. План-схема выполнения работы.
Я помогу составить алгоритм нашей проектной деятельности. (На доске)
Выявление проблемы. | Мы выявили проблему. В чём она? (Ёлка без украшений) |
Поиск решения проблемы. | Найди решение проблемы. Обсудите в парах, что можно сделать.(Елочные игрушки, снежинки, цепочку) |
1 2 3 4 | Выбери один из предложенных вариантов. |
Разработка дизайн-предложение. | Нарисуй эскиз вашей игрушки и его оформление. |
Материалы Инструменты Безопасность труда |
Используй полученные знания по работе с новым видомаппликации. |
Изготовление игрушки | |
Оценка выполненной работы |
VI. Практическая работа детей.
-
Гимнастика для глаз.
-
Индивидуальная работа с детьми. (Дети делают каждую деталь отдельно, затем при помощи клея соединяют, вставив между деталями петлю из ленточки.)
-
Пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем
Крепко кулачки сжимаем
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
VII. Подведение итогов.
Кто работу выполнил, подходите и украшайте ёлку.
– Красивая получилась ёлка?
– В какой технике выполняли поделки? (Аппликация на пенопласте)
– Какая проблема стояла перед вами? (Украсить ёлку)
– Справились с проблемой? (Да)
Вывод: Я думаю, что задачу урока вы выполнили, научились делать аппликацию на пенопласте. Сделали прекрасные игрушки. Все получили оценку «5» за работу. Потому что:
слайд
- По конструктивным критериям они прочны и удобны,
- По экологическим – использовали отходы от производства.
- По эстетическим – все поделки имеют оригинальную форму, с правильно выработанным цветовым решением.
- По экономическим – они доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.
VIII. Рефлексия.
– Что сегодня на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?
– Какая работа показалась вам наиболее интересной?
– Пригодиться ли вам полученное знание в дальнейшем? (Да, по такому принципу можно выполнять и другие аппликации. Приготовить подарки на другие праздники)(Образцы разных аппликаций)
IX. Домашнее задание.
Дома ребята можно сделать такие аппликации и новогодние игрушки, используя те знания, которые получили сегодня на уроке и подарить их друзьям или родственникам.
Вывод: слайд
Ведь сделанная вашими руками вещь дарит дому тепло и уют, вашим родственникам и друзьям радость от оригинального подхода, а вам – удовольствие, от хорошо выполненной работы и экономию в семейном бюджете. Ведь цена такой вещи не рубли, а ваше умение, терпение, желание сделать приятное близким, ваша фантазия и творчество.
X. Конец урока.
Вот закончился урок,
Все убрать на нужно в срок
Мусор быстро собери,
В портфель все вещи положи,
Клеёнку тряпкой оботри,
Потом сложи и убери.