В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями ставится задача поиска внутренних источников развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.
Создание специальных условий для развития игры – основного вида деятельностью ребенка дошкольного возраста помогает решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процесса, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.
В МБДОУ № 97 “Детский сад “Светлица” оборудовано отдельное помещение “Игротека”, в котором выделены специальные игровые зоны, оснащенные материалами для детей разного возраста – это позволило расширить жизненное, игровое пространство детей.
Посещать “Игротеку” имеют возможность все воспитанники детского сада, их родителя, будущие воспитанники ДОУ, педагоги.
В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей раннего возраста посещение “Игротеки” позволяет приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и подготовиться к посещению детского сада.
Для детей при переходе от одного сообщества в другое (в период закрытия групп) посещение “Игротеки” и специально организованные игры также помогут более эффективно адаптироваться к новым условиям, развить определенные навыки социализации.
Иногда в группе детского сада нет возможностей для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации. Отдельное пространство со специально организованными зонами помогает ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями.
Игротека является дополнительным развивающим и образовательным пространством, местом для проведения коррекционных занятий и программ социализации с дошкольниками.
В “Игротеке” мною проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми и родителями.
Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать адресную поддержку и помощь ребенку, семье.
Цели индивидуальных занятий:
- создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений, аффектов;
- подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;
- содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям;
- содействие гармонизации внутрисемейных отношений.
Цели групповых занятий:
- обучение детей коммуникативным навыкам,
- развитие эмоционально-личностной сферы,
- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля,
- профилактика личностных расстройств,
- содействие изменению и гармонизации позиции родителей, имеющих детей с “особыми потребностями”, оптимизация внутрисемейных контактов.
Формирование групп осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3–4, максимальное 10 человек.
В работе реализую три основных модели групповой работы: педагогической группы, группы социализации, группы интеграции.
Целью педагогической группы является обучение детей различным навыкам (коммуникативным).
Целью группы социализации является оказание помощи детям в решении ситуаций, связанных с возрастными кризисами, социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка (нарушение поведения, трудности в общении, агрессия, тревожность, нарушенные взаимоотношения во взросло-детском сообществе).
Группа интеграции функционирует как любая из перечисленных моделей и помогает ребенку с особыми потребностями овладевать необходимыми ему навыками в среде обычно развивающихся сверстников.
На территории игротеки апробирую формирование временных разновозрастных групп (в рамках любой модели) дошкольников, это позволяет решать ряд существенных вопросов, связанных с развитием детей.
Разновозрастная группа расширяет возможности социализации ребенка и создает дополнительные условия для личностного роста.
Создание психолого-педагогических условий, способствующих адаптации ребенка к ДОУ и его дальнейшему разностороннему развитию через внедрение новых форм взаимодействия с детьми и родителями – основная цель работы “Игротеки для будущих воспитанников”.
Основные задачи:
- подготовка ребенка к посещению группы раннего возраста и обеспечение легкой адаптации к новым условиям;
- знакомство родителей с новыми способами взаимодействия с ребенком в процессе обучения и воспитания;
- обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком в ходе общения и развивающей работы:
- расширение знаний родителей о психофизических возрастных особенностях.
Опыт работы показал, что дети, чьи родители участвовали в совместной работе “Игротеки для будущих воспитанников” легче привыкают к детскому саду. Они уже знакомы с помещениями дошкольного учреждения, с взрослыми, которые будут с ними работать, легче привыкают к режиму
“Игротека – территория игры” об этом знают все взрослые и дети детского сада “Светлица”.
В практику моей работы прочно вошли игровые занятия для педагогов дошкольного учреждения с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста.
Занятия в “Игротеке для педагогов” проводятся 1 раз в квартал.
С целью гармонизации детско-родительских отношений и в качестве консультации проводятся игровые занятия для родителей всех групп ДОУ.
Задача – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по поводу игр и игрового материала в связи с той или иной ситуацией развития ребенка.
Игровые сеансы помогают выявлению качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между детьми, родителями и педагогом-психологом.
Особое внимание уделяю детям с особенностями в развитии. Как правило, все воспитанники этих групп имеют нарушения эмоционально-личностной сферы, что является следствием родовых травм, родительских ошибок, связанных с непоследовательностью в воспитании, крайности в восприятии своего ребенка, неумение общаться и играть с ребенком, конфликтами в семье, разводами.
Эти дети часто “допекают” взрослых своей эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, упрямством, агрессией, беспокойством и страхами.
На помощь таким детям и их родителям приходит игра под руководством педагога-психолога.
Функции игры в данном направлении работы:
- Диагностическая – наблюдение за спонтанной игрой детей без вмешательства специалистов и педагогов. После наблюдения мною проводится серия направленных игр (игры с мячом, оживление игрушек и др.) на их примере виден игровой опыт ребенка и его проблемы в познании и раскрытии себя.
- Психологическая – преодоление страхов, торможения и беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовой ситуации.
- Обучающая – обучение новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде всего взаимодействию в специально создаваемых (моделируемых) проблемных ситуациях.
Перед проведением игрового комплекса обговариваем с родителями негласные правила:
- Нужно поддаваться ребенку для создания ситуации успеха. При этом нельзя впадать в крайности: дети очень чувствительны к фальши. Играть надо по-настоящему, но так, чтобы в конечном итоге выиграл ребенок.
- Именно в момент победы ребенка следует завершить игру, при этом нужно дружно и громко похвалить его.
- Необходимо условиться, что в роли проигравшего всегда оказывается педагог – психолог. Причем мои достижения должны быть значительно скромнее достижений ребенка.
Занятия организую по следующей модели:
- Ребенок и взрослый – партнеры, они примерно равны, просто у взрослого больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним.
- Она направлена на сам процесс взаимодействия между взрослым и ребенком; этот процесс рассматривается как предмет работы педагога – психолога.
- Внимание фокусируется не на том, что ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего.
В данной модели большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми.
Таким образом, использование “Игротеки” в моей психолого-педагогической деятельности направленно на развитие и социализацию детей раннего возраста, коррекцию и развитие эмоциональной сферы всех воспитанников, повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Список использованной литературы.
- Российская лекотека (А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина, В.Н.Ярыгин, Л.В.Ярыгина, И.Е.Аверина, Н.А.Светлова, Н.Я.Семаго, П.И.Шабан, И.В.Шарая, С.В.Уилсон) Москва, 2001.
- “Центр игровой поддержки ребенка” Н.Ю.Житнякова , “Обруч” 2007, № 4.
- “Игротека – универсальная среда ДОУ” Комарова О.А.,Кротова Т.В. “Справочник старшего воспитателя” № 3,2009 г.
- “Российская леготека” В.Ярыгин Обруч № 2, 2007.
- Материалы Интернета.