Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Обобщение.
Сообщить цель занятия.
2.1. Соотнесите понятия и определения.
1. Сословия | 1. Грамота, свидетельствующая об отпущении грехов и выдававшаяся католической церковью от имени Папы Римского. |
2. Орден | 2. Глава городского совета. |
3. Еретик | Взнос королю, заменявший личное участие рыцаря в войнах, походах. |
4. Вассал | 4. Группа людей, имеющих определенные права и обязанности, которые передаются по наследству и закреплены в законах и обычаях. |
5. Мэр | 5. Вероотступник, человек, отрицающий учение официальной церкви. |
6. "Щитовые деньги" | 6. Военно-политическое объединение католических монахов-рыцарей. |
7. Индульгенция | 7. Феодал, приносивший присягу верности сеньору. |
2.2. В нашей речи мы часто используем афоризмы, крылатые выражения, относящиеся к разным временам.
Перед вами крылатые выражения. Определите, какие из них появились в эпоху Средневековья.
- Яблоко раздора.
- Ахиллесова пята.
- Бросить перчатку.
- Жребий брошен.
- С открытым забралом.
- Дары данайцев.
- Время - деньги.
- Положение обязывает.
- Хлеба и зрелищ.
- Ломать копья.
2.3. В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов. Но посмотрите на карту, и, вы увидите, что в XIV веке города густой сетью покрыли всю ее территорию. Одной из причин возникновения и роста средневековых городов стало отделение ремесла от сельского хозяйства.
Объясните причины отделения ремесла от сельского хозяйства, расставьте в нужной последовательности приведенные факты, обозначенные буквами.
а) крестьяне могли обменять излишки продуктов на изделия ремесленников
б) нужны были особые знания и навыки в труде
в) появились новые более сложные орудия труда и виды ремесла
г) росли урожаи и излишки продуктов
2.4. Развитие хозяйства привело к возникновению городов-центров ремесла и торговли. Средневековые города возникали как путем возрождения древнеримских городов, так и в новых местах.
В немецком языке слово "бург" означает крепость "брюке" - мост, "фурт" - брод.
Найдите на карте с. 38-39, 43 города с такими окончаниями и запишите их названия в тетрадь.
Для выполнения задания использовать школьный атлас по зарубежной истории.
А сейчас мы совершим экскурсию в средневековый город.
Определите на основе изображений, чем средневековый город отличался от современного.
а) по размерам
б) по устройству улиц и домов
в) по внешнему облику
г) по благоустройству
Изображения проецируются на экране.
2.6. Улица коров г. Эдинбург
- Улица одного человека г. Брюссель
- Улица штукатуров г. Париж
О каких особенностях средневековых городов свидетельствуют названия этих улиц?
2.7. Средневековые городские дома не имели номеров, их заменяли отличительные признаки ремесла.
Например, такие (проецируются на экране).
Определите, ремесленникам каких специальностей они принадлежат.
2.8. Игра "Города".
а) Был небольшим городом во владениях французских королей, но к концу ХV в., когда Франция была объединена, он превратился в крупный торговый город - столицу Французского королевства.
б) Так стал называться Константинополь после падения Византийской империи.
в) Крупный торговый город на побережье Средиземного моря. Через него велась торговля дорогими восточными товарами. Власть в городе принадлежала богатым купцам. Правитель города уговорил рыцарей напасть на Византию, соперницу итальянских городов по торговле с Востоком. После разгрома Константинополя крестоносцами господство в Средиземном море окончательно перешло к нему и другим городам Италии.
г) В каком французском городе находится собор, где звонарем был Квазимодо - герой романа В.Гюго?
2.9. Соотнесите даты и события.
1. 1096 - 1099 гг. | 1. Взятие турками Константинополя. |
2. 1410 г. | 2. Созыв Генеральных штатов во Франции. |
3. 1337 - 1453 гг. | 3. Первый крестовый поход. |
4. 1453 г. | 4. Возникновение парламента в Англии. |
5. 1265 г. | 5. Грюнвальдская битва. |
6. 1302 г. | 6. Столетняя война. |
2.10. Игра "Кто следующий?"
- Когда в истории воевали цветы? (в Англии 1455 - 1485 гг., война Алой и Белой розы)
- Что означал призыв "понести крест"? (принять участие в крестовых походах)
- Как называлось здание, где заседал городской совет? (ратуша)
- В средние века названия объединения ремесленников одной специальности. В наше время производственное подразделение фабрики или завода. (цех)
- Что в Средневековье называли "черной" смертью? (эпидемию чумы)
- Какое прозвище носил английский король Ричард I Плантагенет? (Львиное Сердце)
- Графство на северо-востоке Франции. В XIII-XIV веках славилось своими ярмарками, которые длились почти целый год. (Шампань)
- Что подарили средневековые рыцари своим женам, вернувшись из крестовых походов? (пуговицы)
- Какое обращение к монаршим особам впервые ввел английский король Генрих II Плантагенет? (Ваше Величество)
- Зачем средневековые рыцари, проезжая мимо короля, поднимали забрало? (они отдавали честь королю)
- Какая эпоха завершила европейское Средневековье? (Возрождение)
2.11. Циферблат.
Кадеты отвечают на вопросы, связанные с цифрами.
- Сколько длилась 100-летняя война? (116 лет)
- На сколько сословий было разделено европейское феодальное общество? (3)
- Каково расстояние между Константинополем и Стамбулом? (0 км)
- Сколько походов совершили западноевропейские рыцари-крестоносцы? (8)
- Какое время зависимый крестьянин должен был прожить в городе, чтобы получить свободу? (1 год и 1 день)
- Седьмой из носивших это имя английских королей положил конец длительной и кровопролитной войне Роз и утвердил на английском престоле новую династию. (Генрих)
На магнитной доске вывешивается пустая таблица:
Англия | Франция |
Отдельно закреплены карточки с ключевыми словами:
- парламент
- королевский совет
- "Великая хартия вольностей"
- династия Валуа
- династия Тюдоров
- "щитовые деньги"
- еретическое движение
Задание: распределите карточки по колонкам таблицы.
Задание на самоподготовку: учебник О.Волобуева, В.Клокова и др. задание 7, с. 119.