Экскурсия в заповедник.
Программное содержание: Познакомить детей с растительным и животным миром заповедника "Кузнецкий Алатау". Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие животных организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязательность человека; познакомить с животными и растениями, занесенными в Красную книгу.
Предварительная работа: Беседы о заповедниках, рассматривание картинок, чтение рассказов о животных и растениях занесённых в "Красную книгу", просмотр фильмов.
Методические рекомендации: Дети должны знать что, заповедники являются источниками ценнейшей информации эволюционного процесса формирования природных объектов. Каждый регион, непохожий на другой, должен иметь заповедник. Чем разнообразнее природные условия конкретной территории, тем больше на ней должно быть и заповедников.
Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Нельзя не сказать о роли заповедников в научных исследованиях - в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют чисто эстетическую функцию - радуют глаз посетителей.
Каждый заповедник - природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать.
То есть, в нашей стране заповедники - это все-таки не место отдыха. Заповедники - это участки территории, характерные для какой-то определенной зоны или пояса, либо чем-то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране - самая строжайшая форма охраны природы.
Природа! Как часто мы произносим это слово, не задумываясь о его значении. Окружающий мир стал для нас чем-то обыденным. Мы не думаем о природе, как о доме, в котором живём.
А ведь когда-то очень давно, когда горы едва появились, а моря были совсем юными, первые люди жили с природой в гармонии. Окружающий мир и человек были единым целым. Сейчас же природа нуждается в нашей помощи, внимании.
Да, действительно, наша природа удивительно красива, добра к человеку и дарит нам много радости и здоровья. Но мы далеко не всегда платим ей тем же.
Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются - страдают многие животные и растения. Многие из них раньше встречались часто, а сейчас стали редкостью. Они внесены в Красную книгу.
Растениям и животным, занесённым в Красную книгу, угрожает огромная опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица земли.
Заповедники и национальные парки сохраняют живую природу, спасают от вымирания разнообразие видов, сохраняют природное наследие страны и всего мира.
Экскурсия в библиотеку.
Программное содержание: Познакомить детей с детской библиотекой, почему она так называется, какое значение имеет в жизни детей. Познакомить детей с профессией библиотекарь с его обязанностями. Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней; воспитывать уважение к труду сотрудников библиотеки. Дать детям понятие "Книга - источник знаний".
Предварительная работа: Беседа о профессии библиотекаря, рассматривание картин с изображением библиотек, чтение художественной литературы, тематические выставки книг, загадывание загадок, ремонт книг.
Методические рекомендации: Дошкольный период - важный этап в жизни ребенка. Интенсивно обогащается его чувственный опыт, развиваются мышление, память, речь. Психологические исследования показали, что каждому возрасту свойственна повышенная чувствительность к развитию определенных качеств. Дошкольный возраст особенно благоприятен для развития образного мышления, воображения, познавательной активности. Работа с дошкольниками в библиотеке должна быть ориентирована на общее развитие ребенка. Дошкольники по-разному проявляют интерес к книге, у разных детей отличается уровень восприятия, понимания текста. Поэтому большое внимание следует уделять индивидуальному общению с начинающими читателями - беседе. Дети дошкольного возраста чрезвычайно отзывчивы. Они охотно прислушиваются к рекомендациям взрослых. Но и в этой ситуации следует избегать назидательности, нажима, тем более запретов. Только взаимное доверие, доброжелательность библиотекаря при ведении диалога позволяют лучше узнать ребенка и успешно направлять его развитие.