Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


В течение трех лет проводилась исследовательская работа по проблеме развития творческого воображения и его значения в развитии личности дошкольника.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Целью работы является обеспечение положительной динамики развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  • развивать творческое воображение;
  • оптимизировать развитие высших психических функций, таких как восприятие, внимание, память, мышление;
  • побуждать старших дошкольников к различным проявлениям творчества;
  • расширять диапазон речевой и пантомимической выразительности детей;
  • обеспечить психологический комфорт при пребывании детей в дошкольном учреждении.

Работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность организована планомерно, последовательно, систематично, поэтапно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Вся деятельность планировалась от простого к сложному.

Для этого в начале работы была проведена диагностика уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Опираясь на полученные результаты, были подобраны игры и игровые упражнения, на основе которых было составлено тематическое планирование (приложение №1). Составлена картотека игр и упражнений, направленных на развитие воображения. Для каждой игры подобран стимульный материал и музыкальное сопровождение.

При разработке системы учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности, в старшем дошкольном возрасте это игровая деятельность. В содержании технологии развития творческого воображения было выделено три блока, каждый из которых имел преимущественно свою направленность и соответствовал определенному этапу развития (приложение №2).

Целенаправленное поэтапное развитие являлось основным условием формирования творческого воображения. Все этапы развития включали систему игр, в которых предлагались задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении детьми необходимыми структурными и операционными компонентами воображения и постепенный переход их деятельности из внешнего плана во внутренний.

Был разработан алгоритм занятий:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Основная часть.
  4. Психогимнастика.
  5. Логоритмические упражнения.
  6. Релаксация.
  7. Ритуал прощания.

На каждом занятии обучались дети приёмам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана; его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе игры оказывали разные виды помощи.

Все блоки, входящие в структуру содержания деятельности, реализовывались последовательно.

В первом блоке главной целью являлось развитие невербального воображения на основе заданных элементов. В рамках этого блока предлагались игры, содержащие разные приемы: воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, игры с опорой на реальность. Все эти игры сопровождались пояснениями взрослого, интересным рассказом, иногда показом. Для повышения интереса детей игры проходили в виде конкурсов.

В игре в “Кляксы” взрослый показывал, как можно поставить кляксы, демонстрировал способ получения симметричных клякс. После завершения подготовительной работы детям предлагалось увидеть в каждой кляксе, как можно больше изображений предметов. Некоторые дети сначала в кляксах без подсказки ничего не видели, но постепенно и у них стало пробуждаться воображение. Оно вызывало у ребят эмоции радости и интереса, что в свою очередь сосредоточивало внимание ребенка на физических действиях, вызывающих эти эмоции. Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулировали воображение и увлечение игрой в “Кляксы”.

В игре с опорой на реальность “Фоторобот” дети представляли себя детективами, которые предстояло составить фоторобот человека, придумать ему имя, профессию, рассказать о его характере. Для этой игры был изготовлен стимульный материал: портреты с репродукций (плакатов, обложек, журналов), разрезанные на полосы – отдельно лоб, подбородок, глаза, нос, рот (по количеству детей).

Во втором блоке основной целью становилось развитие невербального воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры, направленные на создание самостоятельных образов, которые предполагали самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий.

Первая игра-беседа являлась вводной для дальнейшего развития невербального воображения. В ней активную роль играл взрослый, а дети становились помощниками в его творчестве. Постепенно дети начинали действовать примерно так, как им показывали на первом занятии, то есть переходили с позиции пассивных наблюдателей и помощников на роль творцов, художник, созидателей.

Эффективным приемом в создании самостоятельных образов являлись наводящие вопросы. Благодаря этим вопросам происходила активизация внимания, мышления и речи, развивалось воображение.

Для формирования пространственной ориентировки, общей моторики, образного мышления, что в свою очередь способствует развитию творческого воображения, в старшей возрастной группе предлагалась детям работать со схематическими изображениями человечка: игра “Придумай зарядку”. Перед началом игры необходимо было показать схематическое изображение человечка, выполняющего определенные движения, для того, чтобы выяснить умеют ли дети анализировать схему предмета. После завершения предварительной работы детям предлагалось придумать и схематически изобразить комплекс упражнений для утренней зарядки. Чтобы повысить эффективность работы, в заключении игры ребята обменивались рисунками и старались правильно выполнить упражнения, изображенные другими детьми.

Развитию невербального и эстетического восприятия способствовало проведение серии игр с красками: “Три краски”, “Натюрморт”, “Рисунок пальцами”, “Музыка”. В игре “Музыка” дошкольникам предлагалось послушать музыкальное произведение (П.И.Чайковского “Времена года”). Затем изобразить образы, навеянные музыкой, используя всего лишь четыре краски – красная, синяя, зеленая, желтая. Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительное, оригинальное изображение и подобрал к нему походящее название.

Все игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов и самостоятельных образов способствовали активизации невербального воображения. Эта форма воображения затрагивает те сферы творческой деятельности, которые не требуют активного включения речи – это рисование, конструирование, пластические упражнения, психогимнастика.

В третьем блоке работа была направлена на развитие вербального воображения. Целью работы становилось развитие самостоятельного словесного творчества ребенка. В играх отражались впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развивались взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Примером такой игры является игра “Шкатулка со сказками”. Дети садились в круг, в центре круга стояла “шкатулка со сказками”, в ней кружки разного цвета. Дети поочередно доставали из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирали персонажей или предметы и сочиняли сказку. Все, что придумывалось детьми на занятиях, записывалось, и результаты творческой деятельности были собраны в библиотеку, которую назвали “Юный сочинитель”.

Для развития активного творческого воображения детей старшего дошкольного возраста главное место занимали игры-путешествия.

Игры – путешествия включали разнообразный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читали стихи, пели песни. Дети обыгрывали их, ритмически оформляли. Это, в свою очередь влияло на память, развитие чувства ритма и темпа.

Игры-путешествия предоставляли прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда действие ребенка сопровождалось описанием предметов, явлений, подбирались образные, точные выражения. В этих играх допускались бесконечные импровизации с учетом знаний детей принимались любые дополнения и предложения детей. Примером такой игры является игра “Путешествие к осени” (приложение № 3).

Игры-путешествия закрепляли знания детей о разных существах, временах года, явлениях неживой природы, таких понятиях, как “деревня”, “город”, “транспорт”: развивали интерес к сказкам, мультфильмам. Особенностью этих занятий являлось наличие домашних заданий, которые были рассчитаны на активную помощь родителей.

Для развития творческого воображения включали в эти занятия психогимнастику, которая была направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основной акцент делался на обучение элементам техники выразительных движений, на развитие у детей различных психических функций (внимания, память, воображение), а также на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Каждый этюд в психогимнастике сопровождался музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Каждое психогимнастическое упражнение включало в деятельность воображение (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады. Любое физическое движение в психогимнастике выражало какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным компонентом, активизировалась деятельность психических функций –мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев взрослого подключалось еще внутреннее внимание детей к этим процессам. Таким образом, психогимнастические упражнения используют механизм психофизического функционального единства. Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми невозможны, но сосредоточение внимания хотя бы на одном необходимо.

Для психического и физического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Для формирования эмоциональной стабильности было решено ввести в занятия по развитию творческого воображения релаксационные упражнения. Все упражнения сопровождались попеременно мышечным напряжением и расслаблением. Такое чередование движений рефлекторно влияло на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивалась психическая и двигательная активность ребенка, улучшалось его настроение, исчезала инертность.

В начале включались упражнения с сосредоточением на дыхании: “Задуй свечу”, “Ленивая кошечка”. Затем вводились более сложные упражнения на расслабления различных частей тела, начиная с лица и шеи: “Озорные щечки”, “Любопытная Варвара”. Очень эффективно проходили упражнения на расслабление мышц рук и ног: “Лимон”, “Вибрация”, “Палуба”, “Слон” и т.д. Уже после того, как дети научились расслаблять отдельные части тела, вводила упражнения на расслабление всего организма: “Бубенчики”, “Летний дождь”, “Замедленное движение”, “Тишина”.

Старшие дошкольники быстро обучились этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению, каждый ребенок получал то, в чем ранее испытывал недостаток. И это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, к которым относится воображение, эмоциональных и волевых.

В ходе такой системной работы была составлена модель развития творческого потенциала детей (приложение №4).

Особое внимание было направлено на взаимодействие с педагогами по проблеме развития не только детского творческого воображения, но, в первую очередь, творческой активности самих педагогов (приложение №5). Ведь только творчески активная личность может воспитать творческую личность.

Целенаправленное развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста дало очень хорошие результаты. Старшие дошкольники стали способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности, планируя процесс воплощения замысла. Они умеют намечать план достижения цели. Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольники в уме проигрывают предполагаемые действия, рассматривают их последствия, понимая логику развития ситуации, анализируют проблему с разных точек зрения. Воображение стало особой деятельностью, превратившись в фантазирование. Дети освоили приёмы и средства создания образов. Воображение старших дошкольников перешло во внутренний план, отпала необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Формируясь в игре, творческое воображение переходит и в другие виды деятельности старшего дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стишков.

В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами.

Неустанная работа творческого воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выход за пределы узкого личного опыта.