"Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг".
И.Сонер
Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
С 1990 года получил право на существование новый тип специальных дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития.
В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад компенсирующего вида №5" с 1998 года функционирует группа для детей данной категории. Одной из главных задач является обеспечение эффективности коррекционно-развивающего воспитания и подготовка дошкольников к систематическому обучению в школе. Традиционно выделяются следующие компоненты школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и эмоционально - волевой.
Комплексное изучение детей с задержкой психического развития сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, осуществленное под руководством Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской, С.Г.Шевченко показало, что эти дети оказываются неготовыми к школьному обучению по всем перечисленным выше компонентам.
Результаты психодиагностического обследования детей, посещающих группу с задержкой психического развития в нашем дошкольном учреждении, свидетельствуют о наличии у них ярко выраженных особенностей познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной и речевой активности, скудный запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, запоминание механическое. Также отмечается некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям взрослого).
Учитывая специфику группы, специалистами (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) при подготовке детей к школьному обучению используется нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность. Этот подход позволяет построить работу с такими детьми, исходя из их потенциальных возможностей, и наметить индивидуальную программу в развитии высших психических функций, создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.
Работы В.М.Бехтерева, А.Л.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.Н.Анохина доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Поэтому коррекционно - развивающая и формирующая работа в нашем детском саду направлена "снизу вверх" (от движения к мышлению), а не наоборот.
Опыт работы с детьми с задержкой психического развития показывает, что воздействие только на двигательную функцию даёт свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, - его называют "эффектом ненаправленной коррекции",- что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
В связи с этим, помимо специальных занятий, предусмотренных программами Шевченко С.Г., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., специалисты детского сада используют программу Сиротюк А.Л. "Формирование нейропсихологического пространства проблемного ребенка", которую адаптировали, учитывая индивидуально-типологические особенности детей. В коррекционно-развивающей и формирующей работе основной акцент делается на применение методов нейропсихологической коррекции. К ним относятся: растяжки, массаж, дыхательные, глазодвигательные, перекрёстные (реципрокные) упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, игры для развития координации движений и мелкой моторики рук, коммуникативной и когнитивной сферы, игры на релаксацию и визуализацию.
Использование данных методов при подготовке к школе детей с задержкой психического развития позволило построить работу с ними, учитывая их индивидуальные особенности: состояние здоровья, физические показатели, особенности нервной системы, развитие и функционирование головного мозга.
В целях углубленного изучения детей с проблемами в развитии специалистами детского сада совместно проводится нейропсихологическая диагностика. На основании полученных эмпирических данных планируются коррекционно-развивающие занятия с учетом локальной функциональной недостаточности определенных мозговых зон у дошкольников.
С детьми, у которых был выявлен недостаточно сформированный подкорковый уровень, проводились упражнения на взаимодействие левой и правой части тела (кинезиологические и телесные).
Для активизации теменных зон мозга наиболее эффективным было использование массажа и самомассажа (ежедневно); пальчиковой гимнастики; игр с предметами, имеющими различную фактуру; лепка и рисование букв, цифр.
Для теменно-затылочной зоны использовались:
- игры и упражнения на развитие зрительной рецепции: разрезные картинки, нелепицы, игры-лабиринты, зашумленные фигуры, перечеркнутые изображения.
- игры и упражнения на освоение пространства: упражнения перед зеркалом, движения в различных зонах пространства, ходьба по ориентирам.
Для стимуляции височных зон в группе была создана гармоничная звуковая среда, что способствовало расширению слухового восприятия за счет использование природных, бытовых шумов, аудиокассет с записью голосов животных и птиц.
Большое значение для активизации лобных зон отводилось формированию программы действий (постановка целей и задач). Для этого учили детей выполнять задания по строго заданной инструкции (пошагово); работали над усвоением правил и норм поведения; развивали коммуникативную и эмоционально-волевую сферы; способствовали развитию обобщающей функции слов (закончи предложение, найди сходство и различие, подбери общее слово, задания на классификацию).
Эффективность нейропсихологического подхода при подготовке к школьному обучению подтверждается результатами выходной диагностики: у детей не только повысился потенциальный энергетический уровень, но и расширился круг представлений о собственном теле, развились память, мышление, воображение, восприятие, произвольность (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия), снизилось психомоторное напряжение.
Всем детям, за данный период (2006-2009 гг.), по окончании обучения и воспитания в детском саду, решением психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовано обучение по программе 1 класса общеобразовательного учреждения.
Ежегодное отслеживание выпускников, беседы с учителями начальных классов, школьными психологами доказало действенность применения методов нейропсихологической коррекции. Результаты успеваемости детей за 1 класс радуют нас своими достижениями. С 2006 по 2009 годы в школу ушло 16 человек. Из них: 6 (37%) учатся "удовлетворительно", 8 (50%) - "хорошо", 2 (13%) - "отлично".
Таким образом, многолетняя практика работы с детьми с проблемами в развитии показала, что нейропсихологический подход, своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция способствуют приблизить любой вид онтогенеза к нормальному течению, предотвратить появление возможных учебных затруднений у детей, школьную дезадаптацию.
Литература.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.:Дрофа, 2000.
- Пуляевская О.В. Дифференцированный подход в подготовке детей к школьному обучению. Иркутск, 2003.
- Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни. М.,1989.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М., 2003.