Цель занятия — профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.
Задачи:
- информирование подростков об актуальности проблемы распространения наркомании;
- анкетирование учащихся для актуализации проблемы наркомании;
- определить причины употребления ПАВ;
- проанализировать последствия употребления наркотических веществ;
- дать возможность учащимся самостоятельно и в группе определить опасность разных ситуаций, связанных с употребление ПАВ;
- дать установку выбора здорового образа жизни.
Необходимое оборудование: плакаты-зарисовки с основными причинами употребления ПАВ; бланки анкет “Наркотики и будущее” (Приложение 1); бланки к игре “Что опасней?” (Приложение 2); видеотехника; ручки; магниты; свеча.
Сценарий занятия
Введение.
Показ тематического видеоролика http://www.youtube.com/watch?v=C0QD0YFwJ_c
или
http://www.s367.zouo.ru/index.php?id=777Ведущий: Ребята, прежде чем начать общение с вами, хотела бы показать вам видеофильм, который создан нами (специалистами школы № 367) и учащимися школы.
Примечание: Просмотр авторского (Жданова А.А., Горячева М.В.) видеофильма “А что выберешь ты?”, который занял I место в номинации “Сам себе режиссер” на втором Московском конкурсе наглядной информации и информационных ресурсов “Будем жить”, направленных на антинаркотическую пропаганду.
Ведущий: Ребята, о чем этот видеофильм???....... Да о том, как молодые люди порой беспечно относятся к серьезности проблемы наркомании. Кстати, все наркотики иначе называют психоактивным веществами, аббревиатура ПАВ.
Как вы считаете, а в Зеленограде существует проблема наркомании?
Сталкивались ли вы или ваши знакомые и близкие с этой проблемой?
А почему тему наркотиков вообще принято называть проблемой? Какие сложности она несет?
Примечание: Обсуждается каждый вопрос. Ведущий, в зависимости от активности участников группы, направляет обсуждение на понимание сложности и опасности проблемы.
Беседа-обсуждение проблемы.
Ведущий: Жизнь каждого из вас в ваших руках, и то, какой она будет завтра, зависит во многом от вас. Поэтому тема нашего занятия сегодня “А что выберешь ты?”
Ведущий: Так почему же так много подростков начинают употреблять психоактивные вещества. Какие жизненные ситуации могут привести к таким необратимым поступкам.
Примечание: Участники группы называют причины и трудные жизненные ситуации, приводящие к употреблению психоактивных веществ. Ведущий вывешивает заготовленные заранее плакаты-зарисовки с основными причинами, которые, наверняка, озвучат учащиеся:
- Давление группы, отсутствие навыков отказа
- Любопытство
- Проблемы в школе
- Проблемы на “личном фронте”
- Семейные проблемы
- Скука, неумение организовать досуг
- Трудности в отношениях с родителями
- Это “круто”, я вырос
Ведущий: Да, на самом деле в жизни человека зачастую бывает много трудностей, которые выводят из равновесия. Некоторые ищут легкие способы решения проблем, не задумываясь о последствиях и будущем. Так к чему же приводит употребление психоактивных веществ?
Сейчас для выполнения задания нам нужно разделиться на три группы.
Примечание: Разделение на группы происходит следующим образом: участники по кругу озвучивают по слову из фразы “Я выбираю жизнь” и далее объединяются в группы соответственно произнесенным словам.
Анкетирование. “Качественный” анализ результатов.
Ведущий: Вам предстоит в группе заполнить анкету “Наркотики и будущее” (Приложение 1). Каждому утверждение подобрать наиболее подходящий вариант ответа – всегда, часто, редко. На заполнение 3-4 минуты…
Давайте сравним результаты трех команд.
Примечание: Заполненные анкеты вывешиваются на доску. Обсуждается каждое утверждение.
Ведущий:
Ухудшение здоровья. Знаете ли вы, что при употреблении наркотиков страдают абсолютно все органы, что неизбежно приводит к сбою всей работы организма. |
|
Заражение гепатитом, ВИЧ/СПИДом. Ребята, такой факт – производители самодельных наркотиков часто “очищают” их собственной кровью, которая может быть заражена. Кроме того, у человека, попавшего в зависимость, как правило, не бывает лишних денег. Зачем тратиться на шприцы, если на эти деньги можно купить еще наркотиков? К тому же состояние “ломки” не позволяет человеку мыслить разумно, ему, главное, в этот момент “уколоться”. |
|
Проблемы в отношениях с родителями. Наркоманы наносят вред не только себе, но и окружающим. Больше всего страдают близкие люди. Родители – единственные люди которые любят свое чадо безусловно, ни за что. Конечно, видя проблемы своего ребенка, родители пытаются поставить его на “путь истинный”, что не нравится подростку. |
|
Отсутствие семейной жизни: любимого
человека, детей. Человеку, который психически или физически зависим от наркотика важно, прежде всего, удовлетворить потребность в дозе. Потом, навряд ли адекватный человек осознанно свяжет свою жизнь с наркоманом. |
|
Потеря друзей. Как правило, все адекватные, независимые от наркотиков друзья рано или поздно понимают, что друг-наркоман – это не товарищ. На него нельзя положиться, отсутствуют общие интересы, в конце концов, дружба с наркоманом опасна. |
|
Материальные проблемы. Это естественно и понятно. С каждой дозой возрастает потребность в ее увеличении. Денег требуется больше, работать возможности меньше и это приводит к правонарушениям. |
|
Нарушение законодательства,
криминал. Как часто можно услышать, что сын/дочь-наркоман все вынес из дома ради наркотика. Ради наркотика воруют и обманывают, ради наркотика убивают. Вообще, само употребление наркотика является нарушением закона. |
|
Учет и контроль сотрудниками
милиции. Обычно, сотрудникам милиции известны лица, употребляющие наркотики – для этого создаются специальные базы профилактического учета. Надо отметить, что “бывших” наркоманов не бывает – есть наркоманы в стадии ремиссии, т.е. временно неупотребляющие. Поэтому люди, замеченные в употреблении ПАВ, навсегда остаются в “группе риска”. |
|
Проблемы в обучении, снижение
успеваемости. Появляющиеся трудности в учебе – последствия разрушительного действия наркотиков на работоспособность человека, его психическое и психологическое состояние. |
|
Бесперспективность карьеры. Наркоман – это своеобразный “овощ”, который существует, а не живет. Апатия, равнодушие, безразличие к своему будущему и окружающим – то, что характерно наркоману. |
|
Психическая зависимость. “Первый этап” зависимости. |
|
Физическая зависимость. Это потребность организма в дозе. Людям с физической зависимостью наркотик просто позволяет держаться на ногах и избавляет от “ломки”, не доставляя никакого удовольствия. |
|
Появление “ломки”. Неизбежное состояние, когда человек зависим от наркотика. |
|
Преждевременная смерть. Не бывает наркоманов-пенсионеров! Смерть – то, что ждет наркомана! |
Игра “Что опасней?”
Ведущий: А теперь предлагаю сыграть в такую игру под названием “Что опасней?”. На бланке (Приложение 2) ряд ситуаций, которые вам необходимо проранжировать по мере их опасности; 7– наименее опасная ситуация, 1 – самая опасная. Сейчас работаем индивидуально. На выполнение 5 минут…
- Алексей О. каждый день после работы покупает бутылку пива и, сидя в электричке, выпивает ее. Поужинав дома, за просмотром телевизора, Алексей выпивает еще одну или две (от настроения) бутылки пива.
- Виолетта М. давно и много курит. Скоро у нее свадьба и она планирует забеременеть. Виолетта убеждает жениха, что во время беременности и кормления грудью она обязательно бросит курить.
- Максим Р. давно занимается спортом. Недавно он начал курить (за компанию), считая, что занятия спортом компенсируют вред от сигарет.
- Николай Ф. любит ходить на дискотеки. Но ему сложно расслабится и танцевать, не стесняясь окружающих. Поэтому он каждый раз стал употреблять таблетки, которые помогают ему чувствовать себя свободным и раскрепощенным.
- Светлана и Тимофей встречаются уже два года. Тимофей за ужином любит выпивать по несколько рюмочек водки. Светлане это не нравится, но она считает, что когда они поженятся, и у них будет ребенок, все будет по-другому.
- Володя Д. очень “любознательный”. Он уже пробовал несколько видов “легких” наркотиков и зависимость не появилась. В его планах попробовать еще что-нибудь, чтобы понять какое удовольствие можно получать от “химии”.
- У Дениса В. есть хороший приятель, одноклассник, друг детства. Недавно он узнал, что друг зависим от наркотиков. Денис не знает, как быть: “спасать” одноклассника или перестать с ним общаться.
Примечание: После индивидуальной работы, участникам занятия предлагается объединиться в пары и выполнить задание совместно. После работы в парах вся группа, договорившись, должна прийти к единому заключению о “правильности” ранжирования опасных ситуаций.
Ведущий: Ребята, почему было сложно договориться о том, в каком порядке необходимо расставить ситуации?... На самом деле, все отмеченные ситуации опасны и неблагоприятны, но давайте попробуем с вами обсудить ваш вариант ранжирования. Какая ситуация наименее опасна на ваш взгляд?....
Примечание: Обсуждаются все ситуации. Ведущий, исходя из особенностей обсуждения, корректирует и направляет беседу в нужное направление.
Заключение: “вопрос-ответ”.
Ведущий: Наше занятие подходит к концу. В завершении каждому из вас я задам вопрос, который звучит так же, как и тема нашей встречи – “А что выберешь ты?”
Примечание: Ведущий зажигает свечу и передает ее по кругу. Каждому, кто получает свечу, задает вопрос – “А что выберешь ты?” Когда свеча возвращается к ведущему, он подводит итоги занятия и благодарит учащихся за участие в занятии.