Тренинговое занятие "А что выберешь ты?"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель занятия — профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.

Задачи:

  • информирование подростков об актуальности проблемы распространения наркомании;
  • анкетирование учащихся для актуализации проблемы наркомании;
  • определить причины употребления ПАВ;
  • проанализировать последствия употребления наркотических веществ;
  • дать возможность учащимся самостоятельно и в группе определить опасность разных ситуаций, связанных с употребление ПАВ;
  • дать установку выбора здорового образа жизни.

Необходимое оборудование: плакаты-зарисовки с основными причинами употребления ПАВ; бланки анкет “Наркотики и будущее” (Приложение 1); бланки к игре “Что опасней?” (Приложение 2); видеотехника; ручки; магниты; свеча.

Сценарий занятия

Введение.

Показ тематического видеоролика http://www.youtube.com/watch?v=C0QD0YFwJ_c

или

http://www.s367.zouo.ru/index.php?id=777

Ведущий: Ребята, прежде чем начать общение с вами, хотела бы показать вам видеофильм, который создан нами (специалистами школы № 367) и учащимися школы.

Примечание: Просмотр авторского (Жданова А.А., Горячева М.В.) видеофильма “А что выберешь ты?”, который занял I место в номинации “Сам себе режиссер” на втором Московском конкурсе наглядной информации и информационных ресурсов “Будем жить”, направленных на антинаркотическую пропаганду.

Ведущий: Ребята, о чем этот видеофильм???....... Да о том, как молодые люди порой беспечно относятся к серьезности проблемы наркомании. Кстати, все наркотики иначе называют психоактивным веществами, аббревиатура ПАВ.

Как вы считаете, а в Зеленограде существует проблема наркомании?

Сталкивались ли вы или ваши знакомые и близкие с этой проблемой?

А почему тему наркотиков вообще принято называть проблемой? Какие сложности она несет?

Примечание: Обсуждается каждый вопрос. Ведущий, в зависимости от активности участников группы, направляет обсуждение на понимание сложности и опасности проблемы.

Беседа-обсуждение проблемы.

Ведущий: Жизнь каждого из вас в ваших руках, и то, какой она будет завтра, зависит во многом от вас. Поэтому тема нашего занятия сегодня “А что выберешь ты?”

Ведущий: Так почему же так много подростков начинают употреблять психоактивные вещества. Какие жизненные ситуации могут привести к таким необратимым поступкам.

Примечание: Участники группы называют причины и трудные жизненные ситуации, приводящие к употреблению психоактивных веществ. Ведущий вывешивает заготовленные заранее плакаты-зарисовки с основными причинами, которые, наверняка, озвучат учащиеся:

  • Давление группы, отсутствие навыков отказа
  • Любопытство
  • Проблемы в школе
  • Проблемы на “личном фронте”
  • Семейные проблемы
  • Скука, неумение организовать досуг
  • Трудности в отношениях с родителями
  • Это “круто”, я вырос

Ведущий: Да, на самом деле в жизни человека зачастую бывает много трудностей, которые выводят из равновесия. Некоторые ищут легкие способы решения проблем, не задумываясь о последствиях и будущем. Так к чему же приводит употребление психоактивных веществ?

Сейчас для выполнения задания нам нужно разделиться на три группы.

Примечание: Разделение на группы происходит следующим образом: участники по кругу озвучивают по слову из фразы “Я выбираю жизнь” и далее объединяются в группы соответственно произнесенным словам.

Анкетирование. “Качественный” анализ результатов.

Ведущий: Вам предстоит в группе заполнить анкету “Наркотики и будущее” (Приложение 1). Каждому утверждение подобрать наиболее подходящий вариант ответа – всегда, часто, редко. На заполнение 3-4 минуты…

Давайте сравним результаты трех команд.

Примечание: Заполненные анкеты вывешиваются на доску. Обсуждается каждое утверждение.

Ведущий:

  Ухудшение здоровья.

Знаете ли вы, что при употреблении наркотиков страдают абсолютно все органы, что неизбежно приводит к сбою всей работы организма.

  Заражение гепатитом, ВИЧ/СПИДом.

Ребята, такой факт – производители самодельных наркотиков часто “очищают” их собственной кровью, которая может быть заражена. Кроме того, у человека, попавшего в зависимость, как правило, не бывает лишних денег. Зачем тратиться на шприцы, если на эти деньги можно купить еще наркотиков? К тому же состояние “ломки” не позволяет человеку мыслить разумно, ему, главное, в этот момент “уколоться”.

  Проблемы в отношениях с родителями.

Наркоманы наносят вред не только себе, но и окружающим. Больше всего страдают близкие люди. Родители – единственные люди которые любят свое чадо безусловно, ни за что. Конечно, видя проблемы своего ребенка, родители пытаются поставить его на “путь истинный”, что не нравится подростку.

  Отсутствие семейной жизни: любимого человека, детей.

Человеку, который психически или физически зависим от наркотика важно, прежде всего, удовлетворить потребность в дозе. Потом, навряд ли адекватный человек осознанно свяжет свою жизнь с наркоманом.

  Потеря друзей.

Как правило, все адекватные, независимые от наркотиков друзья рано или поздно понимают, что друг-наркоман – это не товарищ. На него нельзя положиться, отсутствуют общие интересы, в конце концов, дружба с наркоманом опасна.

  Материальные проблемы.

Это естественно и понятно. С каждой дозой возрастает потребность в ее увеличении. Денег требуется больше, работать возможности меньше и это приводит к правонарушениям.

  Нарушение законодательства, криминал.

Как часто можно услышать, что сын/дочь-наркоман все вынес из дома ради наркотика. Ради наркотика воруют и обманывают, ради наркотика убивают. Вообще, само употребление наркотика является нарушением закона.

  Учет и контроль сотрудниками милиции.

Обычно, сотрудникам милиции известны лица, употребляющие наркотики – для этого создаются специальные базы профилактического учета. Надо отметить, что “бывших” наркоманов не бывает – есть наркоманы в стадии ремиссии, т.е. временно неупотребляющие. Поэтому люди, замеченные в употреблении ПАВ, навсегда остаются в “группе риска”.

  Проблемы в обучении, снижение успеваемости.

Появляющиеся трудности в учебе – последствия разрушительного действия наркотиков на работоспособность человека, его психическое и психологическое состояние.

  Бесперспективность карьеры.

Наркоман – это своеобразный “овощ”, который существует, а не живет. Апатия, равнодушие, безразличие к своему будущему и окружающим – то, что характерно наркоману.

  Психическая зависимость.

“Первый этап” зависимости.

  Физическая зависимость.

Это потребность организма в дозе. Людям с физической зависимостью наркотик просто позволяет держаться на ногах и избавляет от “ломки”, не доставляя никакого удовольствия.

  Появление “ломки”.

Неизбежное состояние, когда человек зависим от наркотика.

  Преждевременная смерть.

Не бывает наркоманов-пенсионеров! Смерть – то, что ждет наркомана!

Игра “Что опасней?”

Ведущий: А теперь предлагаю сыграть в такую игру под названием “Что опасней?”. На бланке (Приложение 2) ряд ситуаций, которые вам необходимо проранжировать по мере их опасности; 7– наименее опасная ситуация, 1 – самая опасная. Сейчас работаем индивидуально. На выполнение 5 минут…

  1. Алексей О. каждый день после работы покупает бутылку пива и, сидя в электричке, выпивает ее. Поужинав дома, за просмотром телевизора, Алексей выпивает еще одну или две (от настроения) бутылки пива.
  2. Виолетта М. давно и много курит. Скоро у нее свадьба и она планирует забеременеть. Виолетта убеждает жениха, что во время беременности и кормления грудью она обязательно бросит курить.
  3. Максим Р. давно занимается спортом. Недавно он начал курить (за компанию), считая, что занятия спортом компенсируют вред от сигарет.
  4. Николай Ф. любит ходить на дискотеки. Но ему сложно расслабится и танцевать, не стесняясь окружающих. Поэтому он каждый раз стал употреблять таблетки, которые помогают ему чувствовать себя свободным и раскрепощенным.
  5. Светлана и Тимофей встречаются уже два года. Тимофей за ужином любит выпивать по несколько рюмочек водки. Светлане это не нравится, но она считает, что когда они поженятся, и у них будет ребенок, все будет по-другому.
  6. Володя Д. очень “любознательный”. Он уже пробовал несколько видов “легких” наркотиков и зависимость не появилась. В его планах попробовать еще что-нибудь, чтобы понять какое удовольствие можно получать от “химии”.
  7. У Дениса В. есть хороший приятель, одноклассник, друг детства. Недавно он узнал, что друг зависим от наркотиков. Денис не знает, как быть: “спасать” одноклассника или перестать с ним общаться.

Примечание: После индивидуальной работы, участникам занятия предлагается объединиться в пары и выполнить задание совместно. После работы в парах вся группа, договорившись, должна прийти к единому заключению о “правильности” ранжирования опасных ситуаций.

Ведущий: Ребята, почему было сложно договориться о том, в каком порядке необходимо расставить ситуации?... На самом деле, все отмеченные ситуации опасны и неблагоприятны, но давайте попробуем с вами обсудить ваш вариант ранжирования. Какая ситуация наименее опасна на ваш взгляд?....

Примечание: Обсуждаются все ситуации. Ведущий, исходя из особенностей обсуждения, корректирует и направляет беседу в нужное направление.

Заключение: “вопрос-ответ”.

Ведущий: Наше занятие подходит к концу. В завершении каждому из вас я задам вопрос, который звучит так же, как и тема нашей встречи – “А что выберешь ты?”

Примечание: Ведущий зажигает свечу и передает ее по кругу. Каждому, кто получает свечу, задает вопрос – “А что выберешь ты?” Когда свеча возвращается к ведущему, он подводит итоги занятия и благодарит учащихся за участие в занятии.