Логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука [л] в словах и предложениях

Разделы: Логопедия


Тема: Автоматизация звука [л] в словах и предложениях.

Цели:

  1. Закреплять правильное произношение [л] в словах и предложениях, где [л] в звукосочетании “бл.”.
  2. Развивать фонематический слух в упражнениях на определение близких по звуковому составу слов, различению звуков п-б.
  3. Развивать пространственные отношения с употреблением предлогов “около”, “между”.
  4. Совершенствовать навыки словообразования (образование прилагательного от существительного) и словоизменения (согласование прилагательного с существительными в роде и числе).
  5. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: модели слогов, модель слова “яблочный”, предметные картинки (яблоко, яблоня, облако, блокнот, блузка, шапка, лапка, жук, лук, луна, волна, лицо, кольцо), модели предложений.

Ход занятия

I. Оргмомент.

— Ответьте, какой звук мы тренируемся правильно произносить в речи?

([л])

Нахождение своего места:

Каждому ребёнку даётся предметная картинка. На партах лежат предметные картинки со словами, близкими к словам детей по звучанию (количество пар – по количеству детей: шапка-лапка, жук-лук, луна-волна, лицо-кольцо). Найти созвучное слово и занять это место. На обороте каждой парной картинке написано печатными буквами половина слова, перевернув парные картинки его можно прочитать и получить пожелание на урок:

Весё — лый

Вежли — вый

Ум — ный

Сме — лый

II. Проверка домашнего задания: повторение слов с сочетанием “пл.”.

III. Развитие фонематического слуха.

— Повторите ряды слогов и найдите отличие.

Пла- бла

блу- плу

бло- бло- пло

блу- плу- плу

Пло- бло

блы- плы

пла- пла- бла

плы- блы- плы

(Слоги отличаются звуками [п] и [б]).

— С каким звукосочетанием мы тренировались произносить слова, а с каким нет.

— Сегодня мы будем тренироваться правильно произносить слова со звукосочетаниями бла, бло, блу, блы.

IV. Чтение слогов по модели. (Приложение 1)

Работа в парах: один ученик по модели называет слог, а второй ученик к этому слогу добавляет в начале слога [б] и произносит новый слог. Затем дети меняются.

V. Автоматизация звука [л] в словах.

1. Повторить слова отражённо и затем самостоятельно по картинкам (картинки разложены в ряд) (Приложение 2):

Яблоко, яблоня, блокнот, облако, блуза.

2. Игра “День—Ночь” с произнесёнными словами из предыдущего упражнения: на слово “Ночь” закрыть глаза и ответить на вопрос, а на слово “День” открыть глаза и проверить себя. (Вопросы задаёт логопед, дети отвечают по цепочке, затем дети могут в парах задать по 2 вопроса друг другу).

— Что находится около блокнота?

— Что находится между яблоком и блокнотом?

— Что находится около яблока?

— Что находится между блузой и блокнотом?

— Что находится около блузы?

— Что находится между облаком и яблоней?

— Что находится около облака?

— Что находится между яблоком и облаком?

VI. Развитие мелкой моторики: заштриховать в разных направлениях блузку, яблоко, облако.

VII. Физминутка.

VIII. Автоматизация звука [л] в предложениях.

Дополнить предложения по картинкам. (Приложение 3)

Работа по цепочке, а затем закрепление в парах по карточкам:

С яблони упало яблоко.
У Клавы новый блокнот.
По небу плывут облака.
У Милы шёлковая блузка.
Слава ел сладкое яблоко.

— Что можно сделать из яблока?

(Сок)

— Какой получится сок?

(Яблочный)

IX. Образование относительного прилагательного “яблочный” по модели. (Приложение 4)

Согласование этого прилагательного с существительными в роде и числе по картинкам: сок, пирог, пироги, повидло:

Яблочный сок, яблочный пирог, яблочные пироги, яблочное повидло.

X. Итог занятия:

— Получалось у вас на сегодняшнем занятии правильно произносить звук [л]?

— Какие задания вам понравились?

XI. Домашнее задание: произносить слова и предложения со звуком [л], согласовывать слово “яблочный” с другими существительными (можно придумать, что ещё из съедобного может быть яблочным).