Тема: Автоматизация звука [л] в словах и предложениях.
Цели:
- Закреплять правильное произношение [л] в словах и предложениях, где [л] в звукосочетании “бл.”.
- Развивать фонематический слух в упражнениях на определение близких по звуковому составу слов, различению звуков п-б.
- Развивать пространственные отношения с употреблением предлогов “около”, “между”.
- Совершенствовать навыки словообразования (образование прилагательного от существительного) и словоизменения (согласование прилагательного с существительными в роде и числе).
- Развивать мелкую моторику.
Оборудование: модели слогов, модель слова “яблочный”, предметные картинки (яблоко, яблоня, облако, блокнот, блузка, шапка, лапка, жук, лук, луна, волна, лицо, кольцо), модели предложений.
Ход занятия
I. Оргмомент.
— Ответьте, какой звук мы тренируемся правильно произносить в речи?
([л])
Нахождение своего места:
Каждому ребёнку даётся предметная картинка. На партах лежат предметные картинки со словами, близкими к словам детей по звучанию (количество пар – по количеству детей: шапка-лапка, жук-лук, луна-волна, лицо-кольцо). Найти созвучное слово и занять это место. На обороте каждой парной картинке написано печатными буквами половина слова, перевернув парные картинки его можно прочитать и получить пожелание на урок:
Весё — лый |
Вежли — вый |
Ум — ный |
Сме — лый |
II. Проверка домашнего задания: повторение слов с сочетанием “пл.”.
III. Развитие фонематического слуха.
— Повторите ряды слогов и найдите отличие.
Пла- бла |
блу- плу |
бло- бло- пло |
блу- плу- плу |
Пло- бло |
блы- плы |
пла- пла- бла |
плы- блы- плы |
(Слоги отличаются звуками [п] и [б]).
— С каким звукосочетанием мы тренировались произносить слова, а с каким нет.
— Сегодня мы будем тренироваться правильно произносить слова со звукосочетаниями бла, бло, блу, блы.
IV. Чтение слогов по модели. (Приложение 1)
Работа в парах: один ученик по модели называет слог, а второй ученик к этому слогу добавляет в начале слога [б] и произносит новый слог. Затем дети меняются.
V. Автоматизация звука [л] в словах.
1. Повторить слова отражённо и затем самостоятельно по картинкам (картинки разложены в ряд) (Приложение 2):
Яблоко, яблоня, блокнот, облако, блуза.
2. Игра “День—Ночь” с произнесёнными словами из предыдущего упражнения: на слово “Ночь” закрыть глаза и ответить на вопрос, а на слово “День” открыть глаза и проверить себя. (Вопросы задаёт логопед, дети отвечают по цепочке, затем дети могут в парах задать по 2 вопроса друг другу).
— Что находится около блокнота? |
— Что находится между яблоком и блокнотом? |
— Что находится около яблока? |
— Что находится между блузой и блокнотом? |
— Что находится около блузы? |
— Что находится между облаком и яблоней? |
— Что находится около облака? |
— Что находится между яблоком и облаком? |
VI. Развитие мелкой моторики: заштриховать в разных направлениях блузку, яблоко, облако.
VII. Физминутка.
VIII. Автоматизация звука [л] в предложениях.
Дополнить предложения по картинкам. (Приложение 3)
Работа по цепочке, а затем закрепление в парах по карточкам:
С яблони упало яблоко.
У Клавы новый блокнот.
По небу плывут облака.
У Милы шёлковая блузка.
Слава ел сладкое яблоко.
— Что можно сделать из яблока?
(Сок)
— Какой получится сок?
(Яблочный)
IX. Образование относительного прилагательного “яблочный” по модели. (Приложение 4)
Согласование этого прилагательного с существительными в роде и числе по картинкам: сок, пирог, пироги, повидло:
Яблочный сок, яблочный пирог, яблочные пироги, яблочное повидло.
X. Итог занятия:
— Получалось у вас на сегодняшнем занятии правильно произносить звук [л]?
— Какие задания вам понравились?