Цели урока:
- содействовать самостоятельному выводу учащимися теоремы Виета, сформировать навыки решения квадратных уравнений с помощью теоремы, обратной теореме Виста;
- развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, выделять основные признаки, обобщать доказывать, выражать свои мысли;
- продолжать работу по развитию активной познавательной деятельности учеников;
- воспитывать у школьников трудолюбие. чувство ответственности, дисциплинированность и собранность, самостоятельность и честность.
Ход урока
1. Организационный этап.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид); организация внимания.
Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с теоремой о свойствах корней квадратного уравнения, которую открыл французский математик Франсуа Виет. который жил в 16 веке, научимся решать квадратные уравнения с помощью теоремы обратной теореме Виета.
Предлагаю провести урок в форме игры пол названием “Банк”. Вы знаете, что банк – это место, где хранят деньги и получают прибыли. Банки бывают разными, ведь можно хранить не только деньги, но и информацию, знания. Знание тоже богатство, да еще какое! Можно накопить знания и получить прибыль. Этим мы займемся. Но сначала договоримся, как будем учитывать полученные результаты. В финансовых банках ценность накопляемого измеряется в рублях, евро, долларах, информационных банках – в битах, а мы будем пользоваться фишками.
Итак, переходим к этапу накопления, где вы, ребята, должны заработать как можно больше фишек.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.
Задача: актуализация опорных знаний по теме “Квадратные уравнения. Формула корней квадратного уравнения”.
III. Этап усвоения новых танин
Задача: добиться самостоятельного вывода теоремы Виста, научить решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Задача: научить учащихся решению квадратных уравнений с помощью теоремы, обратной теореме Виета, составлять квадратное уравнение, зная его корни.
1 .Учитель предлагает решить № 967 (б, в). Составить квадратное уравнение, зная его корни.
2. Затем решают № 964 (в,г) Решить квадратное уравнение.
Учащиеся по желанию отвечают у доски и зарабатывают фишки.
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.Задача: проверка понимания учащимися нового материала, умения применять их в новых
ситуациях.
Учитель: на предыдущих этапах урока каждый из вас накопил определенное количество фишек. А теперь придется потрудиться, чтобы их удачно использовать. Можно рискнуть!
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно по выбору задачи в двух вариантах, каждая из которых оценивается определенным количеством баллов. Время выполнения 5 минут.
1 вариант
1. Составьте квадратное уравнение, зная его корни: х1 = -7, х2 = -3(1балл)
Omвemы:
a) х2 – 10 х +21 = 0;
6) x2 + l0x + 21 = 0
в)x2 + 10x – 21 = 0.
2. Используя теорему, обратную теореме Виета, найдите корни квадратного уравнения х2 – 2х – 63 = 0. (2 балла)
Ответы: а) X1 = 7, Х2 = 9; б)х1=-7, х2 = 9; в) х1 = 7, х2 = -9 .
3. Один из корней квадратного уравнения х2 – х + q = 0 равен 4. Найдите q. ( 3 балла)
Ответы: a) -20; 6) -12; в) 20 .
2 вариант
1. Составьте квадратное уравнение, зная его корни: X1= 3, х2 = -9. (l 6aлл)
Ответы: а) х2 -6х -27 = 0; 6) x2 +6x -27 = 0; B) x2 +6x +27 = 0.
2. Используя теорему, обратную теореме Виета, найдите корни квадратного уравнения х2 + 15x + 56 = 0. (2 6aллa)
Ответы: a) x1 = 7, x2 = 8;
б)х1 =-7, х2 = -8;
в) x1 = -7, x2 = 8.
3. Один из корней квадратного уравнения х2 + рх – 33 = 0 равен -3. Найдите р.
(3 балла).
Omветыt: a) 8 6) – 8 в) 14.
Затем проводится самопроверка. Все правильные ответы под номером б). Учащиеся откладывают себе фишки за правильные решения.
VI. Итог урока. Информация о домашнем задании.Задача: подвести итог урока, оценить работу учащихся прокомментировать домашнее задание.
Учитель: сегодня каждый из вас накопил знания и получил прибыль, а теперь посчитаем количество своих фишек:
“Отлично” – 15 и выше
“Хорошо” – 10-14фишек,
“Удовлетворительно” – 5 – 9 фишек.
Ученики сами оценивают себя, учитель заносит в журнал отметки.
Домашнее задание: прочитать параграф 24, знать теорему Виета и обратную теорему. Pешить № 964(a,6), 965(a,6), 966, 967(a,6).
Теоретический тест
1 вариант
Задание: заполните пропуски, чтобы получилось верное определение, формулировка, правило
- ... уравнением называется уравнение ах2 + Ьх + с = О, где а, Ь, с – заданные числа, где х – переменная.
- Уравнение ах2 + Ьх =0, где а >0, b> 0,
называют ... квадратным
уравнением. - Уравнение х2= а, где а > 0 имеет корни Х1=... ,х2= ....
- Полное квадратное уравнение ах2 + Ьх + с = 0 имеет два различных корня, если дискриминант ... нуля.
- Корни квадратного уравнения ах2 + Ьх + с = 0 вычисляют по формуле…..
2 вариант
Задание: заполните пропуски, чтобы получилось верное определение, формулировка, правило
- Если ах2 + Ьх + с = 0 – квадратное уравнение, то а называют ... коэффициентом, с – ... членом
- Уравнение ах2 + с = 0 называют ... квадратным уравнением.
- Уравнение х2 + вх = 0 имеет корни Х1=... , х2=....
- Полное квадратное уравнение ах2 + Ьх + с = 0 не имеет корней, если дискриминант ... нуля.
- Корни квадратного уравнения ах2 + Ьх + с = 0 вычисляют по формулам…..