Деятельностный подход в обучении – требование времени

Разделы: Начальная школа


Образование в школе должно быть организовано так,
чтобы в нём ясно просвечивала будущая цель образования
личности к свободному самоопределению…

Л.Н.Толстой 

Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Поэтому стратегическая задача образования заключается в обновлении содержания, методов обучения для того, чтобы помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными людьми.

Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности “универсальных учебных действий”. В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и выработка компетентностей. Моя роль педагога на первом этапе развития, заключалась в поиске методов и приемов нахождения “ключика” к каждому ученику, чтобы в дальнейшем вместе с ним идти к целостности личности. Под целостной личностью, подразумевается личность с целостным восприятием мира, с умением видеть неодномерность мира. Этого можно достичь лишь при условии систематического накопления, сохранения и обобщения опыта человечества, т.е. знаний из различных областей. Накопление знаний – это начало в познании мира. По мнению Блонского П.П. “…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”. Свою роль, в данном случае, вижу в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Ребят необходимо вовлекать в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия. В процессе работы дети научатся изобретать, понимать и осваивать новое, станут открытыми и способными, смело выражая собственные мысли. Нужно давать им возможность принимать решения и помогать друг другу, тогда обязательно снизится уровень агрессивности, изменятся мотивы поведения. Ребята станут прогнозировать и планировать свою жизнь на более длительный период. Все это приведет к личностному росту, росту креативности.

На данном этапе развития образования целесообразнее не учить, а демонстрировать – приёмы рационального использования резервов мозга; приёмы работы с информацией;
представлять возможность учиться самим самостоятельно, переходить из пассивных речевых форм (чтение и слушание) в активные (говорение и письмо). (см. приложение – презентация к обобщению)

Однажды, на одном из семинаров, я увидела схему, и родилось мое представление о процессе познания, которое стало моей визитной карточкой, вместе с технологией РКМЧП, которая раскрепощает ребенка и выпускает на свободу детское творчество.

Все поиски и размышления вывели меня на составление системы работы, которая состоит из трёх содержательных линий:

информативная деятельность как средство ознакомления с опытом человечества;
развитие критического мышления как средство для осмысления этого опыта;
культура общения как средство для обмена личностным опытом.

Я постаралась привести в систему всё то, что использовалось годами. В результате составила программу действий.

В первом классе – усвоение приёмов работы с текстом. На данном этапе главным выступает освоение шаблонных приёмов и методик. Настольной книгой ученика становится папка памяток, в итоге каждый составляет вопросы различного вида.

Во втором классе – освоение приёмов свёртывания информации, отражение её в знаковых и графических формах. Подготовительная работа проходила на первом году обучения. Составление вопросов заменяется составлением текстов и сообщений. Знакомлю детей с правилами составления проблемных заданий, увеличиваю количество творческих заданий, обогащая их графическими формами и сведениями из научной и справочной литературы.

В третьем классе – велика роль группы, а учитель – консультант. Тренинги и зачеты провожу в дифференцированных группах. Подбираю картины или темы для словесного описания портрета с учетом индивидуальных особенностей. Лучшие сочинения записываем в отдельную тетрадь.

Деление на группы провожу и по принципу равноправного сотрудничества. Решая поставленную задачу, группа занимается и сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Ребята в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идёт обмен информацией, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже “молчуны” активно участвуют в обсуждении и решении поставленных задач.
В четвёртом классе – изменяется характер групповой работы. Группы мобильны, могут изменяться даже в течение урока (занятия), работают по интересам. В качестве итога проводим дискуссию, или дебаты, или просто выбираем кто прав и почему. В конечном итоге идет постепенное формирование универсальных учебных действий. При планировании моделирую урок, с учетом интересов и возможностей каждого ученика. Тогда при ответе на вопрос, поставленный конкретно лично каждому, возникает потребность в самостоятельном изучении учебного материала. Они становятся главными действующими лицами урока, думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут и обсуждают прочитанное. Я лишь создала условия для саморазвития, предоставила возможность для выражения их мнений, проконсультировала, как спланировать и оценить работу. Делая это в системе, учу их быть исследователями. Главные мои помощники – приёмы технологии РКМЧП.

Базовая модель технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

На стадиивызова” использую приёмы, которые активизируют ранее полученные знания: “Вводный вопрос”, “Ученические вопросы” “Верные и неверные утверждения”, “Корзина идей” и другие.

Начиная урок с “Вводного вопроса”, я сразу получаю несколько преимуществ: во время активизации имеющихся знаний идет ненавязчивая подготовка к изучению нового материала. Например, урок “Окружающий мир” во втором классе начинаю с вопроса “Почему еловые шишки закрываются?”. Дети рассуждают, выдвигая ту или иную гипотезу. Они невольно “втягиваются” в процесс и активнее участвуют в работе.

“Ученические вопросы” я использую, если мне необходимо завоевать или удержать внимание учащихся. Урок “Окружающий мир” 2 класс, “Птицы”. Пишу на доске фразу: “Учёные считают, что многие птицы проводят в воздухе большую часть жизни…”

Затем прошу детей разбиться на группы, обсудить данную фразу и придумать три вопроса, которые они хотели бы выяснить для решения данной проблемы. Когда вопросы собраны, записаны на доске. Вот некоторые из них:

– Какие птицы могут летать?

– Какие птицы больше всего времени проводят в воздухе? Почему?

– Чем питаются птицы во время полёта? И т.д.

Теперь дело за ответами. На этом этапе мои дети вполне готовы воспринимать новую информацию в любой форме. Ребята с большим интересом перечитывают текст, которого нет в учебниках. Тем самым, находя ответы на поставленные ими же собственные вопросы, записывают их в тетрадь.

– Поиграем в игру: “Верите ли вы, что…”. (Урок “Литературное чтение” 3класс, Ю.Дмитриев “Сколько глаз у стрекозы”). У каждого на парте лежит таблица, как на доске).

1

2

3

4

5

6

7

             
             

– Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

1. …у стрекозы двадцать тысяч глаз?

2. … у стрекозы есть фасетки?

3.… знает, что происходит сзади?

4.… стрекоза-охотница? И т.д.

– Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько были правы.

На стадииосмысления” осуществляется усвоение материала, происходит осмысленная работа с текстом. В этом случае используются такие приёмы:

“Чтение со “стопом”это приём, который я называю “совместное прогнозирование”. Читая текст детям – я останавливаюсь на самом интересном месте и задаю два вопроса: “Что, по-вашему, должно случиться дальше?” или “Как вы думаете, чем всё закончится?”. Потом предлагаю повернуться к соседу и обсудить возникшие версии. Этот приём способствует развитию навыков чтения. Главное настроить детей на успех.

Уроки литературного чтения, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника; умение чётко и грамотно выражать свои мысли, т.е. способствуют формированию коммуникативной компетенции;

“Образ текста” – считается полезным, т.к. им хорошо привлечь и удержать внимание детей, которые мало читают или не умеют сосредоточиться. Для начала я знакомлю учащихся со списком слов или фраз, взятых из текста, который им предстоит прочитать. Знакомство с текстом проходит в несколько этапов. Например, перед чтением текста на доске появились следующие слова: Воздух – морозный, обжигающий, колючий, чистый. Бодрит, обжигает огнём; прозрачен как хрусталь.

Затем прошу написать рассказ или описание, которое включало бы в себя эти слова. У ребят начинает вырисовываться образ текста. Когда рассказы готовы, они не просто зачитывают, а сравнивают с авторскими. Благодаря приёму обучающиеся – внимательные слушатели и читатели, они понимают и осваивают “прочитанное”.

На стадии “рефлексии” предусматривается размышление о полученной информации, где необходимы приемы, воздействующие на развитие логического и образного восприятия. Это могут быть: “Обратная связь”, “Ромашка вопросов”, “Синквейн”, “Диаманта” и другие.

“Синквейн”инструмент для синтеза и обобщения понятий и информации. В виде “синквейна” представляю тему урока, которая посвящена изучению какого-то одного понятия.

Прямая
бесконечная, числовая
складывать, вычитать, сравнивать
Отмечены положительные и отрицательные числа
Шкала

Окончание
Изменяемое, нулевое
Служит, изменяет, связывает
Окончание – изменяемая часть слова.
Часть слова.

Прием “Обратная связь” используется при усвоении нового материала, по окончании занятий, завершающих изучение темы или отдельного произведения. Он приемлем на любом уроке и в любой форме, позволяет вносить изменения в ход урока и разнообразить изучаемый материал. Так поддерживается диалог учитель-ученик.

img2.gif (10440 bytes)

а). – Ребята, как вы сегодня потрудились на уроке и чему научились – отразите в своих картах…

б). – Теперь прошу оценить свою работу и работу своих одноклассников. “Обратная связь” особенно важна, поскольку позволяет увидеть, насколько усвоен материал. На заполнение "выходных карт" оставляю 5-7 минут. Карта обратной связи помогает ребятам делать выводы, важные для их собственной жизни, а учителю – обратить внимание на то, какие тексты подобрать, чтобы они увидели, как автор решает ту или иную проблему. Размышление над проблемами помогут быть хорошими собеседниками способными понимать, прощать, поддерживать, сопереживать.

Свой опыт работы по данной технологии обобщила в 2006 году сборнике по теме: “Использование технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” в начальной школе. В 2006-2007 учебном году мне довелось стать руководителем творческой группы на базе образовательного округа по теме: “Технология РКМЧП”. В 2007 году был обобщён опыт на региональном уровне, но на этом я не останавливаюсь. Как современный учитель, я постоянно занимаюсь самообразованием, делюсь опытом с коллегами района и области.

Инновационные технологии в моей практике дают мне возможность: повышать уровень профессионализма,  обеспечивать благоприятные условия для развития личности ученика,  с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Класс, в котором я работаю, на момент поступления детей в школу, по итогам обследования школьного психолога считался низкомотивированным: 18 детей были не подготовлены к восприятию учебного материала. Они очень подвижны и неусидчивы. Главной целью работы в первой четверти первого класса являлось: создание условий для успешной адаптации ребёнка в школе. Как быть? После курса “Введение в школьную жизнь” в 1 классе провела работу по диагностике коммуникативных действий моих первоклашек. Взяла тест “Рукавички” составленный Г.А. Цукерман. Проанализировав рисунки увидела низкий уровень развития коммуникативных действий. При выполнении работы 75% не могли договориться между собой, каждый настаивал на своём. Шесть работ (25%), от общего количества имели средний уровень, где наблюдалось частичное сходство, и заметные различия

Определив положительные и отрицательные стороны, поняла, что выбор технологии правильный. Период адаптации детей прошёл безболезненно, с первого дня ходили в школу с прекрасным настроением, с желанием получать знания.

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждают результативность используемой технологии, методов и приемов обучения. Динамика качества знаний по предметам соответствует требованиям программы.

Итоговая контрольная работа по математике в 1 “Б” классе

Класс

Кол-во детей всего/писали

7 вид

Качество

Абсолютная успеваемость

Ф.И.О. учителя

1 “Б”

28/25

72%

96%

Юдина Т.В.

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 1 “Б” классе

Класс

Кол-во детей всего/писали

7 вид

Качество

Абсолютная успеваемость

Ф.И.О. учителя

1 “Б”

28/25

64%

84%

Юдина Т.В.

Динамика развития успеваемости и качества знаний за 2009 – 2010 учебный год во 2 “Б” классе показала:

Динамика развития успеваемости и качества знаний в 2010-2011 учебном году в 3 “Б” классе за первую четверть:

Если говорить о результатах работы, необходимо отметить, результаты по формированию коммуникативных умений. 70% обучающихся на данный момент умеют свободно, доступно,  логично,   доказательно  излагать свои  мысли. 80% спокойно воспринимают чужую точку зрения т.е научились слушать и слышать. Выросла способность работать в коллективе. Дети активно участвуют не только в классных мероприятия, но и в общешкольных и районных, региональных конкурсах, научно-практических конференция. Свои достижения они сохраняют в папке – портфолио, которая имеется у каждого.

Велика роль учителя начальных классов в организации работы с родителями. Очень важно для меня с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Вся работа проводится в определённой системе: помогаю родителям получить необходимые знания об индивидуально-психологических особенностях развития учащихся начальной школы; знакомлю родителей с особенностями развития способностей думать, обосновывать действия, выдвигать идеи и гипотезы. После этого они начинают проявлять большое понимание и уважение к деятельности своего ребёнка.

Мы взрослые должны понимать, что ребёнок – целостная личность, которая в процессе обучения должна удовлетворять свои разнообразные познавательные и духовные потребности. Только тогда учение станет смыслом жизни для каждого ребенка, если будет управляться с его позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению.

Презентация