Цель:
- закреплять устные и письменные приемы сложения и вычитания с переходом
через разряд, способствовать выработке
у учащихся умения решать задачи на разностное сравнение, уточнить геометрические представления; - развивать память, внимание, корригировать логическое мышление,
познавательный интерес к математике,
развивать кругозор учащихся.
Оборудование: аудиозапись, карта для путешествия, шкатулка, геометрические фигуры, сигнальные карточки, тестовые задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята!
2. Проверка домашнего задания. № 376.
Назовите пример с ответом 583, 216, 857, 592, 719, 902, 439.
3. Основная часть.
Сообщение темы урока “ Вычитание с переходом через разряд”.
Сегодня наш урок будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в поисках сокровищ. Но с начало надо проверить, готовы ли мы отправиться в путь. Хорошо ли мы вооружены знаниями? Любому путешественнику нужна карта, а есть ли у нас карта? Нет. Но мы сами можем её составить, если решим следующие задания:
№ 378
На сколько больше? | Во сколько раз больше? |
673, чем 296 | 48, чем 6 |
642, чем 407 | 72, чем 8 |
370, чем 189 | 54, чем 9 |
340, чем 226 | 36, чем 6 |
(На доске заранее укреплен большой лист ватмана, разделенный на шесть равных частей. На каждой части крупно нарисовано число. А на столе учителя лежат тыльной стороной вверх шесть квадратов, таких же по размеру, как и квадраты на вывешенном разграфленном листе. На каждом квадрате с лицевой стороны нарисован участок карты, а на тыльной – одно из шести чисел, изображенных на разграфленном листе.)
Учащиеся выполняют задания, учитель объявляет ответы:
377, 8 раз, 235, 9 раз, 181, 6 раз.
Тот учащийся, кто первым заявил, что в его работе есть объявленный ответ, вызывается к доске и прикрепляет квадрат с названным числом к тому месту на ватмане, где увидит то же число, что и на квадрате. Постепенно складывается карта.
Мы составили карту. Итак, карта у нас есть – настроение отличное. В путь! С песней! Звучит строки из песни “Ничего на свете лучше нету”.
4. Устный счёт.
а) Мы очутились на поляне цветов. Но их красота обманчива. Среди них есть ядовитые и целебные растения. Наша задача не ошибиться, когда будем собирать букет.
На доске нарисованы цветы, их сердцевины пронумерованы, а на лепестках написаны числа. Эти числа нужно сложить. Три ученика работают у доски, а остальные учащиеся решают примеры устно.
Ответы дают при помощи сигнальных карточек. При неправильном решении поднимают красную сигнальную карточку - то есть цветок ядовитый. Если ответ правильный - то зеленая карточка , цветок целебный.
б) С помощью счетных палочек постройте равносторонний треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник.
5. После цветочной поляны мы попали на перепутье. По какой дороге идти? Об этом мы узнаем, если составим и решим задачу № 379.
Тыква – 450 кг Кабачки – на 128 кг меньше |
Идём по дороге № 1
По карте видно, что мы подошли к озеру. Наловим рыбки для ухи.
№ 381
Поудив рыбу и сварив воображаемую уху, мы подходим к мельнице.
№ 382 (составление примеров)
Продолжаем путь, но тут начинается буря (включаю магнитофон, и раздаются звуки сильного ветра и потоков дождя ). Мы вымокли, ветер пронизывает, озябли. С надеждой смотрим на карту и с радостью замечаем, что можем укрыться в пещере. Что мы и делаем. А погода испортилась, видимо, на несколько дней. Сколько же мы сможем продержаться здесь? Ответ на этот вопрос мы найдем, решив задачу
№ 385
Буря кончилась, мы выходим из пещеры на лесную поляну. Здесь отдохнем перед решающим сражением с драконом, который охраняет клад.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление.
Отдохнув, мы двигаемся далее и вот наконец дошли до того места, где зарыт клад. Но нам преграждает путь дракон.
Выполнение тестовых заданий.
1-й вариант
Задание | Ответ | |||
1 | 70 + 320 = | 380 | 390 | 400 |
2 | 270 – 50 = | 210 | 220 | 230 |
3 | 120 + 130 = | 230 | 240 | 250 |
4 | 340 + 500 = | 800 | 810 | 840 |
5 | 540 – 400 = | 40 | 100 | 140 |
2-й вариант
Задание | Ответ | |||
1 | 20 + 70 = | 80 | 90 | 100 |
2 | 400 + 300 = | 70 | 700 | 800 |
3 | 80 – 30 = | 40 | 50 | 60 |
4 | 600 – 200 = | 400 | 500 | 600 |
5 | 450 – 40 = | 400 | 410 | 430 |
7. Домашнее задание.
Стр. 102 № 384.
8. Итоги урока.
Вам понравилось наше путешествие? Что мы закрепили во время путешествия?