Цели:
- обобщить знания учащихся об имени прилагательном;
- формировать умение находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов, ставить к ним вопросы; правильно употреблять имена прилагательные в речи;
- развивать умение записывать текст;
- прививать детям культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет.
Оборудование: Презентация (Приложение 1), табло для крепления звезд, названия команд, карточки со словами
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем урок русского языка в форме игры “Звездный час”. В игре принимают участие 3 команды. За правильные ответы команды будут получать “звёзды”. Итак, начинаем.
II. Повторение, актуализация знаний.
Разминка.
Чтобы подготовиться к игре, проведем разминку. Команда должна правильно ответить на возможно большее количество вопросов. Другие команды будут следить за ответами.
Вопросы для первой команды:
- Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что? (Им.сущ.)
- Слова, противоположные по значению. (Антонимы.)
- Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делает? что сделает? (Глагол.)
- Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? (Неодушевленное.)
- С какой гласной пишется сочетание жи? (и)
- Какого рода имя существительное, к которому можно поставить слова “он, мой”
Команде задано 6 вопросов, дано правильных ответов…
Вопросы для второй команды:
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог – это – …(части речи).
- Общая часть родственных слов. (Корень.)
- Слова, близкие по значению, называются… (Синонимы.)
- С какой гласной пишется сочетание ча? (а)
- Когда гласные е, ю, я, ё обозначают два звука? (В начале слова, после гласной, после разделительных ъ и ь знаков.)
- Какого рода имя существительное, к которому можно поставить слова “она, моя”?
Команде задано 6 вопросов, дано правильных ответов…
Вопросы для третьей команды:
- Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (Имя прилагательное.)
- Буквы, расположенные в определенном порядке. (Алфавит.)
- Бывает ли слово без корня? (Нет.)
- Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (Имена собственные.)
- С какой гласной пишется сочетание щу? (у)
- Какого рода имя существительное, к которому можно поставить слова “оно, мое”
Команде задано 6 вопросов, дано правильных ответов…
По результатам разминки команды получают “звезду” и делают вперед шаг. (Передвигается табличка с названием команды на 1 клетку вперед.)
III. Работа над темой урока.
Играем дальше. Внимание! “Черный ящик”. Слайд
В нем лежит изображение. Угадайте чего?
Все лето гуляет в наряде зеленом, зеленом,
А зиму встречает и босым, и голым. (Лес.)
– Какая часть речи помогла нам узнать, изображение чего лежит в “черном ящике”?
Итак, во время игры мы с вами повторим то, что знаем об имени прилагательном и совершим прогулку по лесу, вспомним правила поведения в лесу.
(Команды получают “звезду” и двигаются дальше.)
Задание 1. Слайд
Мы попадаем на лесную полянку. На карточках записано имя существительное. Подберите и запишите к этому существительному как можно больше имен прилагательных. (Дети передают листочки по очереди каждому из команды.)
Проверка задания. Обсуждение правильных и неправильных ответов.
– Вспомните, как нужно относиться к полевым цветам. (Цветы нельзя рвать. Они растут для того, чтобы было красиво и люди любовались ими, они для пчел и бабочек. Для букетов цветы специально выращивают.)
(Команды получают “звезду” и шаг вперед.)
Задание 2. Слайд
Мы попадаем в гости к лесным жителям.
На карточках слова. Прочитайте их и подчеркните имена прилагательные.
Мягкий, заяц, глубокая, медведь, сладкая, пушистый, лисица, столовая.
Обратите внимание на слово столовая. Некоторые имена прилагательные перешли в разряд имен существительных. Запишите словосочетания, в которых слово столовая будет именем прилагательным и словосочетания, в которых слово столовая будет именем существительным.
Им.прил. Столовая ложка |
Им.сущ. Птичья столовая |
Вывод: Чтобы определить, является данное слово имя прилагательное или нет, нужно узнать, что оно обозначает, на какой вопрос отвечает.
– Какие правила мы должны помнить, когда заходим в лес? Зачем люди делают “птичьи столовые”?
(Команды получают “звезды” и двигаются дальше.)
IV. Физкультминутка.
А теперь немного отдохнем.
Дети по лесу гуляли, Дети маршируют на месте.
За природой наблюдали. Ладонь прикладывают к глазам.
Вверх на солнце посмотрели Поднимают головы к верху, “тянутся к солнышку”
И их лучики согрели.
Бабочки летали, Машут руками.
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, Хлопают в ладоши.
Ногами топаем! Топают ногами.
Хорошо мы погуляли, Маршируют, делают вдох-выдох.
И немножечко устали! Дети садятся на свои места.
V. Закрепление пройденного.
Задание 3. Слайд
Мы подошли к лесной речке и чтобы перейти ее нам нужно правильно выполнить упражнение. (Учебник с.101, упражнение 150.)
– Прочитайте. Это текст? Почему? (Нарушен порядок предложений.)
– Какое предложение должно стоять первым? (По двору бежал бурный ручей.)
– Найдите второе предложение.
– Как дальше развивались события?
– Запишите предложения по порядку так, чтобы получился текст. Подчеркните имена
прилагательные.
Проверка.
– Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.
Итак, мы перешли лесную речку и продолжаем прогулку по лесу.
(Команды получают “звезду” и двигаются дальше.)
Задание 4. Слайд
Вспомните, что необходимо для жизни растениям и животным? (Солнце, воздух, вода.)
Соберите цепочки:
Предмет Солнце Дождь Вода |
(Вопрос?) Какой? Какая? Какое? |
Признак Свежий, весеннее, вкусная прозрачный, яркое, холодная.
|
(Команды получают “звезды” и двигаются дальше.)
Задание 5. Слайд
Чтобы вернуться домой из леса, выполним следующее задание.
Замените слова-признаки противоположными.
1-я команда.
Трусливый заяц
Слабый ветер
Глубокое озеро
2-я команда.
Сладкая клубника
Толстая береза
Веселая трель
3-я команда.
Низкая трава
Сытый волк
Вечернее небо
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою.
Дал здоровью свежих сил
И гостинцем угостил!
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, чудесный лес
Полон сказок и чудес!
(С.Погореловский)
(Команды получают “звезду” и двигаются дальше.)
VI. Подведение итогов.
Мы вернулись домой и видим на табло, что команды прошли все этапы, и мы можем подвести итог игры.
Расскажите своему другу, сидящему рядом, что вы знаете об имени прилагательном, пользуясь планом:
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Для чего используется в речи?
Правильный ответ. Слайд
Анализ ответа:
- Правильно ли ответили на вопросы?
- Есть ли дополнения, уточнения?
- За что можно похвалить?
Подсчет “звезд” у команд.
– Какие правила поведения в лесу мы с вами вспомнили и должны знать?
Молодцы!