Программное содержание:
Помочь детям оживить и закрепить в памяти ранее прочитанную сказку “По щучьему веленью”. Развивать интерес к событиям, изображённым в сказке. Учить узнавать сказку по традиционному сказочному зачину: Жили-были…” и концовке: “Вот и сказке конец, а кто слушал молодец”, объяснять, почему это литературное произведение называется волшебной сказкой, оценивать характер героя. Совершенствовать навыки счёта по образцу на слух в пределах 7. Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти, ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. Учить узнавать на предложенной незнакомой картинке форму знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Закрепить навыки работы со счётными палочками. Развивать мышление, воображение, быстроту реакции.
Дидактический наглядный материал: Кукла Емеля, картинки с последовательным изображением сказки.
Демонстрационный материал: Снежные комочки 21шт., цифровые карточки 3 шт. (6.7.8.), картина с изображением предметов и разрезные карточки: впереди, сзади, справа, слева, карточки с цифрами от 1 до 7 (допускается точечный вариант (Рисунок 11). (Рисунок 10)
Раздаточный материал: Карты цветные, “снежинки” одинаковой формы (по 8 штук на каждого ребёнка), наборы счётных палочек, фишки.
Методические указания: Игровая ситуация “Путешествие по сказке”
I-я часть.
Воспитатель: Ребята, вы знаете много сказок о людях и животных. Сегодня мы вспомним одну из таких любимых и волшебных сказок, а какую, угадайте сами:
– Уплетая калачи
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
(Из русской народной сказки “По щучьему веленью”). (Рисунок 1)
Воспитатель:
– Почему эта сказка любимая? (Мы её читали, рассказывали, драматизировали, играли в настольные игры, лото, рассматривали иллюстрации разных художников, смотрели мультфильм и т.д.). (1)
– А почему она волшебная, мы узнаем, если правильно ответим на вопросы викторины, и поможем нашему герою расставить иллюстрации по порядку (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4):
- Итак, жил-был Емеля (2) (Приход куклы Емеля). (Рисунок 1 – к.1, 2 – к.1)
- Какую рыбу Емеля поймал ведром в проруби? (Рисунок 1 – к.2, 2 – к.2)
а) щуку
б) акулу
в) карася - Какие слова должен был произнести Емеля, чтобы любое его желание
исполнилось? (Рисунок 1 – к.3, 2 –к.3)
а) “По щучьему велению, по моему разумению…”
б) “По щучьему велению, по моему желанию…”
в) “По щучьему велению, по моему хотению…” - На чём Емеля поехал в лес рубить дрова? (Рисунок 2 – к.4)
а) на печи
б) на санях без лошади
в) пешком - На чём Емеля отправился к царю во дворец? (Рисунок 3 – к.5)
а) на печи
б) на санях
в) на телеге - Куда царь посадил свою дочь Марью и Емелю? (Рисунок 1 – к.6, 3 – к.6)
а) в колодец
б) в бочку
в) в темницу - Что случилось с Емелей, когда они с царевной выбрались из бочки и
оказались на берегу? (Рисунок 1 – к.7, 3 – к.7, 4)
а) он научился летать как птица
б) он заснул крепким сном
в) он стал умным и красивым
– Все ли страницы на своём месте?
– Что изменилось сейчас? (меняю местами страницы 2–3 раза).
– На каких страницах происходит волшебство? (Можно усложнить
последовательность у викторины: вопросы не по порядку, а вразброс.)
II-я часть.
Однажды решил Емеля построить снежную крепость. Сначала слепил 6 снежных комков. Подумал, что этого мало, скатал на один комок больше (Сколько нужно отсчитать кругов?) (Рисунок 5)
После выполнения задания воспитатель выясняет, почему дети отсчитали столько кругов (я отсчитал 7 кругов, потому что семь больше шести на один).
Невысокая крепость получилась у Емели, и слепил он на один ком (круг больше), чем во второй раз.
– Какое число получилось?
Почему отсчитали восемь кругов?
(Воспитатель обращает внимание на количество кругов на всех трёх полосках.)
– Каким числом вы обозначили количество кругов на первой, второй, третьей полосках: 6, 7, 8? Что можно сказать о числе семь? (Семь больше шести на один, но меньше восьми на один.) Иди Маша обозначь количество цифрой 6, 7, 8. (3)
III-я часть. Работа с раздаточным материалом.
Игровое упражнение “Узор из снежинок”.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску.
– На какую фигуру похожа доска?
– Что есть у магнитной доски? (Жестом показывает стороны и углы.)
Предлагает ребёнку показать стороны и назвать их (верхняя сторона, нижняя сторона). Воспитатель показывает и называет углы и даёт задание на цветных листах: “Положите снежинку в правый верхний угол и т.д.” (После выполнения каждого задания воспитатель уточняет: “Где положили снежинки?”). (Рисунок 6)
Игра-эстафета “Кто быстрее соберёт льдинки”.
(Игра – эстафета заменяет физкультминутку.)
Дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает разложить льдинки в две корзины.
Первая команда выбирает все плоские “льдинки”, вторая – все объёмные. В процессе проверки дети называют форму “льдинок” (треугольная, овальная, круглая, квадратная, прямоугольная). (Рисунок 7)
В это время работа в паре “Собери сказочную картинку”.
А мы расскажем что, где находится, и какой формы названные предметы (справа квадратные, крыши дома треугольные, прорубь – впереди – круглая, ёлки – сзади – треугольные и т.д.). (4) (Рисунок 8, Рисунок 9)
Пришёл Емеля с улицы и опять на печь завалился, а невестки ему говорят: “Емелюшка, сходи за дровами”. А он им: “Ладно, только поиграю с детьми в игру “Назови соседей”.
IV-я часть.
Воспитатель: А сейчас Емеля расскажет нам, как проходят у него дни недели, а я расставлю карточки, которые помогут нам их запомнить.
Мы спросили у Емели:
– Назови нам дни недели.
Стал Емеля вспоминать,
Стал Емеля называть:
Понедельник.
Дядька крикнул мне “Бездельник”
Это было в понедельник.
Вторник.
На забор залез, и дворник
Гнал меня во вторник.
Среда.
В среду я ловил жука
И свалился с чердака.
Четверг.
Воевал в четверг с котами
И застрял за воротами.
Пятница.
В пятницу дразнил собаку –
Изорвал себе рубаху.
Суббота.
А в субботу – вот потеха! –
На свинье верхом поехал.
Воскресенье.
В воскресенье отдыхал –
На мосту сидел, дремал.
Да с моста свалился в реку.
Не везёт же человеку!
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели! (5)
– Спасибо, ребята, мне с вами было очень интересно, вы хорошо отвечали, считали, рассказывали, помогали, но мне пора обратно в сказку, невестки наказали дров привезти. А добраться я могу только на печке, помогите мне и выложите из счётных палочек “сказочную печку” (работа со счётными палочками). (Рисунок 12, Рисунок 13)
Итог: Емеля говорит: “Вы хорошо отвечали, считали, рассказывали и даже помогли мне собрать мою “сказочную печь”. Теперь я смело могу ехать в лес за дровами.
Поехал Емеля в лес за дровами. А мы на улицу играть в снежки.
Список литературы:
- О.А. Шорохова “Играем в сказку”.
- Н. Коскова “В некотором царстве”.
- И.А. Помораева, В.А. Позина “Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада”.
- М.К. Кулагина “Занятия по математике в детском саду”.
- А. В. Аджи “Конспекты интегрированных занятий в старшей группе”.