Цели урока:
- На основе имеющихся знаний об одном способе сложения двузначных чисел определить второй способ сложения и отработать их комплексное применение и решение примеров.
- Стимулировать учащихся на достижение заданной цели путем применения таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, классификация.
- В организации учебного занятия использовать умения учащихся работать в нужном темпе, в парах, осуществлять самоконтроль.
Оборудование: карточки, технологические карточки, конверт с заданием для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Этап активизации опорных заданий.
Дети, вы когда-нибудь были на стройке?
Что вы там видели?
Мы сегодня с вами тоже будем строить домики, но необычные – числовые. (У каждого ребенка на парте конверт. В конверте 3 домика разные по высоте и выражения - кирпичики). Достаньте все, что у вас лежит в конверте. Что вы увидели? Что написано на кирпичиках? Нужно подобрать кирпичики к каждому домику. Вспомните, по какому признаку вы будете это делать?
Дети работают. Учитель ходит по рядам и смотрит. Свои варианты дети предлагают у доски. Наконец, приходим к такому варианту:
Какие выражения вы заселили в первый домик? Почему? (Сложение двузначного числа с однозначным. Получится значение.)
Какие выражения вы заселили во второй домик? Почему? (Сложение двузначного числа с круглым десятком. Значение получится больше?)
Какие выражения вы заселили в третий домик? Почему? (Сложение двузначного числа с двузначным с переходом через разряд. Значение получится самое большое, поэтому заселяем в самый большой домик.)
Выражения каждого столбика решаются легко? Посложнее? И самые трудные? Что общего у выражений каждой строчки? Как взаимосвязаны выражения между собой?
Вывод: в математике новые знания взаимосвязаны с ранее изученными.
III. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем обобщать знания о способах сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
IV. Этап применения полученных знаний.
А сейчас я вам предлагаю поработать исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, который что-то исследует. Человек, который открывает что-то новое).
Раздаю карточки. Одну на парту.
Как вы думаете, почему я даю одну карточку на парту? (Будем работать парами).
35+28=63
1 способ | 2 способ |
35 + =55 | 30 + =50 |
+ =63 | + =13 |
+ =63 |
Юные исследователи, слушайте задание.
Дано выражение 35+28. Вам нужно найти значение этого выражения двумя способами. Слева первый способ – он вам знаком. А справа второй способ. Над ним надо подумать. И это будет вашим открытием.
(Дети работают парами. Одна пара работает у доски).
V. Проверка. Открываем доску.
Кто сделал так же?
(Дети. Объясняют алгоритм нахождения значения выражения).
Вывод: какой способ вам показался удобнее7 Почему? Оба способа правильные. Вы выберите тот, который вам показался удобнее?
Физминутка (движения под музыку)
VI. Закрепление применения способов сложения.
1.Я показываю карточки. Дети объясняют, применяя способы. После этого я открываю ответ.
46+28 | 18+25 | 74+18 |
34+39 | 36+49 | 65+27 |
2. Пользуясь способом, который вы выбрали, найдите значения выражений и соедините их. Карточка у каждого ученика. Результат – звезда.
В это время слабые дети работают с технологическими картами.
3. Учитель читает задачу.
Рома читает книгу. Он прочитал 17 страниц и ему еще осталось прочитать 26 страниц. Сколько страниц в книге?
Кто сможет записать выражение, которое будет являться решением этой задачи?
(Ученик записывает выражение у доски. Объясняет способ сложения.)
Вывод: при решении задач нам тоже необходимо знать способы сложения двузначных чисел.
VII. Итог урока.
Что нужно знать, чтобы не ошибаться при решении таких примеров?