Урок по теме "Минералы"

Разделы: Биология


Задачи урока

Образовательные: продолжить формирование представлений о минералах и их использовании.

Развивающие: способствовать развитию творческого и логического мышления, коммуникативных умений, грамотного геологического языка, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: способствовать эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся, формировать навыки работы в небольших группах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Материалы и оборудование: набор минералов, лупы, предметный столик, стакан воды, стеклянная палочка, марганцовокислый калий, таблицы по географии: “Поделочные камни” и “Камни в прикладном искусстве”, схема “Круговорот горных пород”, справочный материал, индивидуальные дифференцированные карточки, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слайд 2. Учитель предлагает вспомнить термины и ответить на вопросы.

Фронтальный опрос на знание терминов:

  • литосфера (верхняя твердая оболочка Земли);
  • горные породы (природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического состава, образующая самостоятельное тело в земной коре);
  • мономинеральная порода (состоит из одного породообразующего минерала -
    известняк, мрамор состоят из кристалликов кварцита);
  • полиминеральная порода (состоит из нескольких различных минералов – гранит состоит кварца, полевого шпата и слюды);
  • минералы (фр. mineral, от позднелат. minera – руда, природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой);
  • минералогия (наука, изучающая минералы).

Сколько открыто минералов? (в природе насчитывается более 4000 различных видов минералов, из них около 50 принято называть породообразующими).

В результате чего и где образуются минералы? (образуются в результате физико-химических процессов в глубинах и на поверхности Земли).

III. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

1. Целеполагание и мотивация.

Учитель. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (минералы) Я предлагаю вам познакомиться с еще несколькими минералами. Каким методом вы воспользуетесь, изучая их? (наблюдение) Для описания минералов ученые используют около 14 характеристик. Какие характеристики вы можете дать минералу? Определите свои задачи. Знакомство всегда начинается с названия. Предлагаю использовать цвет и твердость минерала. Как вы оформите работу? (рисунок и подписи; таблица; фотографии и подписи к ним) Как узнать где используются минералы? На столах у вас справочный материал. Как вы думаете, где вам пригодятся эти знания? (на уроках географии)

Таблица для оформления работы

Название минерала

Твердость

Цвет

Использование человеком

       

2. Учитель. Окраска минералов и горных пород является характерным признаком. При изучении химического состава минералов отмечается зависимость их окраски от присутствия того или иного хромофора (химического элемента носителя окраски). О красящей силе марганца можно судить по очень распространенному дезинфицирующему веществу, так называемой марганцовке. Небольшого кусочка достаточно, чтобы окрасить воду в стакане в фиолетовый цвет. Демонстрация окрашивания воды кристаллами перманганата калия. Слайд 3. С марганцем связана окраска знаменитого родонита-орлеца, которым отделаны колонны станции метро Маяковская.

3. Как определить твердость минерала? Слайд 4. Учитель. В 1820 году австрийский минералог Фридрих Моос (1773-1839) предложил использовать 10 минералов в качестве своеобразных эталонов, твердость которых увеличивается от 1 до 10. Несмотря на некоторую условность, измерение твердости по шкале Мооса прочно вошло в минералогическую практику.

IV. Усвоение новых знаний.

Практическая работа “Изучение минералов и их использование человеком”

Цель: изучить минералы, представленные в коллекции.

Инструктаж по технике безопасности: “Осторожно! Мелкие образцы!”

Обсуждение результатов и выводы.

Таблица результатов.

Название минерала Твердость Цвет Использование человеком
Яшма 5,5-7,0 Зеленый с белым Поделочный камень, в лабораторной технике
Родонит 5,5-6,5 Розовый с черным Поделочный камень
Чароит 6,0-7,0 Фиолетовый с черным Поделочный камень
Лазурит 5,5 Синий с белым Поделочный камень

Учитель.XVIII век. Быстро развились народные промыслы, связанные с обработкой поделочных камней на Урале. Не огромные монолиты, а небольшие кристаллы и кусочки самоцветов, гранившиеся на простеньких станках в крестьянской избе, являлись материалом этих работ.

Слайд 5. Учитель. Свыше 30 тысяч человек в зимние темные вечера при свете лучины гранили камень, с редчайшей точностью и чувством симметрии. Так создавалась настоящая народная культура камня. Кустари питали особую любовь к непрозрачному цветному камню (малахит, яшма, орлец, змеевик, лазурит). О родоните мало знают в мире, т.к. кроме России он нигде не встречается в таких количествах и не имеет такой прекрасной окраски. Вы изучали минералы– самоцветы, создавшие мировую славу России.

Слайд 6. Учитель. Как ни щедры самоцветами Уральские горы, но к началу XX века кладовая Ильмен почти истощилась. И в 1912 году В.И.Вернадский через Горное управление добился запрета вести там розыск и добычу минералов частным лицам.

А 14 мая 1920 года декретом Совета Народных Комиссаров часть Ильменских гор объявили Государственным минералогическим заповедником – первым и единственным в стране и, как ныне оказалось, вообще, в мире.

Слайд 7. Учитель. С тех пор чудесами Ильменских недр можно только любоваться, а добывать – строго в научных целях. Здесь обнаружено более 270 минералов, из которых 17 – впервые в мире.

Слайд 8. Учитель. Вопрос для всех. Назовите этого ученого? Его многочисленные труды посвящены исследованию геологического строения, горных пород, палеонтологических остатков и полезных ископаемых России и, главным образом, восточного склона Среднего и Южного Урала. Ответ учителя. Карпинский Александр Петрович – известный русский геолог. Александр Петрович жил в Удельной на ул. Лесной, где ему была предоставлена дача, а после смерти академика (15.07.1936) ул. Лесная была переименована в ул. Карпинского.

Слайд 9. Ильменские горы до конца не изучены. В поисках новых минералов сюда приезжают ученые со всего мира. По сути, заповедник сейчас представляет собой музей под открытым небом.

V. Первичная проверка понимания изученного материала.

Работа с индивидуальной дифференцированной карточкой.

Уровень В.

  1. Почему народные умельцы любили самоцветы? (Самоцветы легки в обработке, широкое распространение, в достаточном количестве)
  2. Какому минералу соответствует цвет?

Чароит – зеленый с белым;
Яшма – синий с белым;
Родонит – фиолетовый с черным;
Малахит – розовый с черным;
Лазурит – зеленый.

Уровень Б.

  1. Чем яшма отличается от других самоцветов? (Богатая цветовая гамма)
  2. Какому минералу соответствует цвет?

Родонит – зеленый с белым;
Малахит – синий с белым;
Чароит – фиолетовый с черным;
Яшма – розовый с черным;
Лазурит – зеленый.

Уровень А.

  1. Какому минералу соответствует цвет?

Родонит – фиолетовый с черным;
Яшма – розовый с черным;
Чароит – зеленый с белым;
Лазурит – синий с белым;
Малахит – зеленый.

VI. Закрепление новых знаний.

Проверка знания минералов-самоцветов по коллекции.

VII. Домашнее задание:

Слайд 10. Провести опыт “Хрупкая веточка”.

Каждый ученик получает напечатанный план проведения опыта.

Слайд 11. Интересные книги

1.Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. Ленинград, 1952.

2.Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь  под ред. Е. Хлебалиной. М.: Аванта+, 2004.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чем запомнился урок?

Использованная литература

  1. Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. Ленинград, 1952.
  2. Под ред. Хлебалиной Е. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Аванта+, 2004.
  3. Дельвин Н. Каменная кладовая Рифея//Вокруг света. №12. 2005.

Презентация