Задачи урока
Образовательные: продолжить формирование представлений о минералах и их использовании.
Развивающие: способствовать развитию творческого и логического мышления, коммуникативных умений, грамотного геологического языка, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: способствовать эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся, формировать навыки работы в небольших группах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Материалы и оборудование: набор минералов, лупы, предметный столик, стакан воды, стеклянная палочка, марганцовокислый калий, таблицы по географии: “Поделочные камни” и “Камни в прикладном искусстве”, схема “Круговорот горных пород”, справочный материал, индивидуальные дифференцированные карточки, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слайд 2. Учитель предлагает вспомнить термины и ответить на вопросы.
Фронтальный опрос на знание терминов:
- литосфера (верхняя твердая оболочка Земли);
- горные породы (природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического состава, образующая самостоятельное тело в земной коре);
- мономинеральная порода (состоит из одного породообразующего минерала -
- полиминеральная порода (состоит из нескольких различных минералов – гранит состоит кварца, полевого шпата и слюды);
- минералы (фр. mineral, от позднелат. minera – руда, природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой);
- минералогия (наука, изучающая минералы).
известняк, мрамор состоят из кристалликов кварцита);
Сколько открыто минералов? (в природе насчитывается более 4000 различных видов минералов, из них около 50 принято называть породообразующими).
В результате чего и где образуются минералы? (образуются в результате физико-химических процессов в глубинах и на поверхности Земли).
III. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.
1. Целеполагание и мотивация.
Учитель. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (минералы) Я предлагаю вам познакомиться с еще несколькими минералами. Каким методом вы воспользуетесь, изучая их? (наблюдение) Для описания минералов ученые используют около 14 характеристик. Какие характеристики вы можете дать минералу? Определите свои задачи. Знакомство всегда начинается с названия. Предлагаю использовать цвет и твердость минерала. Как вы оформите работу? (рисунок и подписи; таблица; фотографии и подписи к ним) Как узнать где используются минералы? На столах у вас справочный материал. Как вы думаете, где вам пригодятся эти знания? (на уроках географии)
Таблица для оформления работы
Название минерала |
Твердость |
Цвет |
Использование человеком |
2. Учитель. Окраска минералов и горных пород является характерным признаком. При изучении химического состава минералов отмечается зависимость их окраски от присутствия того или иного хромофора (химического элемента носителя окраски). О красящей силе марганца можно судить по очень распространенному дезинфицирующему веществу, так называемой марганцовке. Небольшого кусочка достаточно, чтобы окрасить воду в стакане в фиолетовый цвет. Демонстрация окрашивания воды кристаллами перманганата калия. Слайд 3. С марганцем связана окраска знаменитого родонита-орлеца, которым отделаны колонны станции метро Маяковская.
3. Как определить твердость минерала? Слайд 4. Учитель. В 1820 году австрийский минералог Фридрих Моос (1773-1839) предложил использовать 10 минералов в качестве своеобразных эталонов, твердость которых увеличивается от 1 до 10. Несмотря на некоторую условность, измерение твердости по шкале Мооса прочно вошло в минералогическую практику.
IV. Усвоение новых знаний.
Практическая работа “Изучение минералов и их использование человеком”
Цель: изучить минералы, представленные в коллекции.
Инструктаж по технике безопасности: “Осторожно! Мелкие образцы!”
Обсуждение результатов и выводы.
Таблица результатов.
Название минерала | Твердость | Цвет | Использование человеком |
Яшма | 5,5-7,0 | Зеленый с белым | Поделочный камень, в лабораторной технике |
Родонит | 5,5-6,5 | Розовый с черным | Поделочный камень |
Чароит | 6,0-7,0 | Фиолетовый с черным | Поделочный камень |
Лазурит | 5,5 | Синий с белым | Поделочный камень |
Учитель.XVIII век. Быстро развились народные промыслы, связанные с обработкой поделочных камней на Урале. Не огромные монолиты, а небольшие кристаллы и кусочки самоцветов, гранившиеся на простеньких станках в крестьянской избе, являлись материалом этих работ.
Слайд 5. Учитель. Свыше 30 тысяч человек в зимние темные вечера при свете лучины гранили камень, с редчайшей точностью и чувством симметрии. Так создавалась настоящая народная культура камня. Кустари питали особую любовь к непрозрачному цветному камню (малахит, яшма, орлец, змеевик, лазурит). О родоните мало знают в мире, т.к. кроме России он нигде не встречается в таких количествах и не имеет такой прекрасной окраски. Вы изучали минералы– самоцветы, создавшие мировую славу России.
Слайд 6. Учитель. Как ни щедры самоцветами Уральские горы, но к началу XX века кладовая Ильмен почти истощилась. И в 1912 году В.И.Вернадский через Горное управление добился запрета вести там розыск и добычу минералов частным лицам.
А 14 мая 1920 года декретом Совета Народных Комиссаров часть Ильменских гор объявили Государственным минералогическим заповедником – первым и единственным в стране и, как ныне оказалось, вообще, в мире.
Слайд 7. Учитель. С тех пор чудесами Ильменских недр можно только любоваться, а добывать – строго в научных целях. Здесь обнаружено более 270 минералов, из которых 17 – впервые в мире.
Слайд 8. Учитель. Вопрос для всех. Назовите этого ученого? Его многочисленные труды посвящены исследованию геологического строения, горных пород, палеонтологических остатков и полезных ископаемых России и, главным образом, восточного склона Среднего и Южного Урала. Ответ учителя. Карпинский Александр Петрович – известный русский геолог. Александр Петрович жил в Удельной на ул. Лесной, где ему была предоставлена дача, а после смерти академика (15.07.1936) ул. Лесная была переименована в ул. Карпинского.
Слайд 9. Ильменские горы до конца не изучены. В поисках новых минералов сюда приезжают ученые со всего мира. По сути, заповедник сейчас представляет собой музей под открытым небом.
V. Первичная проверка понимания изученного материала.
Работа с индивидуальной дифференцированной карточкой.
Уровень В.
Чароит – зеленый с белым; |
Уровень Б.
Родонит – зеленый с белым; |
Уровень А.
Родонит – фиолетовый с черным; |
VI. Закрепление новых знаний.
Проверка знания минералов-самоцветов по коллекции.
VII. Домашнее задание:
Слайд 10. Провести опыт “Хрупкая веточка”.
Каждый ученик получает напечатанный план проведения опыта.
Слайд 11. Интересные книги
1.Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. Ленинград, 1952.
2.Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь под ред. Е. Хлебалиной. М.: Аванта+, 2004.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чем запомнился урок?
Использованная литература
- Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. Ленинград, 1952.
- Под ред. Хлебалиной Е. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Аванта+, 2004.
- Дельвин Н. Каменная кладовая Рифея//Вокруг света. №12. 2005.