Урок русского языка в 7-м классе коррекционной школы VIII вида "Местоимение"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель:

  1. Обобщить и систематизировать умения и навыки по теме в процессе выполнения тренировочных упражнений.
  2. Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.
  3. Воспитывать интерес к урокам русского языка через нетрадиционную форму урока.

Оборудование: карта, корабль, карточки, карточки с местоимениями, магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Начинаем урок русского языка.
– Запишите дату, кл. работа, тему урока.

2. Закрепление

– А теперь закройте глаза, послушайте музыкальное произведение.
– Что вы представили, слушая эти звуки?
– Сегодня мы с вами совершим морское путешествие на корабле.
– Мы все одна команда. Наденьте атрибут морской формы
– Итак, в путь!

1-й остров.

– Прочитайте название острова. “МЕС”
– Остров предлагает выполнить следующее задание:
– Послушайте загадку и отгадайте.

Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар – птицей,
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущённый.
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…

– Кто такие оно, он, она? А как вы догадались?
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что такое местоимение?
– Местоимение употребляется вместо …… Какого?
– Значит, на какие вопросы отвечает местоимение?
– Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше.
– Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?

2-й остров “ТО”.

– Какого лица местоимения ОН, ОНА, ОНО Какого числа? Какого рода?
– Какое местоимение ещё относится к 3-му лицу? Какого числа?
– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица

Задание острова:

– Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух

Я, ты, он, она –
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я.

– Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару.
– О чём это стихотворение?
– Ваша задача списать стихотворение, найти местоимения, определить лицо.

Проверка

– Молодцы! Мы покидаем и этот остров.
– Какой остров у нас по курсу?

3-й остров “И”.

– Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров
– В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать.
– Игра называется “УСЛЫШЬ МЕНЯ”
– выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.

Мама! Она ласковая и добрая. С нею всегда легко и спокойно. Спасибо ей за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о ней, береги её. Пусть ей будет хорошо. Она заслужила.

– О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?

Проверка – У кого сколько жетонов?

(По ходу правило правописания местоимений с предлогами, правописание местоимений 3-го лица.)

Физкультминутка.

Игра “Море волнуется”

4-й остров “МЕ”.

– Работаем с карточками.
– Прочитайте текст. Всё ли в нём в порядке?
– Исправьте, укажите падеж.

Мы пришли на озеро. Озеро теперь замёрзло. А летом мы в озере купались.

– Давайте проверим
– Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие

5-й остров “НИЕ”.

– На этом острове собрались местоимения. Мы должны взять только те, которые правильно употреблены

ИХ, ИХНИЕ, ЕЁШНЯЯ, ЕЁ, ЕВОШНИЙ, ЕГО.

– Но остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам отгадать загадки

Загадки.

– Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь.)

– Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)

– Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.)

Итог.

– Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
– Понравилось ли вам?
– Что было самое сложное?
– Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?

Приложение.