Цель:
- Обобщить и систематизировать умения и навыки по теме в процессе выполнения тренировочных упражнений.
- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.
- Воспитывать интерес к урокам русского языка через нетрадиционную форму урока.
Оборудование: карта, корабль, карточки, карточки с местоимениями, магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Начинаем урок русского языка.
– Запишите дату, кл. работа, тему урока.
2. Закрепление
– А теперь закройте глаза, послушайте музыкальное произведение.
– Что вы представили, слушая эти звуки?
– Сегодня мы с вами совершим морское путешествие на корабле.
– Мы все одна команда. Наденьте атрибут морской формы
– Итак, в путь!
1-й остров.
– Прочитайте название острова. “МЕС”
– Остров предлагает выполнить следующее задание:
– Послушайте загадку и отгадайте.
Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар – птицей,
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущённый.
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
– Кто такие оно, он, она? А как вы догадались?
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что такое местоимение?
– Местоимение употребляется вместо …… Какого?
– Значит, на какие вопросы отвечает местоимение?
– Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше.
– Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?
2-й остров “ТО”.
– Какого лица местоимения ОН, ОНА, ОНО Какого числа? Какого рода?
– Какое местоимение ещё относится к 3-му лицу? Какого числа?
– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица
Задание острова:
– Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух
Я, ты, он, она –
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я.
– Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена
музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару.
– О чём это стихотворение?
– Ваша задача списать стихотворение, найти местоимения, определить лицо.
Проверка
– Молодцы! Мы покидаем и этот остров.
– Какой остров у нас по курсу?
3-й остров “И”.
– Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров
– В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать.
– Игра называется “УСЛЫШЬ МЕНЯ”
– выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.
Мама! Она ласковая и добрая. С нею всегда легко и спокойно. Спасибо ей за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о ней, береги её. Пусть ей будет хорошо. Она заслужила.
– О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?
Проверка – У кого сколько жетонов?
(По ходу правило правописания местоимений с предлогами, правописание местоимений 3-го лица.)
Физкультминутка.
Игра “Море волнуется”
4-й остров “МЕ”.
– Работаем с карточками.
– Прочитайте текст. Всё ли в нём в порядке?
– Исправьте, укажите падеж.
Мы пришли на озеро. Озеро теперь замёрзло. А летом мы в озере купались.
– Давайте проверим
– Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие
5-й остров “НИЕ”.
– На этом острове собрались местоимения. Мы должны взять только те, которые правильно употреблены
ИХ, ИХНИЕ, ЕЁШНЯЯ, ЕЁ, ЕВОШНИЙ, ЕГО.
– Но остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам отгадать загадки
Загадки.
– Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь.)
– Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)
– Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.)
Итог.
– Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
– Понравилось ли вам?
– Что было самое сложное?
– Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?