Урок составлен по УМК "Классическая начальная школа", учебник "Русский язык" 2 класс, автор Рамзаева Т.Г.
Цели урока:
- закрепить знания, умения, навыки учащихся о распознавании безударных гласных в слове, уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов;
- научить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;
- развивать орфографическую зоркость и каллиграфически правильное письмо.
Оборудование: мультимедийное оборудование
Ход урока
1. Организация класса.
-Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки.
2. Сообщение темы урока.
Слайд 1.
3. Сказка "Гласные поссорились".
- Однажды гласные А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. И вдруг так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери
разбежались, деревья поникли - всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругались. А почему это они поссорились?
Дело в том, что О и А хотят занять место друг друга. Вот и начинают спорить, кому где стоять. К счастью, на помощь пришел мудрец. Стоит ему дотронуться до гласной, как она сразу слышится ясно и не может быть ни малейшего сомнения в ее написании.
Об этом узнали дети, которые проходили мимо, они тоже собирали ягоды. Они очень хотели подружиться с мудрецом, чтобы уметь всегда правильно писать гласные. Договорились они всегда звать его на помощь, когда в словах встречаются непонятные гласные.
С тех пор пишут дети грамотно, а гласные не ссорятся. А с чего им ссориться, ведь на помощь придет мудрец.
- И вы, ребята, зовите, когда будете сомневаться, какую гласную букву писать в слове. Он всегда поможет!
4. Чистописание.
- Давайте, ребята, напишем имя этого мудреца в своих тетрадях. Сегодня мы часто будем звать его на помощь.
Отгадайте какое слово на слайде.
Слайд 2.
Сначала напишем эти буквы:
у д а р е н и е
А теперь запишите слово: Ударение.
5. Теоретический опрос.
- Знаете ли вы что такое ударение?
- На какие звуки всегда падает ударение?
- Какие бывают гласные?
- Какие гласные называют ударными?
- Какие гласные называются безударными?
- Какие гласные: ударные или безударные надо проверять?
- Как проверить безударную гласную, которая вызывает сомнение?
Слайд 3.
- Сегодня мы будем писать слова с безударными гласными, а чтобы не сделать ошибку, кого позовем на помощь? /Ударение/
6. Игра - соревнование "Не ошибись".
Вставить безударную гласную. Объяснить ее написание.
Слайд 4.
Проверка: Учащиеся проверяют вставленные безударные гласные и доказывают их постановку.
- Каким правилом пользовались, проверяя безударные гласные буквы?
7. Физкультминутка "Зимний лес".
Слайд 5.
- Ребята, давайте пойдем в зимний лес. Встаньте. Отправляемся в путь. Пошли /дети шагают/.
- Ну вот мы пришли в лес. Посмотрите как красиво в лесу. Белый ковер укрыл землю. А вот маленькая зеленая елочка в снежной шубке. Тихо. Лес спит. Не спугните лесных жителей. Замерзли?
- Потрите щечки, ушки, носик, ручки.
- Присядьте. Встаньте.
- Подтянитесь на носочках, сделайте глубокий вдох.
- Согрелись?
- Садитесь.
8. Беседа по картинке "Птицы на кормушке".
Наступила зима. Это очень трудное время для птиц. Птицам нужна наша помощь. Каких птиц вы узнаёте на картинке? Что вы о них знаете?
Слайд 6.
- А что это там на дереве висит? (учитель показывает макет кормушки)
- Для кого эта кормушка?
- Кто бы мог ее повесить? А для чего?
- А что лежит на кормушке?
- Какие птицы прилетают на кормушку?
- Как образовались слова: кормушка, снегирь, синица?
- Поставь ударение, объясни написание безударных гласных в словах.
Молодцы, ребята!
9. Учебник. Упражнение 186.
- Прочитать самостоятельно.
- Найти слова с пропущенными буквами.
- Вставить буквы и объяснить безударные гласные.
- Записать в тетради. Буквы, которые вставили, подчеркнуть.
10. Самостоятельная работа.
- Исправь ошибки.
Слайд 7.
11. Итог урока.
- Какой же волшебник помогал вам писать слова правильно? Правило дети проговаривают хором.
12. Домашнее задание: упр. 185, правило.