Цель урока: Выявление и развитие творческих способностей у младших школьников.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Изучить и выявить виды одарённости у детей
- Вовлечь детей в творческую работу.
- Дальнейшее развитие одарённости в условиях школы.
Меня, как учителя всегда волнует внутренний мир и уникальные возможности моих учеников.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны”.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.
Проблема развития способностей учащихся не нова, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей у учащихся. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки детей к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.
Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребёнка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудится именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь детям найти своё место в жизни.
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребёнка. Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребёнка, формирования творческих способностей, нравственных норм ,самооценки.
Творчество – сложный психологический процесс ,связанный с характером, интересами. способностями личности.
Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с удовольствием поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее радостнее.
Каждый ребёнок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны очень рано.
Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой проблему: развивать в своих учениках творческие и интеллектуальные способности с 1-го класса. О своих успехах я хотела вам рассказать.
В своей работе с детьми большое внимание я уделяю сказкам. К сказкам я обращаюсь на всех уроках. Многие правила русского языка легче запоминают, если преподнести им через сказку. На уроках литературного чтения дети не только знакомятся со сказками ,но и пробуют самостоятельно их сочинять. Дети с удовольствием иллюстрируют и инсценируют сказки. Ещё на уроках чтения я применяю чтение по ролям, словесное рисование. Всё это способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
На уроках математики дети с удовольствием решают задачи про сказочных героев ,так как это им ближе и понятнее, составляют свои задачи.
На уроках русского языка на минутке чистописания или словарной работе я подбираю такие слова, чтобы дети нашли лишнее слово (2-3 варианта).
На уроках природоведения дети придумывают свои экологические сказки.
На уроках ИЗО и технологии дети работают не только индивидуально, но и в парах и малыми группами, тем самым дети учатся творить, находя общий язык со сверстниками.
Интеллектуальное развитие проходит на всех уроках в виде игровых моментов: найди отличия, продолжи закономерность, ребусы, загадки, кроссворды.
Я сама много лет вела кружок “Умелые руки” Все ученики моего класса с удовольствием посещали эти занятия, на которых создавали свои шедевры. Удачные работы мы отправляли на всевозможные конкурсы. Каждый ребёнок с удовольствием творит ,создаёт свою работу, вкладывая в неё свою душу. Часто к детскому творчеству я привлекаю родителей, давая им возможность пообщаться со своими детьми и создать совместные работы.
С большим удовольствием мои дети участвуют в конкурсах чтецов, принимают участие в концертах. Так же мы участвуем в научно-практических конференциях.
Выводы.
Творческие способности ребёнка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
– Наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
– объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать их в практической деятельности.
– творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми.
– стимулировать родителей к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребёнка, включая родителей в творческие дела класса.
Создание творческой личности, устремлённой в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающим в настоящее.
На мой взгляд, лишь педагог, который сам творчески подходит к своей работе, сможет этому научить своих учеников: видеть необычное в обычном, всё делать с душой, мыслить неординарно, с “ изюминкой”
На наш взгляд, способности человека можно представить в виде дерева, где
- корни — природные задатки человека,
- ствол — общие способности,
- ветви – специальные возможности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона.