Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе "Испытание магнита"

Разделы: Работа с дошкольниками


Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на “открытие нового”, которая развивает продуктивные формы мышления.

Академик Н. Н. Поддъяков проанализировав и обобщив свой богатейший опыт работы в системе дошкольного образования, пришёл к заключению, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. “… в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения”, - считает он. Процесс познания - творческий процесс, и задача взрослого – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые при этом условия.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Экспериментирование заключается в следующем. Предоставив необходимый материал для экспериментирования, педагог ставит перед ребёнком определённую задачу, которая позволяет превратить действия по отношению к объекту в деятельность, направленную на достижение определённой цели, т.е. деятельность ребёнка получает определённую мотивацию. Взрослый лишь акцентирует его внимание на необходимых отношениях и связях. Всё, что демонстрируется педагогом, должно самостоятельно воспроизводиться детьми. Ответы на вопросы они должны давать только после того, как убедились в правильности их путём самостоятельных действий.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы;
  • анализировать объект или явление;
  • выдвигать гипотезы и предположения;
  • осуществлять эксперимент;
  • делать выводы;
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не до конца разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Исследовать можно всё – растения, животных, объекты неживой природы, предметы и материалы.

Экспериментирование считается эффективным способом обучения детей. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы дошкольных учреждений.

Цель урока:

– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Задачи:

– систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

– стимулировать самостоятельность и активность детей;

– воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;

– обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).

Предварительная работа:

– опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома “Что притягивает магнит?”, изготовление бабочек из папиросной бумаги.

Материалы:

– на каждого ребёнка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, заранее нарисованные бабочки, нитки, скрепки, скотч;

– таблица-схема для занесения результатов эксперимента (см. приложение); видеописьмо от Незнайки.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное видеописьмо. Давайте его посмотрим. Воспитатель включает видеопроигрыватель, дети смотрят видеосюжет про Незнайку (взрослый, переодетый в костюм Незнайки). Содержание видеописьма: “Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь её отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста”.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как? (Нарисуем схему, напишем инструкцию, пошлём письмо, расскажем о железных деталях, отправим магнит, пригласим Незнайку в гости).

– Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит).

– Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).

– Мы сейчас с вами отправимся в нашу мини-лабораторию и проведём эксперимент. На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только железные. Полученные результаты занесём в таблицу.

Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в парах. С отобранными предметами дети садятся на стульчики.

– А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”.

Работа с таблицей.

резина -
дерево -
железо +
пластмасса -
бумага -

Дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.

– Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?

Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.

– Как нам сообщить об этом Незнайке? (Предложения детей). Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит.

– А сейчас, я предлагаю отправиться в нашу “Школу волшебников”, где я вам покажу фокус.

Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, бабочки, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч. Воспитатель показывает фокус “Летающая бабочка” (см. описание в приложении).

– Кто догадался, почему моя бабочка летает? (К ней прикреплена скрепка. С помощью магнита скрепка притягивается и передвигается и бабочка летает). Дети рассматривают конструкцию.

– Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? Тогда берите своих бабочек, прикрепляйте их к скрепке и коробке, и попробуйте поднять сою бабочку в воздух.

Дети изготавливают конструкцию и проделывают фокус с бабочкой.

– Ребята, вам понравились эксперименты с магнитом? А какими экспериментами вы бы ещё хотели заняться? (Ответы детей) Отлично, в следующий раз так и сделаем.

Таблица-схема для занесения результатов эксперимента.

Таблица изготовлена на большом листе и наклеена на плотный картон. В левой части таблицы наклеены кусочки различных материалов: резина, дерево, железо, пластмасса, бумага; в правой части таблицы – липучки. Отдельно изготовлены карточки со знаками “+” и “-”,с липучкой на обратной стороне.

Работа с таблицей

Фокус “Летающая бабочка”.

Что понадобится: достаточно сильный магнит, коробка из-под обуви, бабочка, изготовленная из папиросной бумаги и разрисованная фломастерами, нитка, скрепка, скотч, ножницы.

Как изготовить:

Вырезать бабочку из папиросной бумаги и разрисовать фломастерами.

1. Положи на бок коробку из-под обуви. Отрежь нитку длинной больше, чем высота коробки.

2. Привяжи к нитке скрепку. Вырежи бабочку из папиросной бумаги и прилепи её к скрепке.

3. Поднеси бабочку к “потолку” коробки так, чтобы она почти касалась его.

4. Натяни нитку и прилепи её к “полу” коробки. Положи магнит над тем местом, где прилеплена нитка.

5. Держи бабочку прямо под магнитом так, чтобы нитка была натянута.

6.Отпусти бабочку – она парит. Потяни за нитку вниз. Что будет с бабочкой?

Что происходит?

Канцелярские скрепки делают из стали, которая содержит железо. Притяжение между магнитом и железом настолько сильное, что скрепка притягивается даже на расстоянии, но приблизиться вплотную к магниту ей не даёт нитка. Чем сильнее магнит, тем ниже, т. е. дальше от него, сможет парить бабочка.

Изготовление фокуса детьми

img3.jpg (21486 bytes) img4.jpg (21314 bytes)

img5.jpg (25257 bytes) img6.jpg (34528 bytes) 

Рисунок 1

Рисунок 2