Цели игры:
- Образовательная:
- Познакомить учащихся в процессе игры с обитателями Байкала, познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями
- Воспитательная:
- Воспитание гуманного отношения к животным.
- Развивающая:
- Развитие памяти, внимания.
- Развивать умение работать в команде, способствовать совместному переживанию успеха, радости, умение выслушать мнение оппонентов, коллективно работать и достигать желаемого результата.
- рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения;
Оборудование для проведения игры:
- Игра “Путешествие по Байкалу” с описанием правил ее проведения;
- Компьютерная презентация
- Диск с видами Байкала
Методы проведения: интерактивная игра с использованием здоровьесберегающих игровых технологий и ИКТ.
Форма проведения: групповая
Методическое описание игры
Игра “Байкальская регата” разработана для учащихся начальной школы с целью ознакомления их с обитателями Байкала.
Данная игра может быть использована учителем на уроках “Окружающий мир”, на классных часах по экологическому воспитанию учащихся, некоторые этапы игры могут быть использованы на уроке математике. Игра разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Класс делится на две команды. За правильный ответ даются баллы.
Реализация целей игры способствует формированию у учащихся следующих компетенций:
- Общекультурной;
- Коммуникативной;
- Информационной;
- Ценностно-смысловой;
- Учебно-познавательной;
- Компетенции личностного самосовершенствования.
Методические рекомендации для учителя при проведении игры
Никто еще не придумал лучшего способа знакомства с природой, чем путешествие. “Земля – наш общий дом, изучать её интересно, путешествовать по ней удивительно и увлекательно. Больше знать о Земле полезно всем, на ней живущим”.
Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать.
“Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль.
Другой – сидеть себе на месте”.
А.Т. Твардовский
Перед нами водная гладь Байкала и мы отправляемся в морское путешествие. Я не ошиблась, мы отправляемся в морское путешествие по Байкалу. Перед путешествием вам необходимо зарядиться бодростью. Сядьте свободно. Большим и указательным пальцами помассируйте мочки ушей 10 раз в одну и 10 раз в другую. Опустите руки, встряхните их. Вытяните руку и поставьте указательный палец между бровей. Помассируйте эту точку 10 раз. Встряхните руки.
Ребята, во время путешествия помните о тех качествах, которые должны быть присуще каждому спортсмену: выдержка, умение уважать противника, умение прислушиваться к мнению товарища по команде, воля к победе. Вам предстоит пройти нелёгкий, длинный путь. Я верю в вас. Верю, что каждый из вас это сможет сделать. Попутного вам ветра! Семь футов под килем.
Для начала посмотрим на игровое поле. На нем Байкал, как и на географической карте изображен в форме молодого месяца. Таким он виден из космоса. Байкал– самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить полвека.
Я не знаю, где начало
Нашего знакомства и родства.
С детских лет волна твоя качала
И меня, и деда, и отца.Закаляло,
Исцеляло море.
Крепкий дед мой
От любой беды
В туеске, как заговор от хвори,
Мне байкальской привозил воды.
М А. Румянцев
Итак, команда “Сбор!” Все заняли свои места, яхты на старт!
1. Бухта “Историческая ”
Байкал означает ………… озеро
Чтобы узнать что означает Байкал надо выполнить вычисления и заполнить таблицу.
8 | 40 | 20 | 51 | 96 | 40 | 65 |
О. 17+23 | Г. 32-12 | Е. 52+13 | Б. 50-42 |
Т. 38+58 | А. 26+25 | О. 96-56 | ответ: (Богатое) |
2. Бухта “ Угадал – плыви дальше”
Загадка:
И не рыба, и не кит.
Кто она – поди, узнай-ка !
Рыбу ловит и молчит.
Догадались?
Это ……(нерпа)
Чтобы отгадать загадку, вам необходимо сложить картинку из частей, которые лежат у вас в конвертах.
После того как ребята собрали картинку, идет показ слайдов с фотографиями и рассказ учителя о нерпах.
Это животное очень древнего происхождения. Нигде, кроме Байкала, нерпа не встречалась, а вопрос, как она сюда попало, до сих пор остается спорным. Вес от 50 до 100 кг. Окраска спины у неё буровато серая с легким оливково-сизоватым оттенком. Брюхо более светлое, чуть желтоватое. Беспомощен на суше и ловок, стремителен, пластичен в воде. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Нерпа байкальская занесена в Красную книгу.
3. Бухта “Чудо Байкала”.
Узнать среднюю длину взрослой нерпы в сантиметрах нам поможет удивительный квадрат.
27 | 65 | 31 |
78 | 67 | 55 |
45 | 56 | 36 |
- Из 1-й строки выберите наибольшее число. (65)
- Из 2-й строки выберите наименьшее число. (55)
- Из 3-й строки выберите не наименьшее, не наибольшее число (45)
- Найдите сумму этих чисел: 65+55+45=165(см)
4. Бухта “Узнай меня”
Это эндемик Байкала. Нежно-розовое, почти прозрачное тело не имеет чешуи. Отсутствуют у нее брюшные плавники и плавательный пузырь. В воде ее поддерживает большое количество жира, составляющего почти треть веса тела. О ком идёт речь? Организмы, не встречающиеся больше нигде?
Эндемики – организмы, не встречающиеся больше нигде.
(Голомянка. В старину высушенную голомянку использовали вместо свечки.)
5. Бухта “Кроссвордная”
Байкал богат рыбой, в настоящее время в озере насчитывается 58 видов рыб. Заполните кроссворд, используя рисунки рыб.
6. Бухта “ Экологическая ”.
А.Вознесенский:
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны.
Какие меры необходимо предпринять, чтобы Байкал был чистым?
(Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал. Поднять экологическую культуру населения.)
Наше путешествие заканчивается. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: окружающий мир есть радость для тебя…Теперь откройте глаза и посмотрите вокруг. Каждый из вас всегда радость другого….Берегите себя и других. Уважайте. Любите всё, что есть на земле!
Список использованной литературы и интернет ресурсов
- “Большой атлас природы России”.– М.: ЗАО “Эгмонт Россия Лтд”, 2003.– 664с.
- Баринова И.И. Современный урок: Методические разработки уроков. – М.: Школа– Пресс, 2000 – 128с. (Библиотека журнвла “География в школе” Выпуск 3)
- М.И.Моро, М.А.Бантова и др.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2008
Интернет ресурсы:
- http://www.sch1207.edusite.ru -Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
- http://ru.wikipedia.org – Свободная энциклопедия.
- http://images.yandex.ru – Яндекс картинки.
- http://www.redbookrb.ru- Красная книга Бурятии.