Игра для учащихся младшего школьного возраста "Путешествие по Байкалу"

Разделы: Внеклассная работа


Цели игры:

  1. Образовательная:
  • Познакомить учащихся в процессе игры с обитателями Байкала, познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями
  1. Воспитательная:
  • Воспитание гуманного отношения к животным.
  1. Развивающая:
  • Развитие памяти, внимания.
  • Развивать умение работать в команде, способствовать совместному переживанию успеха, радости, умение выслушать мнение оппонентов, коллективно работать и достигать желаемого результата.
  • рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения;

Оборудование для проведения игры:

  • Игра “Путешествие по Байкалу” с описанием правил ее проведения;
  • Компьютерная презентация
  • Диск с видами Байкала

Методы проведения: интерактивная игра с использованием здоровьесберегающих игровых технологий и ИКТ.

Форма проведения: групповая

Методическое описание игры

Игра “Байкальская регата” разработана для учащихся начальной школы с целью ознакомления их с обитателями Байкала.

Данная игра может быть использована учителем на уроках “Окружающий мир”, на классных часах по экологическому воспитанию учащихся, некоторые этапы игры могут быть использованы на уроке математике. Игра разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Класс делится на две команды. За правильный ответ даются баллы.

Реализация целей игры способствует формированию у учащихся следующих компетенций:

  1. Общекультурной;
  2. Коммуникативной;
  3. Информационной;
  4. Ценностно-смысловой;
  5. Учебно-познавательной;
  6. Компетенции личностного самосовершенствования.

Методические рекомендации для учителя при проведении игры

Никто еще не придумал лучшего способа знакомства с природой, чем путешествие. “Земля – наш общий дом, изучать её интересно, путешествовать по ней удивительно и увлекательно. Больше знать о Земле полезно всем, на ней живущим”.

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать.

“Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль.
Другой – сидеть себе на месте”.

А.Т. Твардовский

Перед нами водная гладь Байкала и мы отправляемся в морское путешествие. Я не ошиблась, мы отправляемся в морское путешествие по Байкалу. Перед путешествием вам необходимо зарядиться бодростью. Сядьте свободно. Большим и указательным пальцами помассируйте мочки ушей 10 раз в одну и 10 раз в другую. Опустите руки, встряхните их. Вытяните руку и поставьте указательный палец между бровей. Помассируйте эту точку 10 раз. Встряхните руки.

Ребята, во время путешествия помните о тех качествах, которые должны быть присуще каждому спортсмену: выдержка, умение уважать противника, умение прислушиваться к мнению товарища по команде, воля к победе. Вам предстоит пройти нелёгкий, длинный путь. Я верю в вас. Верю, что каждый из вас это сможет сделать. Попутного вам ветра! Семь футов под килем.

Для начала посмотрим на игровое поле. На нем Байкал, как и на географической карте изображен в форме молодого месяца. Таким он виден из космоса. Байкал– самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить полвека.

Я не знаю, где начало
Нашего знакомства и родства.
С детских лет волна твоя качала
И меня, и деда, и отца.

Закаляло,
Исцеляло море.
Крепкий дед мой
От любой беды
В туеске, как заговор от хвори,
Мне байкальской привозил воды.

М А. Румянцев

Итак, команда “Сбор!” Все заняли свои места, яхты на старт!

1. Бухта “Историческая ”

Байкал означает ………… озеро

Чтобы узнать что означает Байкал надо выполнить вычисления и заполнить таблицу.

8 40 20 51 96 40 65
             
О. 17+23 Г. 32-12 Е. 52+13 Б. 50-42
Т. 38+58 А. 26+25 О. 96-56 ответ: (Богатое)

2. Бухта “ Угадал – плыви дальше”

Загадка:

И не рыба, и не кит.
Кто она – поди, узнай-ка !
Рыбу ловит и молчит.
Догадались?
Это ……(нерпа)

Чтобы отгадать загадку, вам необходимо сложить картинку из частей, которые лежат у вас в конвертах.

После того как ребята собрали картинку, идет показ слайдов с фотографиями и рассказ учителя о нерпах.

Это животное очень древнего происхождения. Нигде, кроме Байкала, нерпа не встречалась, а вопрос, как она сюда попало, до сих пор остается спорным. Вес от 50 до 100 кг. Окраска спины у неё буровато серая с легким оливково-сизоватым оттенком. Брюхо более светлое, чуть желтоватое. Беспомощен на суше и ловок, стремителен, пластичен в воде. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Нерпа байкальская занесена в Красную книгу.

3. Бухта “Чудо Байкала”.

Узнать среднюю длину взрослой нерпы в сантиметрах нам поможет удивительный квадрат.

27 65 31
78 67 55
45 56 36
  1. Из 1-й строки выберите наибольшее число. (65)
  2. Из 2-й строки выберите наименьшее число. (55)
  3. Из 3-й строки выберите не наименьшее, не наибольшее число (45)
  4. Найдите сумму этих чисел: 65+55+45=165(см)

4. Бухта “Узнай меня”

Это эндемик Байкала. Нежно-розовое, почти прозрачное тело не имеет чешуи. Отсутствуют у нее брюшные плавники и плавательный пузырь. В воде ее поддерживает большое количество жира, составляющего почти треть веса тела. О ком идёт речь? Организмы, не встречающиеся больше нигде?

Эндемики – организмы, не встречающиеся больше нигде.

(Голомянка. В старину высушенную голомянку использовали вместо свечки.)

5. Бухта “Кроссвордная”

Байкал богат рыбой, в настоящее время в озере насчитывается 58 видов рыб. Заполните кроссворд, используя рисунки рыб.

6. Бухта “ Экологическая ”.

А.Вознесенский:

Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны.

Какие меры необходимо предпринять, чтобы Байкал был чистым?

(Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал. Поднять экологическую культуру населения.)

Наше путешествие заканчивается. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: окружающий мир есть радость для тебя…Теперь откройте глаза и посмотрите вокруг. Каждый из вас всегда радость другого….Берегите себя и других. Уважайте. Любите всё, что есть на земле!

Список использованной литературы и интернет ресурсов

  1. “Большой атлас природы России”.– М.: ЗАО “Эгмонт Россия Лтд”, 2003.– 664с.
  2. Баринова И.И. Современный урок: Методические разработки уроков. – М.: Школа– Пресс, 2000 – 128с. (Библиотека журнвла “География в школе” Выпуск 3)
  3. М.И.Моро, М.А.Бантова и др.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2008

Интернет ресурсы:

  1. http://www.sch1207.edusite.ru -Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
  2. http://ru.wikipedia.org – Свободная энциклопедия.
  3. http://images.yandex.ru – Яндекс картинки.
  4. http://www.redbookrb.ru- Красная книга Бурятии.