Авторская программа по факультативному курсу "Пишем без ошибок"

Разделы: Начальная школа


РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, способностью ориентироваться в многообразии окружающего мира. Одна из центральных проблем в современной методике начального обучения – это языковое образование и речевое развитие младшего школьника.

Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.

Программа по курсу “Пишем без ошибок” представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения.

Курс “Пишем без ошибок” расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

Курс разработан в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки учащихся начальных классов.

Основными содержательными линиями курса являются языковые знания и навыки оперирования ими; коммуникативные умения.

Школьный компонент базисного учебного плана отводит на изучение курса 34 часа

(1 час в неделю.)

Предполагается использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Основной целью курса является углубление в сущность предмета русский язык, воспитание интереса к его закономерностям, формирование творческой и активной личности.

Задачи курса:

– развитие орфографических и речевых навыков младших школьников;

– развитие интереса к изучению тайн русского языка;

– развитие творчества;

– расширение уже имеющихся знаний о русском языке;

– обогащение словарного запаса учащихся;

– формирование умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.

Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки.

Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. При обучении реализуются основные дидактические принципы, особенно принцип доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для усвоения и различные упражнения для закрепления содержат проблемную задачу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися.

Программный материал разделен на 4 раздела.

  1. Слово и его значение.
  2. Развитие речи “Учимся писать письма”.
  3. Учимся писать диктанты.
  4. Развитие речи “Учимся писать изложения и сочинения”.

Изучение программного материала строится по концентрической системе.

РАЗДЕЛ II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ “СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ” - 9 часов.

Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова. Связь формы и значения слова. Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значениях. О заимствованиях в русском языке. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями: толковыми, синонимов, антонимов.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ “УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА” - 8 часов.

Общее понятие о жанрах текста. Письмо.

Формы речевого этикета, встречающиеся в письме.

Грамматические и лексические трудности при написании письма.

Ответы на вопросы по содержанию письма.

Написание короткого письма, личного дневника о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования.

“УЧИМСЯ ПИСАТЬ ДИКТАНТЫ” - 8 часов.

Слуховые диктанты. Диктант – слово, диктант – словосочетание, диктант – предложение, диктант – текст.

Буквенный анализ при письме, восприятие интонации для соблюдения пунктуации.

Зрительные диктанты. Правильное написание слов с изученными орфограммами.

Распределительные диктанты, выборочные диктанты.

Написание диктанта по памяти.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ “УЧИМСЯ ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ” - 9 часов.

Изложение: чтение и аудирование текста, анализ текста, выделение в нем главного и второстепенного, извлечение из текста заданного материала, ответы на вопросы выдержками из текста, самостоятельное создание нового текста заданного предметно – тематического типа.

Сочинения. Виды сочинений. Сочинение повествовательного характера.

РАЗДЕЛ IV

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 4-го КЛАССА.

В результате изучения курса “Пишем без ошибок” учащиеся должны знать\уметь:

– отличать признаки основных языковых единиц;

– употреблять основные термины и понятия, связанные с лексикой;

– использовать лексическое значение и смысл слова в контексте;

– знать историю происхождения наиболее употребляемых слов и устойчивых выражений;

– быстро вызывать в памяти и отбирать слова и выражения, наиболее точно соответствующие замыслу высказывания;

– подбирать антонимы и синонимы;

– различать слова – омонимы, архаизмы, неологизмы;

– пользоваться толковыми, этимологическими словарями, словарями синонимов, антонимов;

– в соответствии с правилами культуры общения уметь написать письмо; вести личный дневник;

– писать изложения с элементами сочинения;

– писать сочинения повествовательного характера.

РАЗДЕЛ V

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Литература для учителя:

  1. Александрова Г.В. “Занимательный русский язык”. Санкт-Петербург, “Тригон”,1998 г.
  2. Александрова З. “Словарь синонимов русского языка”. М.: 1995 г.
  3. Львов М. “Словарь антонимов русского языка”. М.: 2001 г.
  4. Волина В. “Занимательная этимология”. М.: 1995 г.
  5. Ожегов С.И. “Толковый словарь русского языка”. М.: 2001 г.
  6. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. Пособие для начальных классов. – М.: “Грамотей”, 2005.
  7. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс. Пособие для начальных классов. – М.: “Грамотей”, 2006.
  8. Бобкова Н.Н. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения. – Волгоград: Учитель, 2010.

Литература для учащихся:

  1. Ушакова О.Д. “Толковый словарик школьника”, “Этимологический словарик школьника”, “Синонимы и антонимы”. Санкт – Петербург, “Литера”, 1995 г.
  2. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Пишем без ошибок: Рабочая тетрадь №1 и №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Приложение