Цели и задачи:
Разобрать с учащимися новые термины, понятия и определения; начать формирование у учащихся представлений и знаний о населении Земли, происхождении человечества, численности населения и его размещении, расовом составе и расовых проблемах; показать влияние условий окружающей среды на человечество; развивать умения работать с таблицами, географическими картами; воспитывать уважения к разным национальностям.
Учебно-наглядный материал:
Физическая карта мира, политическая карта мира, таблицы, карточки, рисунки детей “Дружба народов”, картины, контурные карты, портрет Н.Н. Миклухо-Маклая.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
2. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний.
Учитель задаёт вопрос:
– Как на Земле появился человек?
– Какие взгляды на эту проблему существуют в настоящее время? (религиозное представление – создал Бог; из космоса; произошёл из человекообразной обезьяны в процессе эволюции)
2. Человечество – единый биологический вид.
1) Рассказ учителя:
Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
А по научным взглядам, появление человека на Земле объясняется так, что человек произошёл из обезьяны. За многие тысячелетия физический облик человеческих существ претерпел изменения. Шёл естественный отбор: выживали и давали потомство организмы, наиболее приспособленные к особенностям мест обитания. Отдельные группы людей жили далеко друг от друга, в резко отличавшихся природных условиях. Исторически складывались расы. Они начали формироваться 30-40 тыс. лет назад.
Раса (от арабского слова “рас” – голова, начало, корень) – это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела).
Обычно выделяют три большие расы – европеоидная, негроидная, монголоидная.
2) Работа с таблицами и картой:
а) анализ таблицы “Расовый состав населения Земли” (анализ сопровождается работой с картой).
б) заполнять таблицу по учебнику: с 157.
Раса |
Признаки |
Территория, распространение расы |
3) Учитель задаёт вопрос:
– Каждая человеческая раса имеет разные внешние признаки. Как вы думаете, физические и умственные способности у представителей разных рас будут одинаковы? Давайте, послушаем доклад.
4) Сообщение ученика:
Способности человека к умственному и физическому труду или к любой другой деятельности не зависят от того, к какой расе он принадлежит.
Существуют ложные учения о том, что одни расы превосходят другие по умственному и физическому развитию и потому они будто должны господствовать. Другие расы объявлялись “неполноценными”, неспособными к научным занятиям, искусству.
Учёные давно доказали равенство рас. Один из этих учёных – наш соотечественник Н.Н. Миклухо-Маклай. Он посвятил свою жизнь изучению народов, населяющих тропические острова Тихого океана. Особенно известно путешествие Н.Н. Миклухо-Маклая на Новую Гвинею, где учёный прожил среди туземцев длительное время. В то время мало что знали о папуасах, обитателях острова, не имевших связи с внешним миром, стоявших на низшей ступени развития (например, топоры и оружие у них были каменными). Н.Н. Миклухо-Маклай установил с островитянами дружественные отношения, завоевал их доверие и любовь. Изучив их жизнь, Н.Н. Миклухо-Маклай пришёл к выводу, что так называемые первобытные народы в такой же степени способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле.
5) Сделать вывод:
– Итак, можно ли судить о способностях человека по расовым признакам? Ответом на вопрос может быть текст учебника на стр. 158, прочитайте его.
3. Численность населения Земли.
1) Рассказ учителя. Работа с терминами.
Население – это совокупность всех людей, живущих на Земле.
По подсчетам статистиков-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд человек. Численность населения меняется в зависимости от того, сколько людей рождается и сколько умирает. На численность населения сильно влияют следующие причины: состояние здравоохранения, войны, стихийные бедствия, миграция, уровень жизни людей. А что такое миграция?
Миграция – это передвижение людей по территории. Миграции так же оказали влияние на размещение рас по континентам. Люди расселились по всей пригодной для проживания территории.
В течение многих тысячелетий население Земли было небольшим и росло медленно. 2000 лет назад на Земле обитало 230 млн человек. В течение следующих тысяч лет население увеличилось на 75 млн. С середины 20-го века оно росло самым высоким за всю историю человечества темпом. Сейчас на Земле проживает более 6 млрд человек. Самыми большими по численности населения государствами являются Китай – 1,2 млрд человек, Индия – 1 млрд человек, США – 285 млн человек, Индонезия – 214 млн человек, Бразилия – 172 млн человек, Пакистан – 156 млн человек, Россия на седьмом месте – 143 млн человек.
2) Дать задание:
Найдите на политической карте страны, лидирующие по количеству населения, отметьте их на контурной карте.
4. Физкультминутка.
5. Основные типы населённых пунктов.
1) Работа над картинами.
Учитель предлагает посмотреть на две картины: город, село (деревня) и просит дать названия этим картинам.
– В каком населенном пункте вы живёте? (В селе)
– Чем занимаются ваши родители? (Сельским хозяйством)
– Как вы думаете, а чем занимаются в городе? (Жители города заняты в промышленности)
2) Работа с карточками.
Учитель раздаёт ученикам карточки с признаками различия города от села. Задача учащихся: выстроиться в два ряда (учащиеся первого ряда должна охарактеризовать город, учащиеся второго ряда – село).
Село
– Жители занимаются сельским хозяйством.
– Население невелико от десятков и сотен до нескольких тысяч.
– Занимаются обработкой земли.
– Население выращивают домашний скот.
– Население поставляет продукты питания.
– Здесь нет многоэтажных домов.
– Здесь не развит общественный транспорт.
– Здесь мало школ, музеев, магазинов.
– Большинство жителей знакомы друг с другом.
– У большей части жителей есть подсобное хозяйство.
– Небольшая динамичность.
– Этот вид населенных пунктов более древний.
Город
– Жители заняты в промышленности.
– Много заводов и фабрик.
– Живут десятки и сотни тысяч людей и более миллиона.
– Много школ, музеев, кинотеатров и других культурных учреждений.
– Здесь преобладают многоэтажные дома.
– В России здесь проживает более 73% населения.
– Здесь хорошо развит общественный транспорт.
– Наблюдается большая подвижность людей по населенному пункту.
– Большинство людей не знакомы друг с другом.
– Население много тратит время на перемещение по населенному пункту.
Затем учитель предлагает прочитать свои карточки учащимся, стоявшим в первом ряду (город), а учащиеся второго ряда внимательно слушают и записывают в тетрадь термин “город” и основные признаки городского населенного пункта. Затем учащиеся второго ряда (село) читают свои карточки, а первый ряд записывает в тетрадь термин “село” и его основные признаки.
Учитель обращает внимание, что сельские населенные пункты возникли намного раньше, чем появились первые города.
3) Дать задание: отметить на контурной карте города Москва, Санкт–Петербург, определить их координаты.
3. Итог урока.
1. Взаимоконтроль (учащиеся задают друг другу вопросы по изученной теме).
2. Вывод:
– Все люди на Земле разные. Как люди разных рас должны жить в этом мире, как они должны относиться друг к другу? Примером того, как народы мира дружат, служат ваши рисунки. Что именно рассказывает ваш рисунок, что вы хотели им сказать? Объясните.
3. Задание на дом: § 51, 52, 53 (готовиться к тесту по теме: “Население Земли”).
(Приложение)
4. Выставление оценок.