Тип урока: урок новых знаний.
Цель:
- Познакомить с образованием и записью числа 100. Совершенствовать умение учащихся решать задачи.
- Расширять кругозор учащихся. Способствовать развитию учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
- Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбие, патриотизм, развивать интерес к предмету.
Оборудование:
- ребусы, логико-развивающая игра «Танграм»;
- карточки с примерами, конверты и карточки заданиями;
- книги А.Л. Барто и С. Я. Маршака;
- абак, пучки – палочки, плакат с задачей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Проверка готовности учащихся к уроку.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Цели и задачи урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой цифрой 100, научимся ее писать и читать.
III. Проверка домашнего задания
Но сначала проверим домашнее задание. Я показываю знаки, а вы проверяете.
Поднимите руку у кого все правильно?
IV. Оформление тетради.
Оформляем тетради, записываем число и классная работа.
V. Устный счет.
За последние дни на адрес нашего класса, вот в этот почтовый ящик пришло очень много разных писем и газет. И на уроке мы их откроем и посмотрим что в них написано. Посмотрите сколько здесь писем, самых разных, больших и маленьких, белых и серых, каких только нет.
Возьмем одно из писем и прочитаем.
Письмо.
Здесь написано:
1) Заселяем дома.
- Перед вами домики и сколько номеров?
- Из каких 2-х чисел состоит каждый номер?
- Сколько цифр использовано для составления этих номеров?
А теперь, наоборот, из чисел 5 и 6 составьте разные номера домов (так чтобы не повторялось).
Берем второе письмо, читаем.
2) Прочитай и реши.
Я показываю вам карточки, вы читаете выражения, решаете так, чтоб ответы были верные.
10 + 6 – 8 = 8 10 – 6 + 7 = 11 |
10 + 6 – 1 = 15 3 + 6 + 10 = 19 |
10 – 6 + 9 = 13 3 + 6 + 9 = 18 |
Посмотрите в нашем почтовом ящике не только письма но есть и газета а в ней написано:
«Все письма и газеты пришедшие на почту попадают в руки человека профессия которого называется – почтальон. Он должен рассортировать эти письма по адресам, сложить к себе в сумку и разнести по домам».
3) Вам предлагается решить задачу про письма.
В сумке у почтальона:
Было – 15 писем. Раздал – ? Осталось – 5 писем. |
Было – ? Раздал – 10 писем. Осталось – 5 писем. |
А теперь сами составьте подобную задачу, где надо узнать сколько было.
Молодцы! Вы справились, прочитали и выполнили задания.
VI. Новая тема урока.
А знаете ли вы, что когда-то давным-давно почту перевозили из одного города в другой. Лошади не могли проезжать слишком большие расстояния. Но время шло транспорт менялся, и сейчас в наше время основной перевозчик почты – это поезд. Он проезжает огромные расстояния, везя письма, журналы, посылки, бандероли. Поезд проезжает 100 дорог, 100 путей, больше 100 км.
Цифра 100 большая цифра и мы должны ее уметь читать и писать. Но сначала послушайте маленький отрывок из стихотворения А. Барто «Веревочка». В нем говориться, как девочки прыгали через веревочку много-много раз, а сколько вы должны догадаться.
Тут прохожим не пройти
Тут веревка на пути
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
- Кто догадался, сколько это? (100)
Давайте проверим.
У меня пучки – десятки, а 1 пучке – 10 палочек, считаем пучки: 1 д.. 2 д.. 3д.. и т.д значит 10 дес. = 100 или 1 сотня.
Давайте посмотрим, как же образовалось 100.
Было 90, к нему добавляем по 1 единице (счет хором)… 100.
Значит 1 с = 100 единицам.
В числе 100 нули показывают, что нет единиц. Нет десятков, есть только 1 сотня.
VII. Работа по учебнику.
В письмах вы пишите о своих друзьях, родных, о школьных новостях. Бывают письма – рассказы, письма – просьбы, а вот у нас письмо – задача (достаем конверт и открываем).
Здесь написано: решите задачу.
Читаем, разбираем и записываем (задача в учебнике).
VIII. Логико-развивающая игра.
Пока вы решали задачу вам каждому на парту пришли письма, у всех они разные и задания в них будут разные. Задания по группам: у зеленных – свое, у красных – свое, у желтых тоже свое (игра «Танграм»).
Посмотрите, в учебнике нарисованы пучки-палочки, сколько там пучков, каким числом их обозначили?
IX. Физкультурная минутка.
Работа почтальона очень важная и нужная. Об этой профессии есть даже стихотворение С. Маршака «Почта» и вы его конечно знаете.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
Это он
Это он
Ленинградский почтальон.
Чтобы быть хорошим почтальоном нужно уметь хорошо считать и знать математику. Сейчас мы проверим, кто может стать почтальоном.
Решаем №5 с комментированием с места, сразу получаем оценку.
- Люди посылают друг другу самые разные письма, в них можно послать и открытки, и фотографии, а бывает, письмо скрывает в себе карту с кладом. А вот пришло письмо с ребусами:
- 100 рож 100 рона мо 100 , ко 100 чка.
X. Самостоятельная работа.
Письма вы пишите сами и отправляете их тоже сами. А вот умеете ли вы сами решать? Мы сейчас проверим.
№ 2 сравнить числа и выражения.
Проверка (запись на доске).
XI. Закрепление.
Число 100 и цифра100 очень нужное и важное. Очень часто мы с ним встречаемся в книгах, сказках, стихах и песнях, и просто в нашей речи.
Например, в сказках:
- «Прошел Иван Царевич 100 дорог 100 путей».
- Я часто говорю: «Не буду повторять 100 раз».
- А теперь вы приведите примеры, где бы встречалось число 100?
XII. Итог занятия.
- Друзья, что нового вы узнали на уроке?
- Что для Вас было наиболее интересным?
XIII. Оценка знаний учащихся.
Спасибо за урок.